Человек в информационно-техногенном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Человек – главная проблема философии. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационно-технического мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя.
Так чем же отличается человек от всего живого? Прежде всегоразумом, технологичностью деятельности, стремлением к творчеству и свободе. Это четыре великих фундаментальных признака человека.

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 35.67 Кб (Скачать файл)

 

 


 

Введение

 

Человек – главная проблема философии. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационно-технического мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя.

Так чем же отличается человек от всего живого? Прежде всего разумом, технологичностью деятельности, стремлением к творчеству и свободе. Это четыре великих фундаментальных признака человека.

Фундаментальные  особенности  человека  возвышают его над миром животных, но это еще не означает, что он всегда использует свои преимущества на благо самому себе и рода человеческого в целом.

Новая информационная технология впервые открывает перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах. Но каковы будут последствия ее внедрения и применения, зависит от социальных, культурных и цивилизационных структур и механизмов, от идеалов и идеологий, от социальных моделей будущего и утопий, мифов, ценностей и политических установок, страстей, амбиций, этнических традиций и предрассудков, во власти которых находится современный человек. Эта новая, высшая информационная технология может, как и все предшествовавшие технологии, служить и добру и злу. По отношению к информационной технологии человек должен сделать особый, сверхдетерминирующий исторический выбор, основанный на четком понимании ужасающей силы связанных с ней негативных последствий, а также конструктивных, позитивных возможностей.

Человек своей деятельностью преобразует мир. Находясь вначале в зависимости от окружающей среды, он сумел стать его господином, но впал благодаря тому в еще более тяжелую зависимость. Перспектива экологической катастрофы стала сейчас уже реальностью: разрушается озонный слой, не хватает пресной воды, кислотные дожди и химические вредные отбросы делают почву непригодной для земледелия, а продукты питания превращаются в яд. Гибнет Мировой океан, сокращается масса лесов – главного источника атмосферного кислорода. Несмотря на намечающуюся разрядку в международных отношениях и на смягчение международного климата, порождаемого новым политическим мышлением, угроза термоядерной войны еще не ликвидирована, а вместе с тем на человечество надвигаются и новые беды: пандемия СПИДа, углубляющийся разрыв между бедными и богатыми странами, хронический голод и политическая нестабильность в ряде стран, угрожающие хрупкой стабильности и непрочному экономическому равновесию в обозримом будущем.

В этих условиях человек обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого.

В связи с высокой актуальностью проблемы человека в информационно-техническом мире, в современной философии уделяется ей большое внимание, поэтому современная философская литература обращается к этой проблематики очень часто, посвящено этой тематике много информации в периодических изданиях и глобальной сети Интернет.

В нашей работе мы изучили влияния информационно-техногенного мира на современного человека, проанализировали состояние современных проблем информационно-техногенного мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационное  общество

 

В последней четверти XX в. человечество вступило в новую стадию своего развития – стадию построения информационного общества.

Предчувствие и осмысление неизбежности крутого поворота в исторических судьбах человечества, связанного с переходом к новой цивилизации, заметно уже в трудах мыслителей первой половины века. 

Раньше других это выразил О. Шпенглер еще в 20-е  гг. провозгласивший закат нынешней индустриальной цивилизации, но еще не обозначивший контуры и содержание новой, идущей на смену. В 40-е гг. австралийский экономист К. Кларк уже вполне определенно говорил о наступлении общества информации и услуг, общества с новой экономикой и технологией. В конце 50-х гг. американский экономист Ф. Махлуп выдвинул тезис о наступлении информационной экономики и превращении информации в важнейший товар, а в конце 60-х гг. лидер постиндустриализма Д. Белл уже предсказывал превращение индустриального общества в информационное.

Из-за того, что информационная техника и технология на в ХХ веке стали бурно развиваться, на рубеже 60-х и 70-х годов были сформированы характеристики будущего информационного общества.

Во-первых, переход экономических и социальных функций в информационном обществе от капитала к информации на основании соединения науки, техники и экономики, увеличение информоёмкости производимых продуктов, сопровождающееся ростом доли инноваций, маркетинга и рекламы в их стоимости, высокого уровня автоматизации производства, освобождающего человека от рутинной работы и т.п. Производство информационного продукта, а не продукта материального станет движущей силой образования и развития.

Во-вторых, фактором социальной дифференциации в информационном обществе выступает не собственность, а уровень знаний. В основе этого процесса, по утверждению Д. Белла, лежит рост сферы услуг за счет сферы материального производства, вызывающий, в свою очередь, преобладание в высших социальных эшелонах людей, специализирующихся на выработке систематически организованного знания. Подобный тип профессионального труда неотделим от всевозможных инноваций, что предъявляет повышенные требования к уровню знаний. Общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями, оно пытается предвидеть будущее и осуществить планирование. Закономерным следствием этого становится формирование новых социальных элит, основанное на уровне полученного образования.

В-третьих, информационное общество характеризуется симбиозом социальных организаций и информационных технологий. Возможность внедрения новых информационных технологий не только в промышленное производство, но и в социальную сферу определяется, прежде всего, через создание тех ли иных алгоритмов действия – принятия управленческих решений в неопределенной ситуации или в ситуации риска и т.п. Результатом этого должна стать новая рациональность информационного века, –    основанная не на классической идее «общественного договора» или «социального согласия», а рациональность интеллектуальных технологий, позволяющая наконец-то осуществиться весьма почтенной по своему возрасту мечте об упорядочении социальной жизни.

Вышеописанные характеристики информационного мира, предложенные Д. Беллом, несомненно, имеют отношения к современному информационно-техническому человечеству. Это еще раз подчеркивает, насколько сложные и важные процессы протекают в человеческом обществе под влиянием техники, а в последнее время, особенное влияние на человека получила именно информационная техника.

Таким образом, общество, возникающее в результате информационной революции, существенно отличается тем, что информация, и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место. Информация в ее самом обыденном смысле всегда играла решающую роль в деятельности человека.

Итак, общество является информационным, если:

- любой  индивид, группа лиц, предприятие  или организация в любой точке  страны и в любое время могут  получить за соответствующую  плату или бесплатно на основе  автоматизированного доступа и  систем связи любые информацию  и знания, необходимые для их  жизнедеятельности и решения  личных и социально значимых  задач;

- в обществе  производится, функционирует и доступна  любому индивиду, группе или организации  современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего  пункта;

- имеются  развитые инфраструктуры, обеспечивающие  создание национальных информационных  ресурсов в объеме, необходимом  для поддержания постоянно убыстряющегося  научно-технологического и социально-исторического  прогресса. Общество в состоянии  производить всю необходимую  для жизнедеятельности информацию, и прежде всего научную. (Данный  пункт особенно важен для понимания концепции информационного общества, так как в настоящее время имеется ряд стран, например, в азиатском регионе, обладающих высоким уровнем информационной технологии, выдерживающих конкурентную борьбу на мировых компьютерных и информационных рынках и обеспечивающих компьютерную насыщенность в быту, производстве и управлении, но получающих основную часть научной информации и знаний главным образом из США, а также из Западной Европы и Японии. Поэтому в полном смысле слова они не являются информационными обществами);

- в обществе  происходит процесс ускоренной  автоматизации и роботизации  всех сфер и отраслей производства  и управления;

- происходят  радикальные изменения социальных  структур, следствием которых оказывается  расширение сферы информационной  деятельности и услуг. В этой  сфере трудится большинство работающего  населения, по крайней мере не менее 50% общего числа занятых; число занятых в традиционных сферах производства неуклонно снижается при столь же неуклонном повышении производительности труда и качества продукции.

 

Вопросы философии в информационном обществе

 

Все, что, так или иначе, имеет отношение к становлению новой цивилизации и новой культуры, – понятия «технология», «информация», «знание», «социально-культурные трансформации», «компьютер», «программа», «искусственный интеллект», «экспертная система», «когнитивный процесс», «робот» и «компьютерное поколение» – подлежит тщательному и взвешенному философскому анализу. Он должен распространиться на познание общества, на технику и историю, на математические структуры и социальные последствия информационной революции.

Таким образом, философия проникает в сферу информационно-технической деятельности человека, ставит перед ним различные вопросы, в том числе, о целесообразности такой деятельности.

Кроме того, на современном этапе существования человека именно информационно-техническая деятельность вызывает самые большие тревоги человечества, потому что под угрозой существования в результате такой деятельности сейчас оказался сам человек. Поэтому тема философского исследования человека в информационно-техническом мире сейчас актуальна как никогда, и эта актуальность в будущем, по-видимому, будет только расти.

Информационная технология ведет к созданию интеллектуальных компьютерных систем. Сможет ли благодаря компьютерам произойти отчуждение человеческого интеллекта, приведет ли это к созданию интеллекта более мощного, чем человеческий? Не означает ли компьютеризация и информатизация общества и создание систем искусственного интеллекта появление новой,  антигуманоидной, чисто машинной цивилизации, в которой разум, отчужденный от человека, приведет к его исторической (хотя не обязательно биологической)  гибели с большей неотвратимостью, чем экологический дисбаланс или ракетно-ядерная война?

Сейчас, после миллионов лет борьбы с природой, человечество наконец осознало необходимость вступить с ней в диалог, в сотрудничество. Не должно ли оно уже сейчас, пока не поздно, задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что темп, с которым они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже невозможным. Необходимо посмотреть на проблему и с другой стороны: сможет ли человек выжить в условиях невероятного усложнения задач, подлежащих срочному решению, если он  не будет формировать информационно-компьюторную революцию и не усилит свой естественный интеллект искусственным?

 

Анализ информационно-техногенного мира

 

Последней, происходящей на наших глазах социо-технологической революцией, является информационно-компьютерная. Она реализуется как процесс информатизации всех сфер жизни общества и жизнедеятельности человека. В основе каждой социо-технологической революции лежат свои особые технологические системы. Для информационной революции эту роль играет информационная технология. Ее конечным результатом должно стать создание новой информационной цивилизации. При этом все претерпевает радикальные изменения; материальное производство и мировоззрение, быт и образование, общение и искусство меняют не только свои внешние очертания, но и внутренние механизмы – содержание деятельности.

Информационная технология радикально меняет не только материальное, но и духовное производство – производство знаний. Все отчетливее проступают контуры новой цивилизации – информационного общества. Оно не является альтернативой капитализму или социализму, как не было такой альтернативы и у индустриального общества, в рамках которого существовали и продолжают сосуществование различные общественно-экономические системы.

Информационная революция вырастает из технологических инноваций, но не сводится к ним. Ее технологическая составляющая собственно и есть компьютерная революция. Она радикально трансформирует все средства обработки, передачи и производства информации и опосредствованно оказывает возрастающее влияние на ход исторических событий, постепенно меняя систему ценностей, мировоззрение и представления людей о самом человеке, смысле его бытия и предназначения. Поэтому философские размышления над компьютерной революцией перерастает в задачу осмысления социально-исторической судьбы человечества. Она охватывает болевые точки индивида и общества, народов и стран, трансформацию техники и науки, новые культурные веяния и метаморфозы миропонимания.

Итак,   информационно-компьютерная   революция – исторический факт.

Поэтому теперь следует обрисовать общие контуры тех перспектив и последствий, которые присущи всем сообществам, вступающим на путь информационно-компьютерной  революции.

За последние 10—15 лет поток литературы, посвященной самым различным последствиям компьютерной   революции,   непрерывно   расширялся. 

Швейцарский исследователь К. Хессиг, обобщая   опыт  своей собственной страны, сравнивая его с опытом великих информационных   держав,   определил   все возможные негативные и позитивные последствия информационно-компьютерной  революции в виде весьма лаконичной и наглядной таблицы (табл.1).

Информация о работе Человек в информационно-техногенном мире