Человек и современный психоанализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:24, реферат

Описание работы

И я выбрала эту тему потому что, мне он интересен со всех сторон, как он помогает психологии и философии тоже разбираться в человеке, в его душе или по-другому - в его психике, как наше бессознательное влияет на сознание и наоборот, как наше сознание влияет на бессознательное. Каков же современный психоанализ… насколько он видоизменился… кто продолжал развитие психоанализа после Фрейда… Так же поразмышлять - что такое человек и кто он такой…
Об этом всем я и решила написать в своей работе, чтоб разобраться в идеях Фрейда и его последователей, в связи человека и современного психоанализа. Разобраться в взглядах философии на человека…

Содержание работы

1.Введение 3
2. В поисках целостного учения о человеке 4
3. Человек – существо бессознательное 5
4. Что же Фрейд писал о сознании и бессознательном в своей работе…6
5. О современном психоанализе 8
6. Заключение 20
7. Список литературы 21

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 45.41 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1.Введение                                                                                                                3

2. В поисках целостного учения о человеке                                                     4

3. Человек – существо бессознательное                                                           5

4. Что же Фрейд писал о сознании и бессознательном в своей работе…6

5. О современном психоанализе                                                                        8

6. Заключение                                                                                                           20

7. Список литературы                                                                                             21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психоанализ дал наукам очень многое, благодаря ему психология шагнула в свое время далеко вперед.

И я выбрала  эту тему потому что, мне он интересен  со всех сторон, как он помогает психологии и философии тоже разбираться  в человеке, в его душе или по-другому - в его психике, как наше бессознательное влияет на сознание и наоборот, как наше сознание влияет на бессознательное. Каков же современный психоанализ… насколько он видоизменился… кто продолжал развитие психоанализа после Фрейда… Так же поразмышлять - что такое человек и кто он такой…

Об этом всем я и решила написать в своей  работе, чтоб разобраться в идеях Фрейда и его последователей, в связи человека и современного психоанализа. Разобраться в взглядах философии на человека…

 

 

 

 

 

 

 

В поисках  целостного учения о человеке

В философии  не прекращаются попытки создания целостной  концепции человека. Такое стремление похвально в том смысле, что, конечно  же, необходимо объединять и обобщать все данные о человеке. Однако не следует полагать, что для этого  нужна какая-то особая философия, принципиально  отличная от тех философских систем, которые имеются. Каждая из них содержит в себе определенную философию человека. Вместе с тем просто-напросто не существует особой философии, которая была бы именно философией человека.

Человек —  это соотношение внутреннего  и внешнего. Духовный мир человека — это его внутренняя жизнь, но она символизируется в формах деятельности, в игре, труде. В итоге  человек - существо общественное.

Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек  биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический  — все это объединено каждой конкретной личностью. Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали.

Человеку  не избежать бремени ответственности  перед собой и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо развитая философская база.

Множество людей  озабочено судьбой и природой человека, они размышляют, но часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без философии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными. Такова реальность.

 

 

 

Человек –  существо бессознательное

Интерпретация природы человека, которая привлекает внимание в течение всего ХХ века. Речь идет о философии бессознательного, развитой австрийским врачом-психиатром и философом Зигмундом Фрейдом.

О бессознательном  в человеке говорили и писали многие философы, в том числе знакомые нам Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. Но лишь Фрейд сумел придать  представлени-ям о бессознательном практическое значение, они позволяли ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Созданное им учение называют психоанализом.

Главная идея Фрейда была довольно простой: человек  — существо эротическое. Глубинная  сущность человека — сексуальное  влечение — либидо (позднее Фрейд  будет много рассуждать о двух главных инстинктах, инстинкте жизни  — эросе и инстинкте смерти — танатосе). Это вле-чение приходит в конфликт с сознанием, вынужденным реагировать на окружающую социальную среду с ее многочисленными запретами. Сексуальные влечения вытесняются из сознания, они становятся бессознательными, проявляясь в сновидениях, в различного рода нерациональных действиях, в неврозах. Путь избавления от неврозов — это анализ психики, сначала обнаруживают бессознательное (это делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, если пациент способен на это, то бессознательное переводится в сознание. Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных неврозов. Однако никто и никогда не способен избавить человека от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек есть существо не сознательное, а бессознательное. Доминирует именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все согласны с ними.

Что же Фрейд  писал о сознании и бессознательном  в своей работе…

Разделение  психики на сознательное и бессознательное  является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность  понять в такой же мере частые, как  и важные патологические процессы психической  жизни и причислить их к научным  явлениям. Повторяю еще раз другими словами: психоанализ не может считать сознательное сутью психики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать.

Для большинства  философски образованных людей идея психики, которая к тому же и бессознательна, настолько непонятна, что она  кажется им абсурдной и отвергается  простой логикой. Мне думается, что  причина этого заключается в  том, что они никогда не изучали  соответствующих феноменов гипноза  и сновидения (не говоря уже о  патологических феноменах), делающих такое  понимание обязательным. Но выдвинутая ими психология сознания ведь и неспособна разрешить проблемы гипноза и  сновидения.

Мы, пришли к  термину или понятию о бессознательном  – обработкой опыта, в котором  играет роль психическая динамика. Мы узнали, т. е. должны были признать, что есть сильные психические процессы или представления (здесь, прежде всего, важен квантитативный, значит, экономический момент), которые для психической жизни могут, иметь все те последствия, что и прочие представления, в том числе и такие последствия, которые могут быть вновь осознаны как представления, но они сами не осознаются.

В дальнейшем течении психоаналитической работы выясняется, что и эти подразделения  недостаточны и практически неудовлетворительны. Среди возникающих ситуаций отметим  следующую как решающую: мы создали  себе представление о связной организации психических процессов в личности и называем эту организацию «Я» личности. К этому «Я» прикреплено сознание, оно владеет подступами к мотилитетности, т. е. к разрядке раздражений во внешний мир. Это та психическая инстанция, которая производит контроль над всеми своими частичными процессами; ночью она засыпает, но и тогда все еще управляет цензурой сновидений. От этого «Я» исходят и вытеснения, при помощи которых известные психические стремления должны быть исключены не только из сознания, но и из других видов значимости и действительности. Все это, устраненное вытеснением, в анализе противостоит «Я», а анализу ставится задача – уничтожить сопротивление, которое «Я» проявляет к вниманию, уделяемому анализом вытесненному. В самом «Я» мы нашли что-то, что тоже бессознательно и проявляет себя точно так, как и вытесненное, т. е. оно сильно воздействует, не будучи сознательным; – для того, чтобы сделать его сознательным, нужна особая работа. Для аналитической практики следствием этого опыта будет то, что мы попадаем в бесконечные неясности и затруднения, если захотим придерживаться нашего обычного способа выражения и захотим, например, привести невроз к конфликту между сознательным и бессознательным. Вместо этого противоположения, мы, опираясь на наши представления о структурных соотношениях психической жизни, вводим другое: противоположность между связным «Я» и отклонившимся от него вытесненным.

Значение характера неосознанности для нас уменьшается. Он становится многозначным качеством, не допускающим широких и исключительных выводов, в целях которых мы бы его охотно использовали. Однако мы должны остерегаться небрежного к нему отношения, так как, в конце концов, это качество – сознательно или бессознательно – является единственным светочем в потемках глубинной психологии.

О современном психоанализе

По мере развития классического психоанализа и становления  международного психоаналитического  движения многие идеи Фрейда подверглись  переосмыслению с точки зрения адекватного  понимания проблемы человека, культуры и их взаимосвязей. Ряд сторонников  Фрейда, первоначально разделявших  его теоретические постулаты  и практические рекомендации, со временем не только высказали критические  замечания по поводу тех или иных психоаналитических концепций, но и  выдвинули свои учения.

 А. Адлер  пересмотрел представления Фрейда  о соотношении сознания и бессознательного, первичных влечениях человека, причинах  внутриличностных конфликтах, целях психотерапии.

В отличие  от Фрейда Адлер считал, что сознание и бессознательное не являются антагонистическими частями индивида, личность характеризуется  не внутренней противоречивостью, а  единством, которое отражается в  жизненном стиле, формирующемся  в процессе преодоления пережитых  в детстве трудностей и основывающемся на стремлении к цели. В понимании  Адлера, быть человеком - значит обладать чувством неполноценности, которое  компенсируется стремлением индивида к власти, превосходству, совершенству. Присущее ребенку чувство неполноценности  из-за физической незрелости, неуверенности  в себе, несамостоятельности, подчиненного положения среди других (родители, братья, сестры и окружающие его  люди) может перерасти в комплекс неполноценности, характеризующийся  гиперчувствительностью к обидам, поражениям и жаждой личного превосходства. Психической предрасположенностью ребенка к неврозу является чувство  неполноценности, компенсированное "мужским  протестом" (предковая форма психического тщеславия, предопределяющего мышление и действие человека). "Мужской протест" оказывается чересчур обремененным честолюбием и жаждой власти.

 Для того  чтобы понять человека, недостаточно  исходить из причинных связей. Необходимо определить цель его  жизни, выступающую прежде всего в качестве достижения превосходства, превносящего в жизнедеятельность людей враждебность, воинственность, отрыв от реальности. Это определяет, по Адлеру, направленность исследования и лечения: сначала рассматривается цель превосходства, потом разъясняется состояние борьбы человека и только впоследствии выявляются источники заболевания.

 С точки  зрения Адлера, невроз - это ошибочная,  с позиции культуры попытка  человека избавиться от чувства  неполноценности, и обрести чувство  превосходства. Невроз не ведет  к социальной активности, не способствует  решению жизненных проблем. Оторванный  от реальности, невротик живет  в мире фантазий и использует  различные уловки для избежания ответственности. Лечение неврозов требует воспитательного воздействия на человека, коррекции его заблуждений и возвращения его в человеческое сообщество. Исцеление невротика основывается на сознательном развитии у человека чувства общности (социальный интерес), усиления чувства реальности, ответственности и замене скрытой враждебности взаимной доброжелательностью.

 К. Г.  Юнг переосмыслил принципиальные  идеи классического психоанализа  и дал иную интерпретацию сексуальности,  сновидений, природы и символики  бессознательного, структуры личности, этиологии и лечения неврозов, религии.

Не отрицая  роли сексуальности в жизнедеятельности  индивида, Юнг тем не менее рассматривал ее как важное, но не единственное выражение психической цельности человека. В отличие от Фрейда он стремился исследовать духовную сторону сексуальности, ее нуминозный (языческий, демонический, мифологический) смысл, выходящий за пределы биологической функции либидо (сексуальная энергия).

 Сознание и бессознательное,  по Юнгу, имеют не противоположный  друг другу, а компенсаторный  характер. Нет оснований предполагать, что бессознательное следует  иным законам, нежели сознание. Сновидения, способствующие изучению  бессознательного, являются не искажением  и маскировкой тайных желаний  человека, а естественной реакцией  саморегулирующейся психической  системы.

Юнг исходил из того, что наряду с индивидуальным (личностным) бессознательным, являющимся главным объектом исследования классического психоанализа, имеется  коллективное бессознательное, представляющее собой характерный для всех рас  и народностей общечеловеческий опыт. Коллективное бессознательное  содержит в себе скрытые следы  памяти прошлого человечества и является духовным наследием, возрожденным в  индивидуальной структуре мозга. Если индивидуальное бессознательное состоит  по большей части из комплексов (первичных  форм инстинктов, психических фрагментов, выделившихся в самостоятельно функционирующие  образы и идеи), то коллективное бессознательное  в основном представлено архетипами (бессознательными праформами, принадлежащими унаследованной психической структуре, формальными образцами поведения, символическими бессодержательными схемами).

Информация о работе Человек и современный психоанализ