Диалектика. Законы диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:27, реферат

Описание работы

Следует отметить, что диалектика определяет развитие бытия, проявляясь в конкретном случае в том или ином (себя-) обозначении, например, как отрицание отрицания, или влиянии. Или же, то, что называется законами философии, есть либо конкретно проявленные обозначения диалектики, либо, в том числе для наук, устойчивые явления влияний диалектики в бытии.
Корректным обычным значением термина «диалектика» является не «диалектический метод» и не теория познания, а непосредственно диалектическое познание в его собственном движении.

Файлы: 1 файл

философия готовая.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Введение 


Диалектика есть высшее разумное движение. Поэтому диалектика также есть действительное движение. 
     В первом понимании диалектика есть в себе деятельность самого себя в-себе-и-для-себя-сущего мышления, состоящая в познавании абсолютной сущности в движении чистых понятий.

Во втором – действительное развитие.

В тождестве в силу общности самого развития, диалектика – в-себе-и-для-себя-сущее мышление, являющее действительное развитие. Тогда для нас диалектика в различии указанного тождества – внеположенность, относящаяся к бытию.

По Г. Гегелю, диалектика, например, «проявляется во всех частных областях и образованиях мира природы и духа», она объективна и вне человеческого сознания (даже материалист Ленин признал, что «диалектика не в рассудке человека, а в «идее», то есть в объективной действительности», хотя может быть существенным диалектическим моментом обычных наук. 

Диалектика действительна, в ее сферу входят глобальные и  истинностные процессы (поэтому диалектическая философия актуализируется всегда и по-новому).

Диалектика – объективна, сама и вне человеческого сознания. Диалектика сверхчувственна, но не абсолютна. Она не охватывает идею, Логику, сознание, Мир и дух, но соотносится с ними. Она охватывает бытие, но в нем существенны также и недиалектичные моменты и процессы, и аспекты.

В частности, диалектика – объективная эволюция некоторого в единстве различностей или разумное развитие.

 

 

 

 

Следует отметить, что  диалектика определяет развитие бытия, проявляясь в конкретном случае в  том или ином (себя-) обозначении, например, как отрицание отрицания, или влиянии. Или же, то, что называется законами философии, есть либо конкретно проявленные обозначения диалектики, либо, в том числе для наук, устойчивые явления влияний диалектики в бытии.

Корректным обычным значением термина «диалектика» является не «диалектический метод» и не теория познания, а непосредственно диалектическое познание в его собственном движении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Историческое развитие диалектического понимания мира

 

1.1. Понятие диалектики  как науки

 

Постоянно развивающаяся  борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.

Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

       Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

        Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

Диалектика как понятие  употребляется в трёх значениях:

1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы,

диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

 

 

 

 

 

 

 


 

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

Таким образом, диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления и основанный на этом учении метод мышления и познания.

Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

Субъективная диалектика - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

          Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.

           Диалектика как категория имеет  ряд характеристик. Диалектика - наука о наиболее общих законах всякого движения.


           Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что субъективное мышление и объективный мир подчинены одним тем же законам и поэтому в результатах противоречия между ними быть не может. Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и этим расширяет субъект опыта, распространяя с индивида на род.

1.2. Исторические формы диалектики

 

Диалектика как  учение о развитии рассматривает  три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.

Говоря об истории  диалектики, следует отметить, что  гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались  уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

В средние века, когда философия почти на тысячу лет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения, в учениях Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом.

Однако в наиболее полной, систематизированной форме  диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который  теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический.

Диалектика, как  и всякая другая наука, изучающая  явления и процессы действительности имеет свою структуру: принципы, категории, законы.

Основные принципы диалектики:

1). Все в мире находится в движении, всему присущи изменения,


 

причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений — развитие (изменение  не только количественное, но и качественное).

2). Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3). Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения - внутренние противоречия.

 

1.3. Диалектика как  теория развития

 

Г. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается

в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.

Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

Основное содержание диалектической теории описывается тремя основными  законами, которые Г. Гегель сформулировал  по отношению к Абсолютному духу, а К. Маркс и ФЙ. Энгельс применили  к материалистически понятым природе, обществу, человеческому мышлению.

 

 


 

 

2. Законы диалектики

 

Развитие характеризует  три универсальных закона диалектики, каждый из которых освещает определенную грань развития.

1). Закон единства и борьбы противоположностей, который показывает источник развития и отвечает на вопрос почему происходит развитие.

2). Закон взаимного перехода количества и качества, показывающий механизм (форму) развития, (то есть отвечает на вопрос как происходит развитие)

3). Закон отрицания-отрицания, показывающий направление развития. Он отвечает на вопрос – куда идет развитие.

 

2.1. Закон единства и борьбы противоположностей

 

Закон единства и взаимоисключения (борьбы) противоположностей – один из универсальных законов диалектики. Закон проявляет свое действие в природе, обществе и мышлении.

Суть закона заключается  в том, что он объясняет развитие именно как самодвижение, саморазвитие.

Всем предметам, объектам, процессам реального мира внутренне  присуще противоположные стороны, тенденции. Они одновременно находятся в единстве и взаимоисключении (борьбе) и составляют противоречия. Взаимоисключение, борьба противоположностей на определенной фазе порождает импульс. Источник развития и самодвижения, что приводит к исчезновению старого и рождению нового качества.

Для понимания содержания закона выясним содержание категорий: тождество, различие, противоположность, противоречие, борьба.


Все предметы и явления мира находятся в связях и отношения. Тождество есть отношение, сторонами которого являются предметы и явления, совпадающие друг с другом. Но вещи, оставаясь идентичными,

тождественными, в тоже время изменяются (человек стареет, техника изнашивается и т.д.).

Различие – это отношения неравенства, несовпадения друг с другом тех или иных сторон предметов и явлений.

Степени различия между  вещами бывают разными по глубине. Сообразно с этим они бывают существенными и несущественными.

Высшая степень различия – противоположность. Противоположность есть различие предметной степени. Сторонами которого являются силы и тенденции, взаимополагающие и взаимоисключающие друг друга.

Единство и борьба противоположных сторон свойственны всем явлениям. Например, плюс и минус; дифференциал и интеграл; действие и противодействие, соединение и диссоциация атомов; обмен веществ; классовая борьба.

Противоположности выступают  сторонами противоречия, но только в том случае если находятся в  составе единого целого (предмета, процесса, явления), но в тоже время  и в борьбе. Борьба предполагает, что противоположности исключают  друг друга, вызывают проявление новых свойств, сторон, тенденций.

  Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон предметов и явлений, которые находясь в тоже время во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступают источником самодвижения и развития.

Противоречие неотрывно  от развития, движения как и развитие от противоречия. Противоречия есть в  любой системе от начала и до конца  ее развития.

В развитии противоречий можно выделить следующие этапы:

1) гармония; 2) дисгармония; 3) конфликт.

Таким образом, состояние противоречий не является неизменным при развитии систем любого рода, иначе, противоречие – есть процесс.

Сами по себе противоречия еще не обеспечивают развития. Для того, чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешатся, преодолеваться.

Основными формами разрешения противоречия являются:

а) примирение противоположностей;

б) «победа» одной из противоположностей;

в) «гибель» обеих противоположностей.

Процесс преодоления  противоречия есть отрицание прежнего бытия предмета, скачек к новому качеству.

Противоречия бывают: внутренние внешние, основные, не основные; главные, антагонистические,  неантагонистические.

Информация о работе Диалектика. Законы диалектики