Буря в пустыне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 18:56, реферат

Описание работы

(Война в Персидском заливе, Война в заливе), военная операция США и их союзников против Ирака, оккупировавшего Кувейт в августе 1990. Военные действия против Ирака были санкционированы ООН. Советский Союз, традиционно поддерживавший Ирак, на этот раз встал на сторону освободителей Кувейта.

Файлы: 1 файл

БУРЯ В ПУСТЫНЕ.docx

— 79.95 Кб (Скачать файл)

Особое стратегическое значение имеют Кольский и Камчатский полуострова – единственные территории России, имеющие выход к открытым пространствам Мирового океана. Здесь базируются Северный и Тихоокеанские флоты РФ.

Сейчас перед российской геополитикой стоит и другая проблема - Россия и Запад. Вопрос безопасности России на Западе сводится сегодня к её отношениям с НАТО. Этот военный блок имеет большие преимущества перед Россией и в обычных вооружениях, и в стратегических. Опасность для России представляет продвижение НАТО на Восток и вступление в эту военно-политическую организацию новых членов из числа стран бывшего социалистического лагеря, граничащих непосредственно с Россией. В этих условиях наша политика должна быть направлена, прежде всего, на получение возможности влиять на механизм принятия решений НАТО, на блокирование неприемлемых для России решений этой военной организации путём создания стратегических противовесов, создания союзов и блоков типа ШОС, ОДКБ.

Российско-американские отношения в обозримом будущем будут занимать одно из приоритетных мест в нашей внешней политике. Это связано не только с вопросами двустороннего взаимодействия как экономического (торговля, инвестиции, обмен технологиями), так и военного (поддержание паритета ядерных вооружений) характера, но и со стремлением США придать системе международных отношений однополярный характер, играть доминирующую роль в решении глобальных и региональных проблем. Соединенные Штаты занимают доминирующие позиции в ключевых международных финансовых и экономических организациях - "Большой восьмерке", Организации экономического сотрудничества и развития, Международном валютном фонде, Всемирном банке, Всемирной торговой организации.

У Америки больше нет равного по силе геополитического соперника. И всё же Россия остаётся единственной страной, без согласия которой США не могут бесконтрольно диктовать свою волю всему миру.

В результате, постоянно сохраняется угроза возникновения кризиса в российско-американских отношениях. Роль единственной сверхдержавы требует такой концентрации ресурсов и политической воли, которой Соединенные Штаты не обладают. Сейчас многое зависит от реалистичности политики США. Если США изберут курс на приспособление к реалиям многополярного мира, то в этой системе международных отношений Россия - важный партнер Соединенных Штатов. Это позволяет надеяться, что удастся не допустить разрастания расхождений и возврата к конфронтации, а, в конечном счете, обеспечить позитивное взаимодействие на основе национальных интересов обеих держав.

Однако Россия не должна строить иллюзий относительно действительных намерений США. Актуальнейшей задачей отечественной науки и практики является разработка концепции военной политики и стратегии Российской Федерации, соответствующих вызовам ХХI века.

Военная политика обычно определяется как деятельность специальных общественных институтов в направлении достижения основополагающих государственных интересов. В содержательном плане эта политика представляет единство двух сторон — внутренней и внешней. Внутренняя сторона военной политики включает круг проблем, относящихся к подготовки средств для ведения вооруженной борьбы в интересах разрешения межклассовых, межнациональных и других противоречий внутри страны.

Внешняя политика охватывает круг проблем, связанных с использованием военной силы в политических целях во взаимоотношениях с другими государствами, а также для содействия или противодействия некоторым социальным силам внутри других государств.

К внешним задачам военной политики РФ можно отнести:

- органическое включение  России в Евразийское экономическое  пространство: на Востоке - расширение  сотрудничества и интеграции  в рамках ШОС (Шанхайской организации  сотрудничества) и ОДКБ (Организация  Договора Коллективной Безопасности); на Западе – всестороннее развитие  внешнеэкономических связей с  Европейским Союзом и более  активное включение в общеевропейское  международное разделение труда  с обязательным преодолением  «синдрома сырьевого придатка»  и ориентация на экспорт высококачественной  отечественной продукции и высоких  технологий;

- укрепление геоэкономических позиций России по всей пограничной дуге нестабильности;

- реализация функций форпоста, противостоящего внешним угрозам (терроризму и шовинистическому  национализму);

- отстаивание государственных  интересов России в сопредельных  с Кавказом регионах мира: Закавказье, Среднем и Ближнем Востоке;

- урегулирование режима  пользования рыбными запасами  Каспийского моря странами Прикаспия, а также политико-правовое разрешение приграничных противоречий между странами Дальневосточного региона и преодоление широкомасштабного браконьерства, наносящего серьезный ущерб экономике России и порождающего угрозу безопасности в акватории Российских территориальных вод морей Тихоокеанского бассейна;

- укрепление сотрудничества  стран Черноморского бассейна;

- разработка серьезных  мер по регулированию неконтролируемых  в настоящее время миграционных  потоков, обеспечивающих демографическую  экспансию стран – соседей  в Россию;

- оптимизация схем прокладки  транзитно-магистральных межнациональных  трубопроводов и транспортных  коридоров;

- нейтрализация религиозно-экстремистского  вектора усиливающегося влияния  исламского фактора на всей  территории России.

Среди внутренних задач военной политики РФ выделяются:

- геоэкономическая стабилизация всех регионов России и обеспечение условий их бездотационного социально-экономического роста;

- преодоление конфликтных  ситуаций, возникающих на почве  межнациональных, конфессиональных, межэтнических  разногласий на территории РФ;

- урегулирование проблем  беженцев из зон конфликтов  и обустройство их в местах  поселения;

- предотвращение техногенно-природных катастроф;

- обеспечение защиты населения  России (особенно конфликтогенных регионов) от угрозы террористических актов.

На данный момент нельзя судить о России, как о стране, обреченной на поражение или полный успех в геополитическом плане. В настоящее время Россия демонстрирует отрицательную геополитическую динамику. Однако, при условии разработки грамотной концепции геополитической безопасности Российского государства и проведении рациональной и последовательной политики государственной власти в этой сфере для России вполне реальна позитивная геополитическая динамика.

 

 

Но тем не менее по сравнению со многими новыми индустриальными странами Россия обладает рядом уникальных технологий, фундаментальной наукой и все еще высоким уровнем образования, то есть она располагает гораздо более развитым человеческим потенциалом. Однако и здесь наши позиции не бесспорны, а в кризисные годы мы понеси огромные потери. По индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), рассчитываемого в соответствии с Программой ООН, Россия в 2001 году занимала 60-е место в мире из 176 стран, попав в группу со средним уровнем развития человеческого потенциал. «чемпион» - Норвегия, США - Чехия (33),Э Венгрия и Словакия (35 и 36 соответственно). ИРЧП - суммарный показатель, измеряемый на основе ожидаемой продолжите6льности жизни при рождении, скорректированного дохода на душу населения в единицах ППС и достигнутого уровня образования. Если по первым двум позициям Россия существенно отстает от развитых стран, то по уровню образования, научного потенциала и даже технологического развития мы можем сравниться со странами лидерами.

Правительство признало свою ответственность за образование как ключевой фактор конкурентоспособности страны, будущей стабильности и процветания. В этой связи запланировано увеличение инвестиций в образование: предполагается увеличь долю бюджетного финансирования образования в ВВП с ежегодным увеличением финансирования из федерального бюджета на 25%, из регионального - на 10%. Около 15% средств, выделяемых на начальное, а также средние высшее образование, предназначаются на развитие базы образования (покупка оборудования, ИТ и компьютеров, повышение квалификации преподавателей, научные разработки) и 7,5% - на общее образование. Для привлечения дополнительных инвестиций в сферу образования целесообразно рассмотреть вопрос о введении льготного налогообложения частных инвестиций, включая освобождение от уплаты налогов с благотворительных пожертвований, а предприятиям, вкладывающим деньги в образование, разрешить включать затраты на подготовку персонала в производственные затраты.

Российская «заводская» наука незначительна по своим ресурсам, которые не превышают 6% затрат на исследования и разработки. Также крайне низкой доля высших учебных заведений, выполняющих исследования и разработки.

Число вузов, ведущих научные разработки, в течение 1990-2001 гг. снизилось с 453 до 388, а поскольку вновь созданные частные вузы практически не ведут исследований, научная деятельность характерна только для 40% российских вузов. Продолжение подобной тенденции может привести к необратимым последствиям, как для самой науки, так и для качества подготовки специалистов.

По продолжительности жизни (чуть более 65 лет) Россия занимала в 1999 году 100-ю строчку из 162 стран. Получается, что человек, доработав до пенсии, в среднем по статистике умирает уже через 6-11 лет. Во многом именно показатель средней продолжительности жизни служит обобщенным индикатором экономического и нравственного здоровья общества, при этом он жестко не детерминирован уровнем душевого дохода.

 

 

Некоторые планы России

 
На 2016—2018 годы (по другим данным — на 2015—2016 годы) планируется запуск проекта «Венера-Д» — доставка на Венеру долгоживущей автоматической станции. В её состав войдут один или два орбитальных модуля, посадочный аппарат и два аэростата. Задачи экспедиции — исследование состава атмосферы и грунта Венеры, её сейсмической активности, а также передача на Землю панорамных снимков Венеры высокого качества. Планируемый срок работы экспедиции — более двух земных лет.

 В 2014 году (по другим данным — не ранее 2015 года) Россия планирует запустить космический комплекс «Интергелиозонд». Аппарат будет выведен на околосолнечную орбиту и с расстояния в 20 млн. км. будет изучать Солнце и околосолнечную среду. Директор ИКИ РАН Лев Зелёный считает, что «Интергелиозонд» — это шанс России стать пионером научного направления исследования Солнца с близких расстояний, ещё не занятого ни одной другой страной.

Заключение 

Достижения последних лет позволяют с оптимизмом смотреть в будущее России. Они свидетельствуют о скрытой силе российской экономики так же, как и об адекватности политики центральных властей. Взвешенная макроэкономическая политика и решительные структурные реформы уже приносят плоды. Если они продолжатся, Россия, безусловно, сможет реализовать свой значительный экономический потенциал.

 

 

 


Информация о работе Буря в пустыне