Биография Лейбница. Основные особенности его философской позиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 22:53, контрольная работа

Описание работы

ЛЕЙБНИЦ, ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ- философ и ученый, математик, физик, юрист, историк, языковед, изобретатель; родился в Лейпциге 1 июля 1646г. Его отец был профессором нравственной философии. Он получил образование в Лейпцигском и Йенском университетах, где изучал юриспруденцию и философию. С 1676 г. состоял на службе у ганноверских герцогов в качестве библиотекаря, историографа и тайного советника юстиции.

Содержание работы

1. Биография Лейбница. Основные особенности его философской позиции._______________________________________________3
2. Философский словарь.__________________________________12
3. Список использованной литературы.______________________15

Файлы: 1 файл

К.Р. по философии.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Необходимость Лейбниц  противопоставляет случайности, понимая  ее не как субъективную видимость, а  как такую объективную связь  явлений, которая зависит от свободных  решений и от хода процессов во Вселенной, т.е. он понимал ее как относительную случайность, которая носит объективный характер и возникает на пересечении определенных необходимых процессов. Он подчеркивал, что причинность присуща как необходимым, так и случайным процессам, только детерминация в этих двух сферах происходит по-разному.

Лейбниц не оставил произведения, в котором бы систематически излагались его взгляды на общество. Большинство  идей содержится в трактате «Теодицея» («Оправдание Бога»). В нем он, в частности, развивает свою знаменитую теорию оптимизма. Лейбниц писал, что хотя наш мир содержит много зла и имеет много недостатков, все же он наилучший и совершеннейший из всех возможных миров. Это положение вылилось в поговорку: «Все к лучшему в этом лучшем из миров».

Одну из наиболее характерных черт философии Лейбница представляет доктрина о многих возможных мирах. Мир «возможен», если он не противоречит законам логики. Существует бесконечное число миров, каждый из которых бог созерцал прежде, чем сотворил действительный мир. Будучи добрым, бог решил сотворить лучший из возможных миров, а он считал, что лучшим должен быть тот, в котором добро значительно превышает зло. Он мог бы сотворить мир, не имеющий зла, но он не был бы так хорош, как действительно существующий мир. Вот почему большое благо логически связано с некоторым злом. Возьмем самый обыкновенный пример: глоток холодной воды в жаркий день, когда вы страдаете от жажды, может дать (принести) вам такое несравнимое (большое) удовольствие, что вы подумаете, что стоило испытать жажду, хотя она и была мучительна, потому что без нее не было бы так велико последующее наслаждение.

Для теологии важны не такие примеры, а связь греха  со свободой воли. Свобода воли является великим благом, но для бога логически  невозможно даровать свободу воли и в то же самое время повелеть не быть греху. Поэтому бог решил сделать человека свободным, хотя и предвидел, что Адам съест яблоко, и что грех неизбежно повлечет за собой наказание. В мире, явившемся рез-том этого, хотя в нем и существует зло, перевес добра над злом больший; поэтому он является лучшим из всех возможных миров, а зло, которое в нем содержится, не является аргументом против доброты бога.

Согласно Лейбницу, «зло можно понимать метафизически, физически и морально. Метафизическое зло состоит в простом несовершенстве, физическое зло – в страдании, а моральное – в грехе».

Обосновывая необходимость  зла в человеческом и природном  мире Лейбниц обращается к учению иранского пророка Зороастра о том, что мир искони расколот на 2 равноправных начала – свет и тьму, жизнь и смерть, добро и зло. Лейбниц уделяет особое внимание ему, т. к. оно трактует зло как неискоренимое начало бытия.

Лейбниц не полностью отрицает проблему чуда. Лейбниц  говорит, что «Бог ничего не может творить без оснований, даже когда творит чудеса…»

 

 

 

 

2.Философский  словарь.

Академия (греч. Akademia) – название некоторых научных учереждений и учебных заведений, происходящее от имени мифического героя Академа и названной в его честь местности близ Афин. Это название Платон присвоил основанной им в 385г. до Р.Х. философской школе, которая в 529г. после Р.Х. была закрыта императором Юстинианом. В 1459г. Козимо Медичи открыл во Флоренции новую платоновскую академию во главе с Марсилио Фичино, просуществовавшую до 1521г. С ней связана деятельность греч. ученых, бежавших из Константинополя при подвижении прежде в Западной Европе платоновские рукописи.

Апперцепция (от лат. ad – при и Kuperceptio - восприятие) – в логике, теории познания, начиная с Лейбница и Канта, то же самое, что осознанное восприятие (трансцендентальная апперцепция); в психологии В.Вундта – то же самое, что восприятие, требующее напряжения воли (психологическая апперцепция), в противоположность простому обладанию представлениями; активное состояние психики при столкновении с новым содержанием сознания, включения новых знаний и нового опыта в систему уже имеющегося знания, отбор, обогащение.

Бог (лат. Dcus, греч. theos) – высший предмет религиозной веры, рассматриваемый как личность, считается сущностью, наделенной «сверхъестественными», т. е. необыкновенными свойствами и силами.

Бытие – философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие. При этом необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное – сущностью. Реальное бытие – то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо.

Вселенная – содержание понятие всего существующего; все то, что существует.

Дуализм – (от лат. dualis - двойственный) – сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образ мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов. Дуализм иллюстрируют пары понятий: мир идей и мир действительности, Бог и дьявол, Бог и мир, дух и материя, природа и дух и др., мышление и протяженность (Декарт).

Европейская философия – ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами и расширяли старые методы, но впервые создали то, что называется теперь греческой формой мышления: они впервые открыли человеческую душу, человеческий дух, в основу которого легло новое самопонимание человека. Открытие души и духа – следовательно, человека, произошло в послегомеровскую эпоху. Следствия этого открытия нашли свое выражение в греческой философии. Греческая философия является не только фундаментом европейской, но составляет ее структуру и ее существенное содержание. 

Идея (от греч. Idea) – в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в философии со временем Платона - метафизическая сущность вещи, которую Аристотель мыслил как силосозидающую и формообразующую.

Истина – правильное, адекватное отображение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истиной». Согласно Хайдеггеру, истина является откровенностью бытия.

Логика (от греч. Logos – логос) – способность правильно, то есть логически, мыслить; учение о тождестве и его отрицании, учение о последовательности и методах познания. В качестве «элементарной формальной логики» она имеет дело с самыми общими свойствами, присущими всем понятиям.

Самосознание – в обычной разговорной речи убеждения в ценности собственной личности. Согласно Гегелю, картина мира, которую люди создают себе в философии.

Философия (от греч. Phileo – люблю, Sophia – мудрость) – любовь к истине. В этом смысле слово «философия» употреблялось впервые в сократической школе.

Философ – первоначально, называется всякий человек, занимающийся исследованием. Тип человека, стремящийся к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности.

 

 

     

 

 

 

 

 

 

3.Список использованной литературы.

1. Нарский И.С. Западноевропейская философия 18века, Учебное пособ., М., «Высшая школа», 1974-379с.

2.  Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. М., «Мысль», 1972-239с.

3. Жучков В.А.Основные проблемы философии Лейбница. // Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего посвещения. Наука. 1989

4. Любинская Л.Н. Г.Лейбниц. // Любинская Л.Н. Проблема времени в истории философии. М. МИФИ.2000

5. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М.1985

6. Блинников Л. В. «Великие философы» М., 1997

7. Губский Е.Ф. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА. Н, 1997 - 576с.

 

 

 

 




Информация о работе Биография Лейбница. Основные особенности его философской позиции