Биография Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 20:19, реферат

Описание работы

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

Файлы: 1 файл

философия.Платон.Идеальное гос-во (1).docx

— 35.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2015

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

Обратимся к политическим знаниям античности, которые существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались вопросов власти, управления государством. Однако наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли древнегреческие философы Платон (427 --347 до н. э.) -- автор работ “Государство” и “Законы”.

         В своих  произведениях Платон говорит  о модели «идеального», лучшего  государства. Эта модель не есть  описание какого-либо существующего  строя, системы, а, напротив, модель  такого государства, которого нигде  и никогда не было, но которое  должно возникнуть, то есть Платон  говорит об идее государства, создает проект, либо как принято  называть – утопию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография Платона

 

Платон и Аристотель были самыми влиятельными из всех древних, средневековых и современных философов; из них наибольшее влияние на последующие эпохи оказал Платон.

Самыми важными проблемами в философии Платона являются: во-первых, его утопия, которая была самой ранней из длинного ряда утопий; во-вторых, его теория идей, представлявшая собой первую попытку взяться за до сих пор неразрешенную проблему универсалий; в-третьих, его аргументы в пользу бессмертия; в-четвертых, его космогония; в-пятых, его концепция познания. Ниже будет рассмотрен вопрос построения идеального государства.

Платон родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. и умер там же в возрасте 80 или 81 года. Настоящее имя Платона было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Его отец Аристон (умерший, когда Платон был еще ребенком) принадлежал к семье, которая играла видную роль в эпоху Перикла, а среди предков матери Периктионы был Дропид, родич и друг великого афинского законодателя Солона. После смерти Аристона Периктиона вышла замуж за своего дядю Пирилампа, близкого друга и сподвижника Перикла. Таким образом, Платон вырос в семье, члены которой традиционно готовились к государственной карьере, в обстановке, пропитанной идеалами греческой демократии.

В 20 лет Платон встретил Сократа и оставался с ним до самой смерти своего учителя - всего 8 лет. Согласно аттической легенде, в ночь накануне встречи с Платоном Сократ видел во сне лебедя у себя на груди, который высоко взлетел со звонким пением, и после знакомства с Платоном Сократ якобы воскликнул: «Вот мой лебедь!». Интересно, что в мифологии античности лебедь - птица Аполлона, а современники сравнивали Платона с Аполлоном как богом гармонии.

Как вспоминает сам Платон в Седьмом письме, еще молодым он готовился к активному участию в политической жизни своего города. Несправедливое осуждение Сократа вызвало у Платона разочарование в политике Афин и стало поворотным моментом в его жизни.

В 28 лет, после кончины Сократа, Платон вместе с другими учениками великого философа покинул Афины и переехал в Мегары, где жил один из известных учеников Сократа - Эвклид, В 40 лет он посетил Италию, где познакомился с пифагорейцем Архитом. Ранее он побывал в Египте и в Кирене, но об этих путешествиях он умалчивает в своей автобиографии.

Он знакомится с Дионисием, тираном Сиракуз, и мечтает воплотить в жизнь свой идеал правителя-философа. Однако очень скоро возникли неприязненные отношения с тираном Дионисием Старшим, зато завязалась дружба с Дионом, племянником тирана. В Дионе Платон надеялся найти достойного ученика и в будущем - философа на троне. Платон оскорбил правителя своими рассуждениями о тиранической власти, сказав, что не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тот не отличается добродетелью. За это Платон был продан в рабство на Эгину, из которого его выкупил и освободил Анникерид, философ мегарской школы.

Впоследствии Платон хотел вернуть эти деньги Анникериду, а когда тот отказался их взять, купил на них сад в пригороде Афин, названный в честь местного героя Академа Академией. В этом саду Платон в 387 г. до н.э. основал свою школу, знаменитую платоновскую Академию, которая существовала в Афинах 1000 лет, вплоть до 529 года, пока не была закрыта императором Юстинианом.

Еще дважды он ездил в Сиракузы по настоянию Диона, надеясь осуществить свою мечту об идеальном государстве на землях, которые ему обещал выделить Дионисий Младший. И хотя эти попытки едва не стоили Платону жизни, настойчивость его является примером высокого служения идеалу.

В 360 году Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией до своей смерти, наступившей в 347 г. до н.э.

 

«Государство»

 

      Самый важный диалог  Платона «Государство» состоит в общем  из  трех частей.  В первой  части  (до  конца  пятой книги)  обсуждается  вопрос  построении идеального государства – это  самая  ранняя  из  утопий.  В  этой части  результатом  рассуждения  является  мысль,  состоящая  в   том,   что правителями в идеальном государстве должный являться  философы.  Определению слова философ посвящена вторая часть – книги шестая и седьмая.

      В  третьей   части   обсуждаются   различного   рода  государственные устройства, их достоинства и недостатки.

  Формальная цель «Государства»  заключается  в  том,  чтобы  определить «справедливость». Но уже на ранней стадии было решено, что поскольку  легче увидеть любую вещь в большом, чем в малом, то будет  лучше  исследовать  то, что  составляет   справедливое   государство,   чем   то,   что   составляет справедливого индивида.  И,  поскольку  справедливость  должна  иметь  место среди атрибутов  самого  лучшего  воображаемого  государства,  надо сначала обрисовать такое государство, а  затем  решать,  какие  из  его  совершенств следует назвать «справедливостью».

      Прежде чем рассмотреть  «идеальное»  государство  Платона,  необходимо понять, какие государства он относил к  отрицательному  типу,   что   в  уже существующих государствах не устраивало  автора  принципиально.  В  трактате «Государство» Платон пишет о том, что  главная   причина   порчи  обществ  и государств  (которые  когда-то,   во   времена    «золотого    века»   имели «совершенный»  строй)  заключена  в  «господстве    корыстных    интересов», обуславливающих поступки  и  поведение   людей.   В   соответствии   с  этим основным недостатком Платон подразделяет все  существующие   государства  на четыре  разновидности   в   порядке   увеличения,   нарастания    «корыстных интересов» в их строе:

  1. Тимократия – власть честолюбцев, по мнению Платона,  еще  сохранила черты «совершенного» строя. В государстве  такого  типа  правители  и  воины были свободны от земледельческих и  ремесленных   работ.   Большое  внимание уделяется  спортивным  упражнениям,  однако   уже   заметно   стремление   к обогащению, и  «при  участии  жен»  спартанский  образ  жизни   переходит  в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
  2. Олигархия. В  олигархическом   государстве   уже   имеется   четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые  делают   возможной совершенно  беззаботную  жизнь  правящего  класса.  Развитие  олигархии,  по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
  3. Демократия.   Демократический   строй   еще   более     усиливает разобщенность  бедных  и  богатых  классов  общества,  возникают  восстания, кровопролития,  борьба  за  власть,  что  может  привести  к   возникновению наихудшей государственной системы – тирании.
  4. Тирания. По мнению Платона, если некое  действие  делается  слишком сильно, то это  приводит  к  противоположному  результату.   Так   и  здесь: избыток свободы  при  демократии  приводит  к   возникновению   государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного  человека - тирана.

  Отрицательные формы государственной  власти  Платон   противопоставляет своему  видению  «идеального»  общественного  устройства.

 

Теория идей

 

     Этой теории посвящена  часть диалога с середины пятой книги и до  конца седьмой. Именно здесь  содержится  ответ  на  вопрос  кто  такой  философ  в видении Платона.

     Согласно этимологии, философ – это  человек,  любящий  мудрость,  что, однако, не равнозначно любящему знание, то есть любознательному  человеку  – вульгарное любопытство не делает человека философом.  Дополняя  это,  Платон говорит, что философ – это человек, который любит «созерцать истину».  Далее раскрывается и это понятие – «созерцать истину».

     Например, человек, который  любит  прекрасные  вещи  (слушает  музыку,знает живопись) не является философом, потому что он любит  лишь  прекрасные вещи, тогда как философ любит прекрасное  само  по  себе.  Человек,  который любит лишь прекрасные вещи живет во сне, тогда как  человек,  который  знает абсолютно прекрасное, живет наяву. Первый обладает лишь  мнением,  второй  – знанием.

     Разница между этими  двумя понятиями выражается в  следующем:  человек, обладающий  знанием,  имеет  знание  о  чем-то,  то  есть  о   чем-то,   что существует, так как то,  что  не  существует,  есть  ничто.  Таким  образом, знание  непогрешимо,  поскольку  логически  невозможно,   чтобы   оно   было ошибочным. Но мнение может быть ошибочным. Как же  это  возможно?  Не  может быть мнения о том, чего нет,  потому  что  это  невозможно;  не  может  быть мнения о том, что есть, так как это было бы знанием. Поэтому  мнение  должно быть одновременно о том, что есть и чего нет.

     Но тогда возникает  вопрос, как такое может  быть?  Ответ  гласит,  что отдельные предметы всегда включают в себя противоположные свойства: то,  что прекрасно, является  также  в  некоторых  отношениях  безобразным;  то,  что справедливо,  бывает  в  некоторых  отношениях  несправедливым  и  т.д.  Все отдельные  чувственные  объекты,  как  утверждает  Платон,   обладают   этим противоречивым  характером;  они  являются,  таким  образом,  промежуточными между бытием и небытием и  пригодны  в  качестве  предметов  мнения,  но  не знания.

     Таким  образом,  можно  заключить,  что  мнение  о  мире  представлено чувствам, тогда как  знание  относится  к  сверхчувственному  вечному  миру; например, мнение относится  к  отдельным  прекрасным  предметам,  знание  же относится к прекрасному самому по себе.

     Единственный  выдвинутый   аргумент   состоит   в   том,   что   будет противоречием самому себе предполагать, что то или иное явление  может  быть одновременно прекрасным  и  непрекрасным  или  одновременно  справедливым  и несправедливым  и  что,  тем  не  менее,  отдельные  явления,   по-видимому, сочетают такие противоречивые свойства. Поэтому отдельные вещи нереальны.

 

Идеальное государство

 

      Платон начинает  с того, что  решает  разделить  граждан  на  три класса:

  1. простых людей
  2. воинов
  3. стражей, которые должны обладать политической властью. Их состав должен быть значительно меньше, чем людей первых двух классов. В первый  раз  они  должны избираться  законодателем;  после  того  их  звание  обычно   переходит   по наследству; но в  исключительных  случаях  подающий  надежды  ребенок  может выдвигаться из одного из низших  классов,  тогда  как  среди  детей  стражей ребенок или молодой человек, не отвечающий требованиям, может быть  исключен из этого класса.

      Основной проблемой  по мнению Платона, является обеспечение того, чтобы стражи осуществляли намерения законодателя. С этой целью он  вносит  разные предложения, касающиеся  образования,  экономики,  биологии  и  религии.  Не всегда ясно, насколько эти предложения относятся  к  другим  классам,  кроме стражей; ясно, что  некоторые  из  них  относятся  к  воинам,  но  Платон  в основном интересуется лишь стражами, которые должны  являться  обособленным классом.

 Прежде всего следует рассмотреть  образование, которое делится  на  двечасти – музыку и гимнастику. И та, и другая имеют у  Платона  более  широкий смысл, чем в настоящее время: «музыка» означает все, что  входит  в  область муз, «гимнастика» означает все,  что  связано  с  физической  тренировкой  и подготовкой.  «Музыка»  почти  так  же  широка,  как  то,  что  мы  называем «культурой», а «гимнастика» представляет собой нечто более широкое, чем  то, что мы называем «атлетикой».

   Воспитание должно, по-видимому, прежде всего развивать у  детей  такие качества, как серьезность, соблюдение внешних приличий  и  мужество.  Должна существовать строгая цензура над литературой, которую молодежь могла читать с самого раннего возраста, и над музыкой, которую  ей  позволялось  слушать. Матери и няни должны рассказывать детям только разрешенные рассказы.  Чтение Гомера и Гесиода не следует допускать в силу ряда  причин.

  Во-первых,  они изображают  богов,  которые  время  от  времени  себя   плохо   ведут,   что непедагогично: молодежь следует  учить,  что зло,  никогда  не  исходит  от богов, так как Бог является творцом не всех вещей, но  лишь  хороших  вещей.

Во-вторых, у Гомера  и  Гесиода  некоторые  вещи  рассчитаны  на  то,  чтобы вызвать у читателей страх смерти, тогда как воспитание  должно  любой  ценой заставить молодежь желать умереть в сражении.

     В-третьих, соблюдение  внешних приличий требует, чтобы никогда не  было громкого смеха, однако Гомер говорит  о  «неистощимом  смехе  благословенных богов». Как школьный учитель будет эффективно порицать веселье,  если  юноши смогут цитировать этот  отрывок?  В-четвертых,  у  Гомера  имеются  отрывки, восхваляющие богатые пиры, а также отрывки,  описывающие  вожделения  богов; такие отрывки отбивают охоту к умеренности.  Не  должно  быть  рассказов,  в которых дурные люди счастливы,  а  хорошие  несчастливы:  моральное  влияние таких рассказов могло бы оказаться самым гибельным для  восприимчивых  умов.

Информация о работе Биография Платона