Человек и его мир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:15, реферат

Описание работы

Человек, взятый в отдельности, а также рассматриваемый в родовой
и социальной совокупности, есть проблема. Именно поэтому, сколько людей, столько и проблем. Эта истина относится к числу вечных, чем не преминули воспользоваться разного рода диктатуры и мизантропы, исходившие из того, что раз нет человека, нет и связанных с его существованием проблем. И губили людей поодиночке и миллионами. А философы-гуманисты и романтики всех времён прославляли человека и человечность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1.Постановка проблемы «Сущность человека»……………………………4
1.1Неразрывная связь человека с природой и обществом……………….9
2.Проблема «смысла жизни»………………………………………………..12
2.1Трактовка «смысла жизни» в различных философских школах….....16
3.Человек и его отношение к смерти………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………....26
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Описание социальной природы  человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей  для совместного производства, распределения  и потребления материальных и  духовных благ; для воспроизводства  рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования  особи и для воспроизводства  HomoSapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

Только в обществе и  от общества человек приобретает  свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические  инстинкты; в обществе человек усваивает  выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек  воспринимает накопленный обществом  опыт производства и производственных отношений.

Необходимо подчеркнуть, что в философии, начиная с  Аристотеля, общественная природа считалась  не столько составной, сколько ведущей  в структуре человека. Некоторые  ученые, сущность человека видели только и исключительно в его общественной природе. Никто не станет отрицать атрибутивности (неотъемлемой сущности) социальной природы  человека. Но в структуре природы  человека такая же атрибутивность принадлежит  биологической и духовной природе  в определении сущности человека.

Духовная (нравственно-духовная) природа человека. Биологическая  природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению  его в человека, биологического индивида - в личность. Существует множество определений личности, выделения её признаков и характеристик. Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность - это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.

Духовный мир человека непосредственно порождается в  процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются  три составные части: Ум, Чувства  и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме  элементов интеллектуальной и эмоциональной  деятельности и волевых побуждений.

Соотношение Разума, Чувства  и Воли того или иного человека при тех или иных условиях неоднозначно. Указанные три элемента психики  находятся между собой в диалектической связи. При полном совпадении разума, чувств и воли наступает коллапс: у человека нет внутренних духовных противоречий. Он что думает, то и  чувствует, так и действует - полная внутренняя гармония идиота. У нормального  человека между разумом чувствами  и волей постоянно существует некоторая несогласованность. И  пока мы "балансируем" между этим составными психики, до тех пор мы и живём духовно. При полной же разбалансировке между умом, чувствами  и волей, когда мы одно понимаем, другое чувствуем, а в разлад с  первым и другим действуем, наступает  распад духовного мира человека, распад (раздвоение) личности. Нормальные люди как бы балансируют на натянутом  канате между идиотом и распадом личности. Учитывая всё это, известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд говорил: "Каждый человек - психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом". Природа человека диктует ему смысл его жизни.

Человек - единственное в  мире существо, которое мучится вопросами  смысла жизни и ищет его.

 

2.Проблема смысла жизни.

Вопрос смысла жизни касается каждого человека. Мы как бы приходим в мир, что бы найти ответ на этот вопрос и прожить осмысленную  жизнь. Найти и прожить! Но не только осмысленная жизнь, но и сам ответ  на вопрос об осмысленной жизни зависит  не только от того или иного конкретного  человека. Он решается и осуществляется под влиянием необозримого количества материальных и духовных факторов как  объективного, так и субъективного  характера. И никто, кроме самого человека, не может за него решить этой "проклятой" проблемы. Могут помочь, способствовать, мешать, лишать, но решение - всегда лично за человеком, последствия  его личных решений ложатся лично  на данного человека. Но вопрос о  смысле жизни не является таким, который  полностью отдано на субъективное рассуждение  и вкусы каждой отдельной личности. Без личности вопрос о смысле жизни  не решается, но и сама личность его  не решает, не всё в этой области  зависит от личности. Такова ситуация с проблемой смысла жизни, решение  которой ложится на плечи конкретного  человека. Но возлагать эту проблему только на отдельную личность человека нельзя.

Значительная, хоть не вся, часть  теоретических и практических ответов  на вопрос о смысле жизни стихийно задаётся человеку его природой, структурными элементами этой природы.

Биологическую природу человек  наследовал от животного мира. А  биологическая природа от каждого  животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло  свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для  чего рождается, приходит в мир, индивид  животного. А для того, чтобы воссоздать свой род, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством. Осуществив заложенное биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность своего потомства и умереть. Умереть, чтобы продолжал существовать род. Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода. И больше никакого смысла жизнь животного не имеет. Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка. Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания, общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив в свет детей, родители со временем должны освободить место для других. Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это естественный конец биологического существования любого биологического индивида. В животном мире множество примеров того, что после завершения биологического цикла развития и обеспечения воспроизводства потомков, родители умирают. Бабочка-однодневка выходить из куколки только для того, чтобы оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть. У неё, бабочки-однодневки, нет даже органов питания. Самка паука-крестовика после оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела "своего возлюбленного" дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню. И у человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается преждевременно, до завершения биологического цикла. Не лишне заметить, что биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А поэтому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной. Если человек исчерпывает генетически определённое ему время жизни, смерть ему становиться так же желанной, как и сон после трудового дня. С этой точки зрения, "цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющейся со смертью". Таким образом, биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого для воспроизводства HomoSapiens.

Социальная природа также  навязывает человеку критерии для определения  смысла его жизни.

Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек  в отрыве от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни тем более завершить биологический  цикл своего развития и воспроизвести  потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими  только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как  биологического вида. Люди и живут  обществом, прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому  в отдельности и всему человеческому  роду вообще. Общество, а не отдельный  индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида HomoSapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживание, опыт борьбы за существование. Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо пожертвовать своей личной жизнью.

Кроме гарантий сохранения рода человеческого общество сверх  этого даёт каждому своему члену  ряд других, невиданный в животном мире преимуществ. Так, как уже отмечено выше, только в обществе новорождённый  биологический кандидат на человека становиться настоящим человеком. Социальная природа человека диктует ему видеть смысл своего, отдельного человека, существования в служении обществу, другим людям вплоть до самопожертвования на благо общества, других людей.

Духовно-нравственная природа  человека по признакам и филогенезу и онтогенезу произрастает сначала  на основе биологической, а затем  и социальной. По своему происхождению  духовно-нравственная природа человека вторична по отношению к его, человека, природе социальной и уже третья - по отношению к природе биологической. Но только на духовно-нравственном уровне начинает функционировать высший продукт  эволюции природы - появляется дух. После  того, как человеку обеспечено согласно естественным потребностям все необходимое  для нормального свершения его  биологического цикла, а также состоялась социализация личности в результате усвоения ею достаточных материальных и духовных богатства своего общества, только после этого начинает проявлять  себя духовно-нравственная природа  человека. Человек становится личностью  в полном смысле этого слова. Отныне он имеет только ему присуще мировоззрение, чётко видит себя в мире, осознаёт свою уникальность и неповторимость. На таком самом высоком уровне своего очеловечивания, созревания, человек  в состоянии поставить перед  собой, и неизбежно начинает ставить  вопрос о смысле своего собственного существования.

Если биологическая природа  человека диктует смысл жизни  человека своими зоологическими факторами, а его социальна природа диктует ему смысл жизнь самим местом человека в обществе, то духовно-нравственная природа уже не имеет каких-либо внешних факторов, принудительно диктующих человеку ответ на вопрос о смысле его жизни. Здесь действуют факторы духовного содержания. А дух, "плоти и костей не имеет", то есть не имеют материального содержания. Это, во-первых. А во-вторых. Они действуют не извне личности человека, а из самого духовного мира человека, - исходят и действуют из его собственного внутреннего мира.

Дух - это свобода. В мечтах (то есть - в духе) человек, будучи рабом, может видеть осуществление смысла своей жизни в том, чтобы быть царём; будучи малограмотным, - стать великим учёным; будучи калекой - олимпийским чемпионом по легкой атлетике; будучи уродом, - видеть себя Василисой Прекрасной; безбожником - мечтать о чине епископа, папы римского или, даже, стать самим Господом Богом. На красивую мечту про себя запрета нет. Вообще, в процессе поиска смысла своей жизни человек, как правило, хочет стать не тем, чем он есть в данный момент. В поисках смысла жизни мы всегда тянемся всё вперед и выше. Всегда - вперёд, всегда - выше.

Реализация смысла жизни  человека предопределяется и зависит  от трех составных: биологических предпосылок, общества, в котором протекает  жизнедеятельность человека и от личных качеств самого человека. А  поскольку реализация смысла жизни, как мы уже знаем, - это реализация в жизни человека жизненных идеалов, которые в концентрированной  форме выражают мировоззрение человека, то мы будем рассматривать реализацию смысла жизни человека в органической связи с процессом формирования мировоззрения человека. При этом мы не только будем опираться на уже сказанное, но и повторять  его.

 

2.1 Трактовки смысла жизни  в философских школах.

Древняя Греция и Рим. Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира.

Информация о работе Человек и его мир