Ценностные ориентации и их формирование в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:48, реферат

Описание работы

Ценностные ориентации есть относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
3. ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ЦО и их формирование в образовательном процессе.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей М. Рокич разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка - терминальных и инструментальных ценностей18. Масштабные исследования, проведенные им с помощью этого метода на общенациональной американской выборке, позволили выявить и проанализировать связь декларируемой значимости (ранга) различных ценностей с такими переменными, как пол, возраст, социальное положение, доход, образование, расовая принадлежность, политические убеждения. Результаты исследования других авторов показали связь ценностей с некоторыми личностными особенностями, а также их кросскультурную специфику. В 80-е годы С. Шварц (S. Schwartz) и В. Билски (W. Bilsky) предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной, чем у Рокича, классификации ценностей и разработали свою диагностическую методику. У нас в стране незадолго до выхода в свет основных монографий Рокича по проблеме ценностей была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентаций. Методика Рокича уже в 70-е гг. адаптирована А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В А. Ядовым в ИСЭП АН СССР. В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен - отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам. Получила известность диспозиционная концепция личности В.А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентаций заняло одно из центральных мест. Популярности этой методики способствовало и то, что исследование Г.И. Саганенко, сравнивавшей различные стандартизированные методы изучения ценностей, показало, что по надежности и устойчивости прямое ранжирование списков превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из ценностей и уступает только методу парного сравнения, который технически приемлем лишь для очень небольших списков ценностей. В другом методическом исследовании были выявлены ощутимые недостатки "закрытых" списков (велика доля случайных ответов, подсказанных списком и не выражающих собственных ценностей опрашиваемых). Однако использование "открытых" вопросов имеет не меньше недостатков: ответы относятся и к личным ценностям (любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным запросам (квартира). Кроме того, здесь гораздо сильнее влияние таких ситуативных факторов, как, например, пол интервьюера.

Таким образом, хотя метод прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает другим методам, реально использующимся при изучении ценностных ориентаций.

3. Формирование и воспитание ценностных ориентаций личности

 

Человеку присуще ценностное восприятие мира. К любому явлению он относится с точки зрения значимости его для себя. От того, что станет для человека ценностью, зависят смысл и образ его жизни. Для формирования устойчивого гуманного отношения к людям необходимо, чтобы обобщенное представление о ценностях и жизни складывалось на основе культурно-исторического опыта человечества. Если личный жизненный опыт обогащен ценностными исканиями выдающихся мыслителей, ученых, религиозных исторических деятелей, ценностное сознание растущей личности приобретает единство и целостность.

Если ценностные ориентации служат регулятором действий, поступков и поведения личности и притом сформированы как система, то, естественно, одна из важнейших задач воспитательной работы состоит в последовательном расширении и углублении представлений учащихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества.

В воспитании у учащихся представлений о ценностях и формировании у них ценностных ориентаций педагоги-практики руководствуются определенными психолого-педагогическими принципами19.

Принцип гуманизма означает, что в любой жизненной ситуации, в которой оказываются люди, - каждый человек всегда представляет самоценность, все делается для человека, для его благополучия. Поэтому уважительное отношение будет выражаться в предупредительности, заботе, стремлении помочь в беде, в любви и милосердии к ближнему, умении понимать другого.

Принцип личностного подхода в группе, коллективе. Учащийся живет и действует в группе, среди людей. Личность дорожит принадлежностью к этой группе, принимает основные ценностные ориентации. Поэтому основным средством в личностном подходе выступают убеждения и как результат - сформированная убежденность как ценность личности.

Принцип ведущей деятельности предполагает определение типа деятельности. Ведущей называют ту деятельность, которая в конкретной возрастной группе главным образом играет основную, ведущую роль в формировании личности. Именно благодаря ей формируются важнейшие ценностные ориентации личности.

Принцип системного подхода предполагает формирование у учащихся представлений о ценностных ориентациях в гуманистической системе, организуемой вокруг конкретного дела, которое способно объединить их всех.

Главная функция руководства формированием ценностных ориентаций личности, групп и коллектива состоит в том, чтобы духовные и общегражданские ценности нашего общества превратить в ценности и личности, и группы, и коллективов, организовать их деятельность, ориентированную на эти ценности, добиваться общности ценностных ориентаций группы и коллектива, т.е. ценностно-ориентационного единства.

Принцип инициативы и социальной активности. Основным средством развития инициативы служит самодеятельность учащихся, самоуправление, т.е. деятельность, организованная по собственному творчеству, которая и развивается по собственной программе, имеет свою внутреннюю организацию и контролируется самими учащимися. В результате такой самодеятельности и самоуправления формируется активная жизненная позиция, которая выражается в неравнодушном отношении ко всему происходящему, в нравственной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, суждений, оценок, в единстве слова и дела. Активная жизненная позиция становится социальной ценностью личности.

Принцип целостности и комплексного подхода. Комплексный подход предполагает единство общегражданского, трудового и нравственного воспитания. Именно при таком подходе формируется целостная личность, которая регулирует свое поведение в соответствии со своими представлениями о ценностях.

Развитое ценностное сознание способствует формированию нравственной устойчивости личности. Восприятие жизни через призму ее ключевых ценностей облагораживает переживания, развивает высокие чувства (долг, ответственность), повышает готовность к нравственному самоопределению в сложных жизненных ситуациях.

Деятельность, призванная расширить восприятие учащимися общечеловеческих ценностей жизни, углубить осознание их значимости для себя, получила название ценностно-ориентационной. Ее методами являются: беседы, "часы откровения", "философские столы", приобщающие к признанным общечеловеческим, общенациональным ценностям; самостоятельные исследования учащимися (путем изучения мемуарной литературы, эпистолярного наследия, других источников) ценностных приоритетов авторитетных для них людей; сочинения-размышления, метод анализа жизненных ситуаций, самодиагностика сложившейся в данный момент системы жизненных ориентаций; создание на уроках и во внеклассной работе ситуаций, стимулирующих переживание ценностной проблематики, диспуты20.

Несомненной ценностью является процесс самосовершенствования. Человеку дано быть таким, каким он хочет быть. Но чтобы стать самосозидающей личностью, молодой человек должен овладеть необходимыми знаниями о своей природе. Индивидуальное развитие по своей сути плюралистично. Человек может подняться на высший уровень развития, а может и не реализовать себя. Он открыт миру, способность к самосовершенствованию сохраняется (в разной степени) на протяжении всего жизненного пути. Человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некоторых, а в чем-то не похож ни на кого другого. На него воздействуют наследственность, среда, воспитание. Но и сам он способен быть творцом собственной личности. Индивидуальность - это личность, которая сама может определять цели своей деятельности, корректировать ее, выбирать средства и решать сложные жизненные задачи. Это значит, что индивидуальность не дана человеку от рождения, она формируется в процессе жизни и при пассивном отношении к себе может не сложиться21.

Такие знания о себе как о творцах собственной личности позволяют осознать важность процесса самопознания и самосовершенствования. Многие выдающиеся мыслители (Сократ, Аристотель, Кант, Л.Н. Толстой) видели смысл жизни человека в самосовершенствовании. Осознать эту глубокую мысль позволяет обращение к исследованиям жизни замечательных людей, например, к очерку В.И. Толстого "Сократ и мы" (М., 1981).

Беседа, посвященная жизни и учению Сократа поможет учащимся выработать собственную эмоционально-смысловую оценку самовоспитания, будет способствовать их физическому и духовному совершенствованию. Продолжением этой работы могут стать "Часы откровения". Авторитетные для учащихся люди (деятели культуры, преподаватели, бывшие выпускники) поделятся своим опытом самосовершенствования.

Осознанию работы по саморазвитию как жизненной ценности способствует проведение самооценивания. В качестве примера можно привести такое задание: "Какие две цели для вас особо значимы в настоящее время? Что нужно сделать для достижения первой (второй) цели? Какие качества вашего характера могут помешать этому?".

Таким образом, использование в комплексе и системе методов по формированию ценностного отношения к человеческой жизни, саморазвитию, любви, труду, дружбе способствует формированию нравственной устойчивости личности, самоопределению в системе жизненных ценностей. Важнейшая задача воспитательной работы с учащимися состоит в последовательном расширении и углублении представлении о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества. Решению этой задачи способствует использование в комплексе психолого-педагогических принципов.

 

Заключение

 

Духовная сфера личности - это переживания, мысли, потребности, ценностные ориентации, идеалы. От их содержания зависит, доброе или злое начало возьмет верх в душе человека, в его отношении к миру. Духовные ценности и ценностные ориентации составляют ядро мотивационной сферы личности. Они играют решающую роль в регуляции поведения человека и социальной группы. Ценностная ориентация - это сложный психологический и социальный феномен субъекта. В ней переплетаются информативные, эмоциональные и волевые компоненты, которые регулируют действия, поступки, поведение личности.

В управляемом образовательном процессе ценностные ориентации выступают в качестве объекта деятельности воспитателя и самих воспитанников. Отсюда следует, что развитость аксиосферы преподавателя, полное и органичное освоение духовно-нравственных ценностей учащимися являются условиями оптимальности процесса нравственного воспитания как основы духовного развития личности.

Поскольку образование - это фундаментальная основа и один из источников создания у учащихся реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях человека в различных жизненных сферах, то разработка ценностного каркаса образования, использование педагогических технологий, принципов, методов и приемов формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности является необходимым и значимым шагом на пути совершенствования системы образования, разработки стратегии его развития.

 

Список использованных источников

 

  1. Бердяев, Н.А. Судьба России. Избранное / Н.А. Бердяев. - Ростов-на-Дону, 1997. - 350 с.
  2. Гавриловец, К.В. Гуманистическое воспитание в школе / К.В. Гавриловец. - Минск: Полымя, 2000. - 128 с.
  3. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М., 1998. - 221 с.
  4. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб: Петрополис, 1997. - 205 с.
  5. Кант, И. Собрание сочинений в 6 т. / И. Кант - М., 1985. - Т.4, ч.1. - 450 с.
  6. Кирьякова, А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников / А.В. Кирьякова. - М: Педагогика, 1991. - 84 с.
  7. Кирьякова, А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 190 с.
  8. Козлов, В.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников средствами изобразительного искусства / В.И. Козлов. - Минск, 1993. - 222 с.
  9. Михалкович, Н.В. Духовность человека: педагогика развития / Н.В. Михалкович. - Минск: Тесей, 2006. - 400 с.
  10. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК. - 2000. - 356 с.
  11. Новейший философский словарь. Постмодернизм / главный научный редактор и составитель А.А. Грицанов. - Минск: современный литератор, 2007. - 815 с.
  12. Петушкова, Е.В. Философия и методология науки для аспирантов и магистрантов / Е.В. Петушкова. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Минск: АПО, 2006. - 58 с.
  13. Психологические тесты. - М., 1996. - С.81.
  14. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1995. - 350 с.
  15. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. - Л., 1970. - 156 с.
  16. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
  17. Фролов, И.Т. Философский словарь / И.Т. Фролов. - М., 1996. - 590 с.
  18. Шаронов, В.В. Основы социальной антропологии / В.В. Шаронов. - СПб, 1997. - С.72.

Размещено на Allbest.ru

1 Михалкович Н.В. Духовность человека: педагогика развития. Минск, 2006.С. 208.

2 Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1998.С. 125.

3 Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников. М., 1991.с. 56.

4 Кант И. Собрание сочинений в 6 т.Т. 4., ч. 1. М., 1985.С. 261.

5 Бердяев Н.А. Судьба России. Избранное. Ростов-на - Дону, 1997.С. 247.

6 Фролов И.Т. Философский словарь. М., 1996.С. 386.

7 Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры.Л., 1970.С. 138.

8 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1992.С. 240.

9 Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1998, С. 211.

Информация о работе Ценностные ориентации и их формирование в образовательном процессе