Человек вне общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:11, реферат

Описание работы

Философия (любовь к мудрости). Появление философии связано с разделением труда в обществе на материальный и духовный. Люди, занимающиеся нематериальным трудом, имели много свободного времени и, следовательно, больше возможностей думать, наблюдать и постепенно они стали выявлять некоторые закономерности окружающего мира, что и привело к развитию философии. Источниками формирования философии являлись первоначальные наблюдения за природой и обществом. В Древней Греции - теогония - учение о богах сменяется на космогонию - учение о мире. Первые греческие философы сделали предметом изучения природу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….стр.3
1. Жизнь и творчество Аристотеля……………………………………………………......стр.4
2. Материя и форма (эйдос). Потенция и акт…………………………………………......стр.6
3. Категории философии……………………………………………………………………стр.7
4. Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал……………………….…стр.7
5. Критика платоновской теории «идей». Логика…………………………………….......стр.7
6. Психология и этика Аристотеля………………………………………………………..стр.10
7. Об обществе и государстве……………………………………………………………..стр.11
8. Космология и физика Аристотеля……………………………………………………...стр.12
Заключение…………………………………………………………………………………стр.14
Литература……………………………………………………………………………….....стр.15

Файлы: 1 файл

Человек вне общества.docx

— 43.61 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Об обществе и государстве.

 

       Осуществив грандиозное обобщение  социального и политического  опыта эллинов, Аристотель разработал  оригинальное социально-философское  учение. При исследовании социально-политической  жизни он исходил из принципа; «Как и всюду, наилучший способ  теоретического построения состоял  бы в рассмотрении первичного  образования предметов».6  Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. По Аристотелю, человек – политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства).  Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи – муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отожествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя».7 Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими.8 Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неумна, то неуемно и стремление к средствам утомления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь – совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан,  должен создать совершенное государство. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же – к властвованию. Это общий закон природы – ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.

       Если экономический индивидуализм  берет верх и ставит под  угрозу интересы целого, государство  должно вмешаться в эту область.  Аристотель, анализируя проблемы  экономики, показал роль денег  в процессе обмена и вообще  в коммерческой деятельности, что  является гениальным вкладом  в политическую экономию. Он выделял  такие формы государственного  правления, как монархия, аристократия  и полития. Отклонение от монархии  дает тиранию, отклонение от  аристократии – олигархию, от  политии – демократию. В основе  всех общественных потрясений  лежит имущественное неравенство.  По Аристотелю, олигархия и демократия  основывают свое притязание на  власть в государстве на том,  что имущественное благосостояние  – удел немногих, а свободой  пользуются все граждане. Олигархия  защищает интересы имущих классов:  общей же пользы ни одна  из этих форм не имеет. Аристотель  подчеркивал, что отношение между  бедными и богатыми – отношение  не просто различия, а противоположности.  Наилучшее государство – это  такое общество, которое достигается  через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель  имеет в виду «средний" между  рабовладельцами и рабами), и те  государства имеют наилучший  строй, где средний элемент  представлен в большем числе,  где он имеет большее значение  сравнительно с обоими крайними  элементами. Аристотель отмечал,  что, когда в государстве много  лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков. Тогда в таком государстве  неизбежно бывают враждебно настроенные  элементы. И в демократиях, и  в олигархиях, и в монархиях,  и при всякого рода другом  государственном строе общим  правилом должно служить следующее:  ни одному человеку не следует  давать возможности чрезмерно  увеличивать свою политическую  силу сверх надлежащей меры. Аристотель  советовал наблюдать за правящими  лицами, чтобы они не превращали  государственную должность в  источник личного обогащении.   

 

  1. Космология и физика Аристотеля.

 

       Физика, космология Аристотеля ниже  достижений пифагорейской астрономии  и физики атомистов. Если атомисты  предполагали существование множества  миров, а пифагорейцы – движение  Земли вокруг центрального мирового  огня, то космология Аристотеля  геоцентрическая, т.е. основывается  на учении о центральном положении  Земли в мире. По Аристотелю, шаровидная  Земля есть неподвижный центр,  вокруг которого происходит обращение  Луны, Солнца, планет и неба звезд.  Последний источник движения  в мире, перводвигатель, по Аристотелю, бог.

       По учению Аристотеля, область  между орбитой Луны и Землей  есть область постоянной изменчивости, постоянных превращений и беспорядочных  неравномерных движений, а все  тела в этой области состоят  из четырех низших элементов:  земли, воды, воздуха и огня. Как  наиболее тяжелый элемент, Земля  занимает центральное место. Над  Землей располагаются оболочки  воды, воздуха и огня. Напротив. Область  между орбитой Луны и крайней  сферой неподвижных звезд есть  область равномерных движений, а  сами звезды состоят из пятого, совершеннейшего элемента – эфира. Надлунный мир – область вечного, непреходящего, совершенного. Этому различию надлунной и подлунной частей мира соответствует различие происходящих в них движений. Первым и совершеннейшим видом движения Аристотель объявляет равномерное движение по кругу. В наиболее чистой форме оно проявляется в суточном вращении сферы звезд. Менее отчетливо проявляется оно в движении планет вокруг Земли, которое осложняется влиянием четырех земных элементов и потому неравномерно и петлеобразно. Второй вид движения – сверху вниз, к центру Земли. К этому движению стремятся все тела, и только применение силы способно временно задержать их падение к земному центру. Эти наиболее устаревшие части космологии Аристотеля – учение об иерархии надлунной и подлунной областей, о центральном положении Земли в мире и о ее неподвижности – были восприняты в дальнейшем средневековой философией и космологией.

       Один из важнейших элементов  физики Аристотеля – учение  о целесообразности в природе.  Хотя принцип целесообразности  распространяется у Аристотеля  на все бытие и даже возводится, в конечной инстанции, к богу, учение Аристотеля о целесообразности  представляет собой новый шаг  по сравнению с Платоном. Отмечая  целесообразность природы в целом,  Аристотель вразрез с учением  Платона о сознательной целенаправляющей  душе мира выдвигает понятие  внутренней и бессознательной  целесообразности природы. Примеры  целесообразности Аристотель усматривал  в явлении роста организмов  как закономерном процессе раскрытия  внутренне присущих живым телам  особенностей их строения, достигаемых  ими в зрелом возрасте, в различных  проявлениях целесообразно действующего  инстинкта животных, взаимной приспособленности  их организмов и т.д. 

 

Заключение.

 

В «Метафизике» Аристотель считал самоочевидным, что  «исследование начал умозаключения…есть дело философа, т.е. того, кто изучает  всякую сущность вообще, какова она  от природы,- это ясно». Там же Аристотель пишет: «Мудрость есть некоторая  наука о началах». Для последующей  истории развития мысли важно  то, что эти начала – не только чисто рациональные,  логические конструкты, но и исходное бытие, они  обосновывают сами себя. Эти начала – пределы мысли и реальности одновременно. Исходное бытие «истинно через само себя».

       Аристотель различает два уровня  философии. Первая философия занимается  вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая  философия, или физика, исследует  бытие сущего, причастного к движению.  Проблема соотношения первой  и второй философии,  как показала  дальнейшая история мысли, не  проста. Эти идеи оказали влияние  на характер последующего развития  философской мысли, особенно в  Новое время.

       Античная философия в эпоху  Сократа, Платона и Аристотеля  получает свое наивысшее, классическое  развитие. Это этап расцвета греческого  типа философии, наиболее полная  реализация конструктивных возможностей  спекулятивного разума.

       Философия возникает лишь тогда,  когда появляется личность, способная  и имеющая возможность выйти  за пределы непосредственно необходимого  и задуматься свободно над  непрактичными, но необходимыми  для развития личности проблемами. Вот почему великие философы  древности – Конфуций, Лао-Цзы,  Сократ, Платон, Аристотель – не  только носители тех или иных  истин, но и воплощение мудрости  и личностного начала.

       В лоне философии появились  первые ростки математики и  физики, астрономии и медицины, истории  и биологии. Но как философия  способствовала появлению элементов  научного знания, так и сами  научные концепции оказали пользу  философскому мышлению, выступая  питательной средой для осмысления  бытия. 

       Аристотель подвел итог развитию  философской мысли с ее начала  в Древней Греции и до Платона  включительно, он создал дифференцированную  систему знания, освоение которой  продолжалось свыше полутора  тысяч лет. Именно Аристотелю  принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах  – предметном и целевом. Он  делит науки на три большие  группы: теоретические, которые имеют  целью само знание и делятся  первую философию, физику и  математику; практические, цель которых  – руководство человеческим поведением  и в число которых входят  этика, экономика и политика, и  творческие, имеющие назначением  достижение пользы и осуществление  прекрасного: поэтика, риторика  и искусство. Различные части  и темы этой совокупности античных  знаний разрабатываются после  смерти Аристотеля в его школе  – Ликее.

 

Литература.

 

  1. Спиркин А.С. Философия: Учебник. -  М.: Гардарики, 1999
  2. Краткий очерк истории философии. / Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана,     И.Я. Шипанова.  – М.:  Мысль, 1969
  3. Философия: Учебник.  / Под ред. О.А. Митрошенкова. -  М.: Гардарики, 2002
  4. Философия: Учебник.  / Под ред. П.В. Алексеева, А.В. Панина, 2006
  5. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/ARISTOTEL.html

1 В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 255.

2 А.С. Ахманов. Логическое учение Аристотеля. М., 1960, стр.193

3 В.И. Ленин Полн. собр. соч., т.29, стр.326

4 В.И. Ленин Полн. собр. соч., т.29, стр.326

5 В.И. Ленин Полн. собр. соч., т.29, стр.326

6 Аристотель. Сочинения, М., 1984, Т.4, стр.375

7 Аристотель. Указ. соч. стр.3

8 Аристотель. Указ. соч. стр.23


Информация о работе Человек вне общества