Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 13:18, реферат

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать диалектику взаимодействия личности и коллектива советской педагогики (на примере С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского).
Задачи работы:
1. Рассмотреть учение о коллективе в советской педагогике;
2. Изучить диалектику взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике;
3. Рассмотреть коллективное воспитание А.С.Макаренко;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Учение о коллективе в советской педагогике…………………………………4
Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике..7
Коллективное воспитание А.С.Макаренко……………………………………7
«Мудрая власть коллектива» по В.А.Сухомлинскому………………………11
Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого……………………..13
Заключение……………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………………..17

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 31.85 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

  «Российский государственный 

 профессионально-педагогический университет»

Институт искусств

Кафедра философии и культурологии

 

 

Контрольная работа

Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике

 

 

Выполнил студент

гр. ЗАрД – 113 С

Шубина Е.Д.

Проверил преподаватель

Кленов Л.А.

 

 

 

 

Екатеринбург

РГППУ

2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Учение о коллективе в советской педагогике…………………………………4

Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике..7

Коллективное воспитание А.С.Макаренко……………………………………7

«Мудрая власть коллектива» по В.А.Сухомлинскому………………………11

 Педагогические взгляды  и деятельность С.Т.Шацкого……………………..13

Заключение……………………………………………………………………...15

Список использованной литературы…………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Принципом советской системы воспитания было: «Воспитание в коллективе и через коллектив».

Бурному росту и подъёму коллективное воспитание было обязано большому количеству беспризорных детей, чьи родители погибли в результате затяжной гражданской войны, а также детей - сирот, и поэтому встала острая необходимость создания учреждений для беспризорников. Столкнувшись с такой ситуацией, советской школе предстояло строить свою работу с детьми на принципиально новых, коллективистических началах. Так как в этих условиях школа становилась не просто местом, где получают знания, как это было ранее, но и местом для воспитания детей, которые были лишены родителей.

Педагоги-практики не заставили себя ждать, поэтому, практически на всём протяжении истории советского государства возникали яркие лица, которые сыграли ключевую роль в развитии идей коллективного воспитания: С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Ростовский, Ф.Г.Мелихов, М.А.Погребенский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.П.Иванов и т.д. Все они доказали свои идеи не только на бумаге, но и на практике.

Цель данной работы: проанализировать диалектику взаимодействия личности и коллектива советской педагогики (на примере С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского).

Задачи работы:

  1. Рассмотреть учение о коллективе в советской педагогике;
  2. Изучить диалектику взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике;
  3. Рассмотреть коллективное воспитание А.С.Макаренко;
  4. «Мудрая власть коллектива» по В.А.Сухомлинскому;
  5. Рассмотреть педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого.

Учение о коллективе в советской педагогике

Можно утверждать, что в советской педагогике разрабатывались такие проблемы воспитания, которые были характерны только для нашей страны, для нашей науки и практики. К таким областям педагогической науки, безусловно, относится учение о коллективе. Широко известны имена ученых, создавших, развивающих, реализующих теорию и практику воспитания коллектива и личности в коллективе.

Станислав Теофилович Шацкий – педагог, организатор системы внешкольного образования, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. В своих учреждениях Шацкий вёл поиск новых форм и методов воспитательной работы, организовывал мастерские, клубные занятия.

Принципиально новая идея Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым относил умственный и физический труд, искусство, игру. Шацкий подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка.

Организующим ядром школьной жизни Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т. д.) и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности и коллектива.

Антон Семенович Макаренко – один из виднейших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой. Макаренко смог разработать систему воспитания, которая могла отвечать задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Неотделимая часть коллективного воспитания – индивидуальный подход.

Его педагогические находки: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и другие, которые имеют свое значение до сих пор. «... в краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему», – писал Макаренко.

Василий Александрович Сухомлинский, является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Сухомлинский вводит новое понятие «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном – в учении, а ведь учение – главный совместный труд в школьном коллективе.

Воспитание в коллективе – один из основных принципов советской системы воспитания, коллектив – главнейшая форма воспитательной работы, единственный и главный инструмент воспитания.

«Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей, – утверждал Макаренко, – может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность».

Знание же психологии детской души, каждого отдельного человека, указывал Макаренко, только поможет приложить метод наиболее удобно в одном случае, несколько отлично в другом. В этих словах А.С.Макаренко раскрывается значение и сущность индивидуального воспитания. «Индивидуальный подход к ребенку заключается в том, чтобы применительно к его индивидуальным особенностям сделать его преданным и достойным членом своего коллектива, гражданином Советского государства».

Только в коллективном воспитании индивидуальный подход не связан с риском воспитать индивидуалистов. Организуя коллектив так, чтобы у каждого его члена воспитывались реальные качества личности, мы создадим условия, при которых индивидуальный подход будет действовать, по словам Макаренко, значительно сильнее, красивее и целесообразнее.

В связи с вопросом о коллективе, который является кардинальным в советской педагогике, неизменно встает и вопрос о создании правильного коллектива, правильного влияния коллектива на личность.

При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение, которое выступает как инструмент формирования личности ребёнка. Макаренко придерживался, как и многие современные педагоги того, что, общественное мнение одно из наиболее эффективных средств в воспитании личности. Он считал, что в каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть воздействием на коллектив. И наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив.

Опыт творческого развития личности в коллективе принципиально важен и для современной педагогической науки.

Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике

Важной проблемой педагогической теории и практики советского периода были организация и воспитание детского коллектива. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых-педагогов того времени.

 Коллективное воспитание А.С. Макаренко

Самым известным теоретиком, разработавшим модель «воспитательного коллектива» стал А.С.Макаренко.

В 20-30-е гг. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной им. Ф.Э.Дзержинского в пригороде Харькова.

Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. Внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия.

Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе через коллективную методику целесообразного в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др.

Сущность своего педагогического опыта Макаренко определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Только в нашем, социалистическом обществе, писал Макаренко, созданы все условия для расцвета творческих сил личности.

Исходя из этого положения, Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.

Учение А.С.Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия (педагог как субъект управления) – становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организаций.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своём развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он назвал «Принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива – «один за всех и все за одного». «Принцип параллельного действия» не исключает применения «принципа индивидуального действия» – прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью, стремление к определённой цели.

Информация о работе Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике