Ценностные ориентации и их формирование в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:48, реферат

Описание работы

Ценностные ориентации есть относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
3. ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ЦО и их формирование в образовательном процессе.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. ТАНКА"

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУК НА ТЕМУ:

"ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

 

 

 

Выполнил:

магистрант кафедры педагогики

Миранкова Елена Владимировна

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Гавриловец Клара Всеволодовна

 

 

 

 

 

 

МИНСК, 2008

 

Содержание

 

Введение

 

В зарубежной психологии и педагогике ценностные ориентации личности и группы изучаются давно. Ценностные ориентации входят в мотивационную сферу личности, в механизм регуляции поведения1. Сегодня перед системой образования стоит задача воспитания ценностных ориентаций и представлений учащихся, т.к. огромна их роль в формировании личности. Это проявляется прежде всего в духовном и нравственном развитии. Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Ценностные ориентации есть относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности2.

Ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. Именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения3.

На данном социально-экономическом этапе развития общества задача формирования ценностных ориентаций личности, воспроизводства духовно-нравственного потенциала поставлена перед педагогом как одна из важнейших в воспитании подрастающего поколения. Поэтому при изучении особенностей формирования личности прежде всего необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования ее ценностных ориентаций.

В связи с тем, что ценностные ориентации - это стержень личности, основа мотивации поведения индивида, важным представляется осмысление педагогом понятий "ценность", "ценностная ориентация", выявление возможностей развития духовно-нравственного ценностного сознания личности в образовательном процессе, систематизация и применение исследований ценностных представлений.

 

1. Понятие ценности и ценностной ориентации

 

Становление мировоззрения происходит в процессе усвоения личностью системы духовно-нравственных ценностей. Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций личности необходимо начинать с рассмотрения понятий "ценность", "ценностные ориентации".

Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia - "ценность") - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно-ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика.

Понятие "ценность" введено в научный оборот И. Кантом при противоположении сферы нравственности (свободы) и сферы природы (необходимости) 4.

В России изучением явления ценности занимался философ Н.А. Бердяев, который утверждает, что "ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Ценность есть качество"5.

Подробная характеристика дается в "Философском словаре" под редакцией И.Т. Фролова: "Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений"6.

В наши дни в отечественной педагогической науке В.А. Сластенин рассматривает ценностную ориентацию личности следующим образом: "ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей".

Способность личности оценивать позволяет рассматривать категорию ценности применительно к различным сферам человеческого бытия. Таким образом, возникает необходимость классификации ценностей, т.е. систематизации их видов.

В.П. Тугаринов отмечает, что у отдельного человека диапазон его ценностей, т.е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов7.

Ценности, по утверждению Тугаринова, делятся на:

ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными);

ценности культуры (материальные ценности и духовные ценности).

Материальные ценности необходимы для удовлетворения телесных потребностей, духовные ценности - для удовлетворения потребностей духа. Деление осуществляется на основе составляющих человека - тела и души. Предлагается выделять также третий вид ценностей:

социально-политические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, справедливость, равенство, человечность).

Так же Тугаринов не исключает следующее деление ценностей:

наличные (экзистенциальные);

целевые;

нормативные.

Экзистенциальные ценности существуют во всех областях человеческой жизни и деятельности. К ним относятся все социально - политические и духовные ценности.

Е.Ф. Ященко определила следующую реальную субординацию ценностей, которые она делит на две большие группы: цели - смысл жизни и качества личности. К ценностям цели относятся:

  1. Семья, любовь.
  2. Интересная работа, профессиональное совершенствование.
  3. Материальная обеспеченность.
  4. Деятельность познания.
  5. Творческая деятельность.
  6. Духовное общение.
  7. Красота.
  8. Здоровье.
  9. Статус личности.
  10. Патриотизм.

В. Франкл считает, что, выполняя роль смыслов человеческой жизни, ценности выступают как смысловые универсалии и составляют три основные класса, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной8:

ценности творчества (в том числе труда);

ценности переживания (прежде всего любви);

ценности отношения.

Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих все вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.

Познание процесса присвоения ценностей (интериоризации), перевода их в личностные, тесно связано с вопросом о соотношении ценности и оценки. Оценка, включая в себя эмоциональный (аффективный) и познавательный (когнитивный) компоненты, способствует как познанию, так и определенному ценностному отношению, ценностной ориентации.

Ценностные ориентации педагогами определяются как ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Следовательно, выделяются следующие элементы ценностных ориентаций:

знание (осознание ценностей);

переживание этой ценности как потребности;

мотивация настоящего поведения;

прогнозирование будущего поведения.

Так, А.Г. Здравомыслов считает, что "ценностные ориентации есть "относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности"9.

Обратимся к истории изучения ценностных ориентаций философской и психолого-педагогической науками. Понятие "ценностная ориентация" было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей.

В отечественной психолого-педагогической науке термин "ценностные ориентации" появился в 60-е годы. С.Л. Рубинштейн10, трактуя сознание не только как отражение бытия, но и как практическое отношение к нему, показал, что последнее заключается в выделении им значимых предметов, явлений в форме потребностей и ценностей, которые оказывают влияние на человека, детерминируют его поведение.

В.Н. Мясищевым11 проблема ценностных ориентаций рассматривается в его концепции психологических отношений. Он понимает отношения человека как "сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях".

И.С. Кон отмечает: "Ориентации, направленные на какие-то социальные ценности, называются ценностными ориентациями"12.

Ф.Е. Василюк13 обращает внимание на роль переживаний в функционировании ценностных ориентаций, рассматривая переживание как особую форму деятельности, направленную на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, словом - на "производство смысла".

Ценностные ориентации - сложное образование, в котором можно выделить 3 основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.

Таким образом, в психологии ценностные ориентации рассматриваются как основа мотивации поведения индивида, его готовности сознательно реагировать в данной ситуации. Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

ценностная ориентация образовательный  процесс

Ценностные ориентации, являясь важнейшим компонентом в структуре личности, представляют собой сложное интегральное образование; это форма и разные уровни взаимодействия общественного и индивидуального в личности; специфическая форма осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего.

В социологии, особенно зарубежной, ценностные ориентации трактуются как социальные установки, социальная позиция индивида, которая указывает на усвоение индивидом социального опыта и служит детерминантой его поведения. В.А. Ядов определял ценностные ориентации как "установку личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества".

В педагогической литературе проблеме ценностных ориентаций посвящены работы Т.К. Ахаян, З.И. Васильевой, Я. Гудечек, М.Е. Дуранова, М.Г. Казакино, А.В. Кирьяковой14, Б.С. Круглова15. В трудах вышеупомянутых ученых трактовка ценностных ориентаций близка их пониманию в психологии. Но при этом подчеркивается особая педагогическая целесообразность специальной оценочной деятельности в коллективе, когда обсуждается ход и выполнение тех или иных воспитательных мероприятий. Такой анализ - обсуждение является основой для ценностного общения, созидания новых ценностей и распространения общепризнанных.

Для педагогов важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. "Именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения"16. Поэтому при изучении особенностей формирования личности прежде всего необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования его ценностных ориентаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Структура ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития и формирования выступает объектом социально-психолого-педагогического анализа. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей.

2. Методология и методика изучения ценностных ориентаций

 

Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных ориентаций можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х-70-е годы в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей17. Ценность М. Рокич определяет как "устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования". Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

Информация о работе Ценностные ориентации и их формирование в образовательном процессе