Прошедшие тысячелетия показали,
что последующие утопии недалеко
ушли от прародительницы, созданной
гением Платона, который ярко проявился
и в создании основ объективного
идеализма и разработке его в
целостном виде.
Мир по Платону и не телесный
космос, лишенный индивидуальности, и
не отдельные материальные вещи, наполняющие
Вселенную. Прекрасный, материальный космос,
собравший множество единичностей
в одно нераздельное целое, живет
и дышит, весь наполнен бесконечными
физическими силами, но зато он управляется
законами, находящимися вне его, за
его пределами. Это самые общие
закономерности, по которым живет
и развивается весь космос. Они
составляют особый надкосмический мир
и называются у Платона миром
идей. Увидеть их можно не физическим
зрением, а умственным, мысленно. Идеи,
управляющие Вселенной, первичны. Они
определяют жизнь материального
мира. Мир идей находится вне времени,
он не живет, а пребывает, покоится в
вечности. И самая высшая идея идей
- это абстрактное благо, тождественное
абсолютной красоте.
Платоновский идеализм потому и называется
объективным, что он признаёт существование
вполне реального, независимого от сознания
человека, то есть объективного идеального
бытия.
Основные философские
принципы платонизма:
1. Идея вещи есть смысл
вещи.
2. Идея вещи есть такая
цельность всех отдельных частей
и проявлений вещи, которая уже
не делится на отдельные части
данной вещи и представляет
собою в сравнении с ними
уже новое качество.
3. Идея вещи, есть та
общность составляющих её особенностей
и единичностей, которая является
законом для возникновения и
получения этих единичных проявлений
вещи.
4. Идея вещи невещественна.
5. Идея вещи обладает
своим собственным и вполне
самостоятельным существованием, она
тоже есть особого рода идеальная
вещь, или субстанция, которая в
своем полном и совершенном
виде существует только на
небе или выше неба.
Однако, сильной стороной
философии Платона, его положительным
вкладом в историю философии
менее всего является его объективный
идеализм как мировоззрение. Общее
не остается у Платона лишь противостоящим
единичному, оно осмысляет всякую
единичность и трактует как принцип
единичного, как закон проявления этого
единичного, как модель его построения.
Души людей, согласно Платону
тесно соприкасаются с миром
идей. Они - бестелесны, бессмертны, они
не возникают одновременно с телом,
но существуют вечно. Тело подчиняется
им. Состоят они из трех иерархически
упорядоченных частей:
1. разум;
2. воля и благородные
желания;
3. влечение и чувственность.
Изначально существуя
в мире идей, некоторые души не могут
обуздать свои нечистые влечения и
потому отправляются в материальный
мир. За счет этого человек способен
постигать идеи. Он не в состоянии
их производить, но под влиянием органов
чувств и своих впечатлений, способен
припомнить то, что его душа видела
в мире идей. Души, в которых преобладает
разум, поддерживаемый волей и благородным
устремлениями, продвинутся наиболее
далеко в процессе воспоминания.
Сократ - представитель идеалистического
религиозно-нравственного мировоззрения,
открыто враждебного материализму.
Впервые именно Сократ сознательно
поставил перед собой задачу обоснования
идеализма и выступил против античного
материалистического миропонимания,
естественнонаучного знания и безбожия.
Сократ исторически был зачинателем
" тенденции, или линии Платона
" в античной философии.
Сократ - великий античный
мудрец, - стоит у истоков рационалистических
и просветительских традиций европейской
мысли. Ему принадлежит выдающееся
место в истории моральной
философии и этики, логики, диалектике,
политических и правовых учений. Влияние,
оказанное им на прогресс человеческого
познания, ощущается до наших дней.
Он навсегда вошел в духовную культуру
человечества.
Платон создал теорию общего
как закона для единичного, теорию
необходимых и вечных закономерностей
природы и общества, противостоящую
их фактическому смешению и слепой
нерасчленённости, противостоящую всякому
донаучному пониманию. Именно эта сторона
учения Платона об идеях в значительной
мере обусловила его тысячелетнюю значимость
в истории человеческой мысли.
Платон - первый в Европе
последовательный представитель объективного
идеализма, основатель этой философии.
Объективный идеализм Платона есть
учение о самостоятельном существовании
идей как общих и родовых понятий.
Платон всю жизнь проповедовал всеобщую
гармонию. Когда Платон захотел очертить
предмет своей эстетики, он назвал
её ни больше ни меньше, как любовью.
Платон считал, что только любовь к
прекрасному открывает глаза
на это прекрасное и что только
понимаемое как любовь знание есть
знание подлинное. Гармония человеческой
личности, человеческого общества и
всей окружающей человека природы - вот
постоянный и неизменный идеал Платона
в течение всего его творческого пути.
- Диалоги Платона. «ГИППИЙ БОЛЬШИЙ».
Для анализа диалогов Платона
мной был выбран «ГИППИЙ БОЛЬШИЙ».
В науке имеются некоторые,
хотя и не очень надежные, основания
относить "Гиппия большего" к более
позднему периоду творчества Платона
(даже ко времени после первой сицилийской
поездки Платона в 389-387 гг.). Представляется,
однако, что по своему содержанию диалог
этот относится все же к раннему
периоду.
В "Ионе" подвергаются
критике ходячие представления
о прекрасном и выясняется несводимость
прекрасного к каким бы то ни было
другим человеческим представлениям и
действиям; в положительном же смысле
"Ион" главным образом указывает
на божественный источник вдохновения,
что, однако, не выходит за пределы
традиционных мифологических представлений.
"Гиппий больший" тоже весь посвящен
отмежеванию эстетической области
от всех прочих областей человеческого
сознания. Но мы находим в нем
и нечто новое: источник прекрасного
рассматривается здесь уже не
просто как восторг, даруемый Аполлоном
и музами, Платон пытается вскрыть
философский смысл прекрасного.
Прекрасное здесь рассматривается
с точки зрения сущности, а это,
как мы увидим ниже, станет центральным
понятием всей платоновской философии.
Мало того, здесь впервые употребляется
другой, чисто платоновский термин
- идея. Наконец, прекрасное здесь толкуется
как смысл, или основание, сущности.
Это тоже подход к основной платоновской
проблематике. Таким образом, "Гиппий
больший" - это прямое продолжение
и уточнение "Иона", содержащее
зачатки зрелой платоновской терминологии.
КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА
I. Вступление (281а
- 287b).
1. Изображается
встреча Сократа со знаменитым
софистом Гиппием и дается
характеристика этого последнего
как человека весьма самоуверенного,
хвастливого, напыщенного, чересчур
следящего за своим внешним
видом, беспринципного и болтливого,
но побеждающего невежественных
людей всезнайством, апломбом и
внешне блестящими речами. Из-за
этого он не имел успеха
в строгой Спарте, но зато все
другие государства пытаются
использовать его для своих
политических целей (281а - 285е).
2. Сочинил он и целую речь
о прекрасных занятиях. Это дает
повод Сократу поставить вопрос
о том, что такое само прекрасное,
а не просто отдельные прекрасные
предметы, - вопрос, представляющий
большие трудности для софиста
(286а - 287b).
3. Реальная постановка вопроса
такова: если справедливые поступки
предполагают справедливость вообще,
а мудрые - мудрость вообще и,
следовательно, справедливость есть
нечто и мудрость есть нечто,
то и все прекрасные предметы
предполагают прекрасное вообще,
т.е. прекрасное тоже есть нечто.
Вот об этом-то прекрасном вообще,
а не об отдельных прекрасных
предметах и ставит Сократ
вопрос (287b-d).
II. Прекрасное - это не отдельные
вещи или живые существа и
не формы жизни (287с - 293d)
1. Прекрасное не есть ни прекрасная
девушка, ни прекрасная кобылица,
ни прекрасная лира, ни прекрасный
горшок, потому что каждое такое
определение исключало бы возможность
быть прекрасными для всех
предметов, кроме одного, фигурирующего
в определении (287с - 288е). Кроме
того, подобного рода частичное
определение прекрасного через
какой-нибудь прекрасный предмет
исключало бы фактически имеющуюся
в жизни разную степень прекрасного,
поскольку прекрасная девушка
прекраснее горшка, прекрасная же
богиня еще более прекрасна,
чем девушка (288е - 289с).
2. Само прекрасное, которое, присоединяясь
к любому предмету или живому
существу, делает его прекрасным,
есть, следовательно, не какой-нибудь
отдельный предмет, но особого
рода общая идея: приобщившись
к ней, все становится прекрасным
(289d).
3. Эту идею, однако, нельзя понимать
физически (к чему склонен Гиппий),
потому что если она есть
золото, то как объяснить, что
в известной Фидиевой статуе
Афины глаза, руки, ноги и прочее
сделаны не из золота, но из
слоновой кости (289е - 290b)? И нельзя
понимать эту идею как нечто
физически "подходящее" к другому,
потому что, например, для варки
каши гораздо больше подходит
половник из смоковницы, чем половник
из золота (290с - 291d).
4. Гиппий пытается установить, какова
идея прекрасного, исходя из
того, что, с его точки зрения,
в подлинном смысле всегда
и везде прекрасно и к чему
он относит здоровье, богатство,
почет, роскошные похороны и
т.д. Сократу ничего не стоит
опровергнуть также и подобного
рода определение прекрасного,
потому что боги и произошедшие
от них герои не хоронят
своих предков и сами не
нуждаются в роскошных похоронах
(291d - 293b). Далее собеседники переходят
в поисках определения прекрасного
уже на другие позиции, прибегая
теперь не к повседневному
житейскому опыту, а к отвлеченным
категориям.
III. Прекрасное не есть какая-либо
из тех категорий, которые при
известных условиях могут, а
при других не могут быть
прекрасными (293е - 304а).
1. Прекрасное - это не подходящее,
или приличное, даже если понимать
его не физически, а категориально.
Ведь приличное только заставляет
предметы казаться прекрасными,
но совершенно не обеспечивает
того, чтобы эти предметы и на самом деле,
т.е. объективно, были прекрасными. Таким
образом, субъективно понимаемое соответствие
одного другому еще не обеспечивает красоты
этих предметов (293е - 295b).
2. Прекрасное не есть полезное,
или пригодное, т.е. оно не
есть и объективное соответствие
одного другому. Ведь все пригодное
пригодно не для всего, а
для чего-нибудь, в то время
как прекрасное - безотносительно
(295с - 296b). Кроме того, пригодное
может быть пригодным и для
дурного, а это тоже совсем
не прекрасно (396bс). Однако полезное
и для благих целей тоже
не может считаться обязательно
прекрасным, поскольку прекрасное
в этом случае было бы причиной
благого, а причина предмета
еще не есть сам предмет:
отец еще не есть сын (296d
- 297с).
3. Прекрасное - это не зрительное
или слуховое удовольствие. Ведь
прекрасными могут быть законы
и занятия, которые несводимы
к зрению и слуху, а также
разного рода физические ощущения,
как бы люди их ни скрывали
(297d - 299b). Но даже если согласиться,
что прекрасное действительно
сводится к зрительным и слуховым
удовольствиям, то и в этом
случае необходимо сказать, что
зрение доставляет удовольствие
вовсе не потому, что оно зрение
(ибо иначе не могло бы возникнуть
слуховое удовольствие), и слух
не потому доставляет удовольствие,
что он слух (ибо иначе не
могло бы возникнуть зрительное
удовольствие). Следовательно, причина
удовольствия в обоих случаях
- это не зрение и не слух,
а нечто третье, что находится
вне их, но в то же время
каким-то образом их определяет
(299с - 300с).
Сократ. "Прекрасно говорите, - возразит
он. Не правда ли, если приятное для
зрения и слуха есть с прекрасное,
очевидно, иное приятное не будет прекрасным?"
Согласимся ли мы с этим?
Гиппий. Да.
Сократ. "Но разве, - скажет он, - приятное
для зрения есть приятное и для
зрения и для слуха или приятное
для слуха - то же самое, что и приятное
для зрения?" "Никоим образом, -
скажем мы, - то, что приятно для
того или другого, не будет таковым
для обоих вместе (ведь об этом ты,
по-видимому, говоришь), но мы сказали,
что и каждое из них есть прекрасное
само по себе, и оба они вместе".
Не так ли мы ответим?
Это определение приятного зрения
и приятного слуха через находящееся
вне того и другого прекрасное
нельзя понимать механически. Такое
понимание будет отрицанием того
"бытия" (сущности), которое и
есть это нечто третье, и не поможет
раскрыть телесные сущности (301b), которые
нужно иметь в виду, рассматривая
соотношение зрения и слуха. Примечательно,
что эти слова приписаны Платоном
не Сократу, но Гиппию; однако и Сократ
в согласии с Гиппием говорит
о необходимости соблюдения основания
бытия (301 е): что представляют собой
то и другое вместе, то есть и каждое
из них; а что есть каждое, то и оба вместе.
При этом, однако, если не рассуждать поверхностно,
то полученное нами общее третье - это
не просто сумма двух слагаемых, ибо иначе
двойка, которая является суммой двух
единиц, была бы присуща каждой отдельной
единице, т.е. каждая из этих двух единиц
тоже была бы двойкой (300d - 302b). Следовательно,
в отношении зрительных и слуховых ощущений
тоже необходимо утверждать, что прекрасны
они не благодаря зрению, слуху или их
механической сумме, но в силу того "бытия"
(этот термин еще раз употребляется в 302с),
которое и отлично от них, и определяет
их не в смысле безраздельного тождества,
но в смысле все нового и нового специфического
своего преломления (302b - 303d). Это бытие
нельзя называть просто полезным, просто
благим и просто приятным, оно выше этого
(303е - 304а).