Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:24, реферат
И я выбрала  эту тему потому что, мне он интересен  со всех сторон, как он помогает психологии и философии тоже разбираться  в человеке, в его душе или по-другому - в его психике, как наше бессознательное влияет на сознание и наоборот, как наше сознание влияет на бессознательное. Каков же современный психоанализ… насколько он видоизменился… кто продолжал развитие психоанализа после Фрейда… Так же поразмышлять - что такое человек и кто он такой…
Об этом всем я и решила написать в своей  работе, чтоб разобраться в идеях Фрейда и его последователей, в связи человека и современного психоанализа. Разобраться в взглядах философии на человека…
1.Введение                                                                                                                3
2. В поисках целостного учения о человеке                                                     4
3. Человек – существо бессознательное                                                           5
4. Что же Фрейд писал о сознании и бессознательном в своей работе…6
5. О современном психоанализе                                                                        8
6. Заключение                                                                                                           20
7. Список литературы                                                                                             21
 Как некие прообразы, 
 "Персона" - маска коллективной 
психики, компромисс между 
 Юнг полагал, что невроз 
проистекает из фрагментарного 
состояния человеческого 
 Современный человек 
 В соответствии с этими 
идеями, Юнг подверг критике 
 Наряду с Адлером и Юнгом, 
отдельные идеи и концепции 
классического психоанализа 
Так, В. Райх сосредоточился на раскрытии не духовной деградации человека, а его биологических функций, считая недопустимым отделение душевного от телесного. Изучая телесную сторону процесса вытеснения, он пошел дальше Фрейда. По его мнению, душевное противоречие между сексуальностью и моралью проявляется в недрах организма на биологическом уровне как противоречие между возбуждением удовольствия и мышечной судорогой и, следовательно, невроз является нарушением генитальности, а не сексуальности как таковой.
Райх исходит из того, что душевное здоровье зависит от оргастической потенции, т.е. от способности человека к самоотречению и переживанию на пике сексуального возбуждения во время естественного полового акта. Ни один невротик не обладает такой способностью, и многие люди страдают неврозами характера.
 Предпосылкой излечения 
Райх пересмотрел идеи Фрейда о природной агрессивности человека, считая, что деструктивность не является изначально биологической и в основе бытия человека лежит природная склонность к любви, труду и познанию. История развития человечества, сопровождавшаяся переходом от матриархата к патриархату, привела к тому, что современный культурный человек превратился в сексуально угнетенное существо с трехслойной структурой. Первый (поверхностный) слой характеризуется наличием маски (проявление вежливости, общительности, самообладания). Второй (промежуточный) является искусственным продуктом культуры с характерным подавлением сексуальности и преобладанием садизма, жадности, зависти, извращения. Третий (глубинный) представляет собой биологическое ядро, с присущей ему естественной сексуальностью и общительностью, стихийной радостью труда и способностью любить.
 Цель сексуальной экономики, 
а в более широком плане 
сексуальной революции 
 Переосмысливая взгляды 
По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и ч т о он должен делать. Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить.
Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию сексуальности. Однако, в отличие от многих противников психоанализа, он критиковал Фрейда не за переоценку сексуальности, а за то, что последний понимал сексуальность недостаточно глубоко, сводя ее к биологическим основам. Исходя из этого, Фромм попытался исправить и углубить представления Фрейда о человеке, перевести их из биологического русла в экзистенциальную плоскость, поскольку, в его понимании, человек - это единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему. Человеческое существо не может избежать этой проблемы, оно обязано разрешить ее.
Для Фромма неврозы - это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе и в борьбе за свободу. Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека.
 Основная моральная проблема 
современности, как она 
В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве "целителя души".
 Психоанализ, как лечение 
души, имеет дело с этическими 
проблемами, которые в своем 
Многие психоаналитики пересмотрели 
основополагающую идею Фрейда о природе 
Эдипова комплекса. Одни из них внесли 
уточнения в понимание 
 Так, Адлер выдвинул 
 В понимании Юнга, Эдипов 
комплекс связан не столько 
с реальными событиями в жизни 
человека, сколько с символическим 
его восприятием отношений 
Райх высказал мысль, согласно которой Эдипов комплекс сохраняет свое значение только в западной культуре с ее ценностями господства и подчинения.
Опираясь на исследование английского 
антрополога Б. Малиновского, показавшего 
социологическую, а не биологическую 
природу сексуального конфликта 
между ребенком и родителями, Юнг 
развил идею о том, что основы Эдипова 
комплекса коренятся в 
С точки зрения Фромма, основатель психоанализа не верно интерпретировал миф об Эдипе. Фрейд опирался на трагедию Софокла "Царь Эдип", в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие ее части как "Эдип в Колоне" и "Антигона". В понимании Э. Фромма миф об Эдипе можно рассматривать не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как символ протеста сына, восставшего против власти отца в патриархальной семье.
 Если Фрейд уделял 
Для развития современного психоанализа характерны постоянные споры и дискуссии, ведущиеся вокруг идейного наследия Фрейда. Они касаются как выявления отношений между теорией и практикой психоанализа, так и определения роли психоаналитика в диагностической, терапевтической и образовательной деятельности. В процессе многочисленных споров и дискуссий психоаналитики так или иначе выходят на уровень философских размышлений о месте и значении психоанализа в современной культуре. Более того, психоаналитические идеи и концепции в прямой или опосредованной форме стали оказывать все большее влияние на различные направления философской мысли XX столетия, включая феноменологию, экзистенциализм, философскую антропологию, герменевтику, структурализм, персонализм, аналитическую философию.
На основе объединения и модификации идей классического психоанализа и ведущих философских школ появились такие направления, как экзистенциальный психоанализ (Л. Бинсвангер, М. Босс, Ж.-П. Сартр), психоаналитическая герменевтика (П. Рикёр, Ю. Хабермас, А. Лоренцер), структурный психоанализ (Ж. Лакан) и др.
Экзистенциальный психоанализ 
Сартра нацелен на выявление в 
объективной форме 
 Психоаналитическая