Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 18:13, контрольная работа
«Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому - влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать» (Аристотель, Метафизика, Книга I., глава I).
1. Диалектика и метафизика как философские направления и методы познания. Статика и динамика действительности…………………3
2. Философия Сократа и Платона. Школа Академия, ее история….. 7
3. Диалоги Платона (один на выбор)………………………………….20
Сократ беседует о храбрости,
благоразумии, справедливости, скромности.
Он хотел бы видеть в афинских гражданах
людей храбрых, но скромных, не требовательных,
благоразумных, справедливых в отношениях
ко своим друзьям, но отнюдь не к
врагам. Гражданин должен верит в
богов, приносить им жертвы и вообще
исполнять все религиозные
Сочинение Ксенофонта было написано как возражение несправедливому обвинению в политической неблагонадежности, потому в нем автор излагает взгляды Сократа именно таким образом.
Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам.
Платон развил и усовершенствовал
политические идеи своего учителя. Социально-политическим
вопросам посвящены несколько
Платона многое в уже существующих
государствах не устраивало принципиально.
В трактате "Государство" Платон
пишет о том, что главная причина
порчи обществ и государств (которые
когда-то, во времена "золотого века"
имели "совершенный" строй) заключена
в "господстве корыстных интересов",
обуславливающих поступки и поведение
людей. В соответствии с этим основным
недостатком Платон подразделяет все
существующие государства на четыре
разновидности в порядке
1. Тимократия власть честолюбцев,
2. Олигархия. В олигархическом
государстве уже имеется
3. Демократия. Демократический
строй еще более усиливает
разобщенность бедных и
4. Тирания. По мнению
Платона, если некое действие
делается слишком сильно, то это
приводит к противоположному
результату. Так и здесь: избыток
свободы при демократии
Отрицательные формы государственной
власти Платон противопоставляет своему
видению "идеального" общественного
устройства. Огромное внимание автор
уделяет определению в
Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаются законами и устройством государства, то естественно предположить, что в нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом. Действительно, основной закон существования "идеального" государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден.
Всех жителей "идеального" государства автор разделяет на три класса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственного развития. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.
Принадлежность человека
ко второму и третьему классам, а
это классы воинов-стражей и правителей-
Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). Переход этот осуществляется под руководством правителей. Характерно, что если даже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, то его необходимо "понизить" без сожаления. Таким образом, Платон считает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для "идеального" государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника (первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой "перескок" считается "высшим преступлением" против системы, ведь для блага всего государства в целом человек должен делать только то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен.
Вслед за Сократом, считавшим тремя основными добродетелями умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие), Платон пишет о том, что "идеальное" государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью, справедливостью.
Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характерны только для определенных классов людей, то рассудительность должна быть присуща всем жителям, она "подобна некой гармонии", она "настраивает на свой лад решительно все целиком". Под четвертой добродетелью - справедливостью, автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды, касты: "...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие это есть справедливость". Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование "идеального" государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшим преступлением. Так государство Платона незаметно, ради лучшей цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая "порочные" государства (например, расслоение общества в олигархическом государстве).
Характерно, что Платон, живший
во времена всеобщего
В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникает вопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения способности человека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в "идеальном" государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди, правители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведь закон важнейшая составляющая "идеального" государства, и его выполняют все без исключения (доходит до того, что дети должны играть по законам государства). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальных людей. Они не только определяют способности человека, но и осуществляют регламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физическими недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях, Платон берет за образец государственное устройство современной ему Спарты).
Философы, на основах разума,
управляют остальными классами, ограничивая
их свободу, а воины играют роль "собак",
держащих в повиновении низшее "стадо".
Этим усугубляется и без того жестокое
разделение на разряды . Например, воины
не живут в одних местах с ремесленниками,
людьми труда. Люди "низшей" породы
существуют для обеспечения "высших"
всем необходимым. "Высшие" же охраняют
и направляют "низших", уничтожая
слабейших и регламентируя
Можно предположить, что
такая всесторонняя мелочная регламентация
важнейших поступков человека, которые
он, по современным понятиям, должен
решать сам, приведет к разобщению людей,
недовольству, зависти. Однако в "идеальном"
государстве этого не происходит,
напротив, единство людей Платон считает
основой такого государства. Во времена
древности, "золотого века", когда
сами боги управляли людьми, люди рождались
не от людей, как сейчас, но от самой
земли. Люди не нуждались в материальных
благах и много времени посвящали
занятиям философией. Во многом единство
древних обуславливалось
Таким образом, правящие классы
государства Платона составляют
коммунистическое единство. Этот коммунизм,
как уже говорилось, не допускает
среди высших классов бедности или
богатства, а следовательно, по логике
автора, уничтожает среди них раздоры.
Прообраз власти у Платона это
пастух, пасущий стадо. Если прибегнуть
к этому сравнению, то в "идеальном"
государстве пастухи это
Информация о работе Диалектика и метафизика как философские направления и методы познания