Человек и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека–это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.
Человек –весьма сложное существо, которое помимо особых, имеет и свойства, объединяющие его с остальными существами. Так, человек есть существо биологическое и подчиняется законам природы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 16.65 Кб (Скачать файл)

Современный человек  в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих  оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность  современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое  положение современного человека–это лишь одна из многих причин порождающих  необходимость изучения окружающего  его мира людей, их поведения.

Человек –весьма сложное существо, которое помимо особых, имеет и свойства, объединяющие его с остальными существами. Так, человек есть существо биологическое и подчиняется законам природы. Как биологическое существо, он есть результат длительной эволюции и имеет ряд определенных характеристик, а также способность приспосабливаться к различным ситуациям, чтобы сохраниться как вид. Но человек есть существо, наделенное психикой. Его психические свойства и его жизнь есть результат биопсихологической эволюции, в которой значительное место занимает трудовая деятельность. Наконец, человек есть общественное существо, сформировавшееся в ходе общественного развития.

Социология исходит  из того, что человек есть природное  существо, но не просто природное, а  человеческое природное существо, и  что человеческую природу нельзя объяснить лишь натуралистически, ибо человек не только является продуктом общественно-исторического развития, но и сам создает общество посредством отношений, в которые он вступает.

Социология, стремясь объяснить человеческое общество как  особую часть природы, возникшую  в результате взаимодействия людей, пытаясь дать социологическое понятие  человека, открывает и указывает прежде всего на те особенности человека, которые делают его человеком, которые являются сущностными и из которых проистекают все остальные его особенности. Исходя из понимания человека как существа практического такими его особенностями являются: творчество, свобода и социальность.

Творчество –характерный признак человека. Посредством его человек производит нечто, до сих пор не существовавшее, реализуя свой предварительный замысел. Творчество выступает субъективным актом, в котором субъект опромедчивает себя в процессе созидания. По сути в процессе творчества, созидания, человек превращает мир ценностей в мир реальности. Поэтому человек есть не только существо, которое мыслит, но и существо, которое творит.

Свобода как существенное свойство человека неотделима от творчества. Ибо проявить и реализовать себя в творчестве может лишь свободный  субъект, так же как и свобода  заключается в возможности творчества. Свобода состоит в выборе между  двумя несколькими возможностями. Однако необходимо отличать психологическую  сторону выбора от его духовной стороны, т. е. от выбора, в котором человек  проявляет себя как существо, которое  создает духовные творения и совершает  выбор не только на основе психологической  свободы, но и на основе и под влиянием создаваемых им духовных творений.

Социальность является тем свойством человека, которое имеет наибольшее значение для социологии. Человек неизбежно тяготеет к обществу, поскольку он не может проявить и реализовать себя без другого человека. По сути человеку необходимо общество других людей, чтобы проявить себя человеком. Точно также все свойства человека направлены на других людей и существуют потому, что существуют другие люди. В то же время социология, изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в обществе, не имеет права забывать о самосознании человека, его свободе и творчестве.

Кроме перечисленных, существует еще целый ряд свойств  человека, характеризующих его как  существо своеобразное. Наиболее значительными  из этих свойств являются способность  человека к использованию знаков и коммуникации (при помощи знаков, а прежде всего–при помощи языка), способность быть ответственным  и вести себя в соответствии с  создаваемыми им нормами. Поэтому социология, исследуя возникновение общества и  человека, изучает также и возникновение этих свойств (которыми человек отличается от других существ), стремясь узнать, в какой мере эти свойства или их зачатки были присущи первобытному человеку, а в какой они есть результат жизни человека в обществе.

С точки зрения социологии, человека можно определить как общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует  себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия  своего биологического и социального  бытия. 
 
    Основная часть 
    Человек с точки зрения человека

Свойство задумываться о себе самом – специфическое  свойство человека, проявление его  разумности.

Человек, высшая ступень  живых организмов на земле, субъект  общественно– исторической деятельности и культуры. Человек –предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др.

Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность–это значит с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении  и назначении, месте человека в  мире–одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного“порядка” и “строя” бытия (природы), как “малый мир”, микрокосм (Демокрит) –отражение и символ Вселенной, макрокосма. Природа понималась как живой организм, а человек– как сочетание разных элементов, или стихий “космоса”. Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: “Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего”. При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он признан следовать естественности, в крайнем случае“упорядочивать”, преодолевать сбои, происходящие время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем“космическом” уровне.

Человек содержит в  себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как  два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм). В учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной; однако только человеку присуще стремление к“освобождению” от пут эмпирического существования с его законом кармы –сансары. Суть этого учения состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех– в представителя низшей касты, за словесных – в животное, за греховный поступок –в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность достичь величия.

Античная философия  обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого  мира. Было выделено противоречие: “неизменные  законы природы – изменчивые человеческие установления”. Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием  всей древнегреческой культуры, особенно во времена расцвета. Философ Гераклит утверждал: “Из обезьян прекраснейшая  безобразна, если сравнить ее с человеческим родом”, “Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется  обезьяной и 


Информация о работе Человек и общество