Биография Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 20:19, реферат

Описание работы

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

Файлы: 1 файл

философия.Платон.Идеальное гос-во (1).docx

— 35.09 Кб (Скачать файл)

      Что  касается  экономики,  Платон   предлагает   ввести   для   воинов радикальный коммунизм. Они должны иметь небольшие дома и есть простую  пищу; они должны жить, как в лагере, обедая в общих столовых; они не должны  иметь частной собственности,  кроме  совершенно  необходимого.  Золото  и  серебро должны быть запрещены. Хотя они не богаты, но ничто не препятствует им  быть счастливыми; целью же города является счастье целого города,  а  не  счастье одного класса. И богатство, и бедность вредны, и в городе Платона  не  будет ни того, ни другого.  Имеется  любопытный  аргумент  о  войне:  легко  будет приобретать союзников, поскольку наш город не захочет брать никакой доли  из военной добычи.

      С притворной неохотой  платоновский Сократ применяет свой  коммунизм  к семье. Друзья, говорит он, должны иметь все общее, включая женщин  и  детей. Он  допускает,  что  это  представляет   трудности,   но   не   считает   их непреодолимыми.  Во-первых,  девушки  должны   получать   точно   такое   же воспитание, как и юноши,  изучая  музыку,  гимнастику  и  военное  искусство вместе  с  юношами.  Женщины  должны  обладать  во  всех  отношениях  полным равенством  с  мужчинами.  Одинаковое  воспитание,  которое  делает   мужчин хорошими стражами, сделает и женщин хорошими стражами.

      Законодатель, избрав  в качестве стражей  некоторых  мужчин  и  женщин, прикажет, чтобы они жили в общих домах и питались  за  общим  столом.  Брак, как сказано выше, будет радикально преобразован. На  некоторых празднествах невест и женихов будут соединять, как их учат  верить,  якобы  по  жребию  в таком количестве, которое необходимо для сохранения  постоянной  численности населения; но на самом деле правители города будут  производить  манипуляцию с жребиями, исходя из евгенических  принципов.  Они  будут  устраивать  так, чтобы лучшие производители имели больше всего детей. Все  дети  будут  после рождения отбираться у  своих  родителей,  и  будут  приняты  серьезные  меры предосторожности, чтобы родители не знали, которые дети являются их  детьми, а дети не должны знать, кто их родители. Детей с физическими недостатками  и детей худших родителей «станут скрывать как следует в тайном  и  неизвестном месте». Детей, родившихся  от  союзов,  не  санкционированных  государством, следует считать незаконными. Матери должны быть в возрасте  от  двадцати  до сорока лет, отцы – от двадцати пяти до пятидесяти пяти. Вне  этого  возраста общение между полами должно  быть  свободным;  но  принудительными  являются аборт  или   детоубийство.   Против   браков,   устраиваемых   государством, заинтересованные   стороны   не   имеют   права   возражать;   они    должны руководствоваться мыслью о своем долге перед государством, а не  какими-либо заурядными чувствами, которые обычно прославляли изгнанные поэты.

       Поскольку ребенок  не знает, кто  его  родители,  он  должен  называть отцом каждого мужчину, который по возрасту мог бы быть ему отцом; это  также относится к матери, брату, сестре.

      Предполагается, что  чувства, связываемые в настоящее время со  словами «отец», «мать», «сын» и «дочь», будут все  еще  связываться  с  ними  и  при новых порядках,  устанавливаемых  Платоном;  например,  молодой  человек  не будет бить старика, потому что этот старик мог бы оказаться его отцом.

      Основная мысль  состоит,  конечно,  в  том,  чтобы  свести  к  минимуму частнособственнические  чувства  и  таким  образом  устранить   препятствия, стоящие на пути к господству духа общественности, так же, как  и  обеспечить молчаливое согласие с отсутствием частной собственности.

      Рассматривая теологический  аспект данной системы, Платон ясно говорит, что ложь должна быть исключительным правом правительства точно так  же,  как право давать лекарство является исключительным правом врача.  Правительство, как мы уже видели, должно обманывать людей, делая вид,  что  оно  устраивает браки по жребию, но это не является делом религии.

      Должна быть «одна  царская ложь», которая, как надеется  Платон,  может обманывать правителей, но остальных жителей города будет обманывать в  любом случае. Эта  «ложь»  рассматривается  далее  с  пространными  подробностями. Наиболее важной частью  ее  является догмат,  что  Бог  создал  людей  трех сортов:

  • самые лучшие сделаны из золота пригодны для того, чтобы  быть стражами
  • менее лучшие – из серебра должны  быть  воинами
  • Простая толпа – из меди и железа должны заниматься физическим трудом.

Обычно, но ни в ком  случае  не  всегда,  дети будут принадлежать к тому же сословию, к которому принадлежат  их  родители; когда они  не  принадлежат  к  этому  сословию,  их  следует  соответственно повышать или понижать.  Считается  едва  ли  возможным  заставить  настоящее поколение поверить  в  этот  миф,  но  следующее  и  все  следующие  за  ним поколения можно так воспитать, чтобы они не могли усомниться в этом мифе.

      Определение справедливости, которое является  формальной  целью  всего обсуждения, достигается в четвертой книге. Нам говорят,  что  справедливость состоит  в  том,  что  каждый  выполняет  свою  собственную  работу   и   не вмешивается в чужие дела: город справедлив, когда купец, наемник и  страж  – каждый выполняет свою собственную работу,  не  вмешиваясь  в  работу  других классов.

        Слово «справедливость», как оно  еще употребляется  до  сих  пор  в праве, более подходит  к  концепции  Платона,  чем  слово  «справедливость», используемое  в  политических  спекуляциях.  Под  влиянием   демократической теории мы стали ассоциировать справедливость с  равенством,  тогда  как  для Платона она не имела такого значения.  «Справедливость»,  в  том  смысле,  в каком она является почти синонимом «права», как, например, когда мы  говорим о «суде», касается главным образом  прав  собственности,  которые  не  имеют никакого  отношения  к  равенству.  Первое   определение   «справедливости», предложенное в начале  «Государства»,  гласит,  что  она  состоит  в  уплате долгов. Это определение вскоре оставляется как несоответствующее, но кое-что от него остается и в конце.

Заключение

 

Государство Платона, в противоположность  современным  утопиям,  было задумано для того, чтобы осуществить  его  на  практике.  Это  не  было  так фантастично или невозможно, как могло бы,  естественно,  показаться.  Многие из его  предположений,  включая  те,  которые   сегодня  должно  бы  считать совершенно  неосуществимыми  на  практике,  были  фактически  реализованы  в Спарте. Пифагор  пытался  осуществить  правление  философов,  а  во  времена Платона  пифагореец  Архит  пользовался  политическим  влиянием   в   Тарасе (современный Таранто), когда Платон посетил  Сицилию  и  Южную  Италию.  Для городов  было  обычной  практикой  использование  какого-либо  мудреца   для создания своих законов. Солон сделал это для Афин, а Протагор –  для  Фурии. В те дни  колонии  были  совершенно  свободны  от  контроля  своих  городов-метрополий,  и  группа  платоников  вполне  могла  бы  учредить  государство Платона на берегах Испании или Галлии. К сожалению, судьба  привела  Платона в Сиракузы, большой торговый город, который был занят  безнадежными  войнами с Карфагеном; в такой обстановке никакой философ не мог бы достичь  многого. В следующем поколении возвышение Македонии  сделало  все  малые  государства устаревшими, а  все  политические  эксперименты  в  миниатюре  –  совершенно бесплодными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 


Информация о работе Биография Платона