Бессознательное и его роль в творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 22:38, реферат

Описание работы

Идея о ярком проявлении бессознательного, или иными словами подсознательной составляющей человеческой сущности, в творчестве выражалась разными философами и порой обозначалось как непосредственный источник творчества. В целом бессознательное понимается как совокупность состояний и процессов, в которых не задействуется сознание. Также бессознательное может объясняться как некое автоматическое действие, совершаемое рефлекторно, то есть еще до того момента когда причина этого действия успела дойти до сознания. Однако, существуют и более развернутые определения, данные философами, занимавшимися данным вопросом.

Содержание работы

Введение............................................................................................................стр2
Глава1. Бессознательное................................................................................. стр2
§1. Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг. Бессознательное в его творчестве..........................................................................................................стр2-3
§2. Зигмунд Фрейд. Бессознательное в его творчестве............................... стр3-4
§3. Карл Густав Юнг . Бессознательное в его творчестве........................... стр4-5
§4. Клод Леви - Стросс. Бессознательное в его творчестве........................стр5-6
§5. Жак Лакан. Бессознательное в его творчестве.........................................стр6-7
§6. Мое понимание бессознательного. .........................................................стр7-8
Глава2. Творчество. ............................................................................................ стр8
§1. Определение творчества в философском понимании......................стр8-12
§2. Мое понимание творчества.................................................................стр12-13
Глава 3.Роль бессознательного в творческой деятельности. Его связь с творчеством.....................................................................................................стр13
§1. Мое понимание данного аспекта в связи с проведенным анализом понимания бессознательного и творчества..............................................стр13-14
Список литературы. ....................................................................................... стр15

Файлы: 1 файл

Bessoznatelnoe_i_ego_rol_v_tvorcheskoy_deyatel (1).docx

— 47.86 Кб (Скачать файл)

МАРХИ (Государственная академия)

Кафедра философии

 

реферат по философии на тему:

 

 

 

Бессознательное и его роль в творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3к. 10гр. Анна Павленко

Проверил: Солонеко М. А.

 

 

Москва, 2015.

 

Содержание.

Введение............................................................................................................стр2

Глава1. Бессознательное................................................................................. стр2

§1. Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг. Бессознательное в его творчестве..........................................................................................................стр2-3

§2. Зигмунд Фрейд. Бессознательное в его творчестве............................... стр3-4

§3. Карл Густав Юнг . Бессознательное в его творчестве........................... стр4-5

§4. Клод Леви - Стросс. Бессознательное в его творчестве........................стр5-6

§5. Жак Лакан. Бессознательное в его творчестве.........................................стр6-7

§6. Мое понимание бессознательного. .........................................................стр7-8

Глава2. Творчество. ............................................................................................ стр8

§1. Определение творчества в философском понимании......................стр8-12

§2. Мое понимание творчества.................................................................стр12-13

Глава 3.Роль бессознательного в творческой деятельности. Его связь с творчеством.....................................................................................................стр13

§1. Мое понимание данного аспекта в связи с проведенным анализом понимания бессознательного и творчества..............................................стр13-14

Список литературы. ....................................................................................... стр15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Творческая деятельность присуща человеку во многих видах деятельности. Творчество многогранно и неисчерпаемо в своих проявлениях. Многие столетия люди задавались вопросом что же порождает творческую деятельность и что является ее основой. Существует множество различных версий - научных и философских. Существует точка зрения о том, что важную, а порой и доминирующую, роль выполняет бессознательное. Я бы хотела уделить внимание именно этому аспекту.

Идея о ярком проявлении бессознательного, или иными словами подсознательной составляющей человеческой сущности, в творчестве выражалась разными философами и порой обозначалось как непосредственный источник творчества. В целом бессознательное понимается как совокупность состояний и процессов, в которых не задействуется сознание. Также бессознательное может объясняться как некое автоматическое действие, совершаемое рефлекторно, то есть еще до того момента когда причина этого действия успела дойти до сознания. Однако, существуют и более развернутые определения, данные философами, занимавшимися данным вопросом. Следует сказать что история появления этого термина относится еще к Платону, который высказывал идею об амнезисе  - знании как припоминании. Можно говорить о том, что концепция бессознательного была впервые выражена Г. Лейбницем, который оценивал бессознательное  как низшую форму душевной деятельности. Также такой философ как Б. Спиноза говорил о неосознаваемых причинах, которые определяют желание. И. Кант связывал бессознательное  с проблемой интуиции, то есть с непосредственным получением знания в форме догадки без доказательств и логики.   Однако, я бы хотела поговорить более подробно об описаниях бессознательного, высказываемых наиболее яркими представителями изучавшими бессознательное в своих трудах и раскрывавших его более подробно, таких как  - Ф. В. И.Шеллинг, З. Фрейд, К.Г.Юнг, К. Леви - Стросс, Ж. Лакан.

Глава1. Бессознательное .

§1. Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг (1775—1854). Бессознательное в его творчестве.

Шеллинг являлся представителем периода философии свободы(1805-1813).  Он высказывал идею о том, что в каждом из нас можно выделить два начала, а именно - бессознательное и сознательное. При этом он подчеркивал, что процесс самоформирования человека заключается в доведении до сознания того, что есть уже в подсознании: "высветить врожденные теневые пятна." ¹

¹ Д. Реале и Д. "Западная философия от истоков до наших дней " Антисери "", том4, Т К «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997г. стр 53

 Шеллинг говорил о  том, что в Боге, как и в человеке также присутствуют те же начала. Таким образом, когда человек обнаруживает в себе два начала, он совершенствуется и как - будто  поднимается к лучшей в нас части или ступени: с этого момента начинается сознание. Вся наша жизнь — это все время совершенствующееся к более полному сознание: большинство людей могут остаться на низшей ступени, но и те, кто понимает это, не достигают большего. Но это присуще не только человеку но и Богу. Начало сознания в Нем обязано факту, что Он отделен от Себя, противоречит сам Себе. В Боге объединены оба начала - и высшее и низшее. Согласно философу, процесс сознания связан именно с тем, что Бог полагает в Самом Себе бессознательное. Однако, Он не может представить данное начало только как предмет, а лишь как субъект, освобождая идеальное и реальное одновременно. При этом, нечто темное и бессознательное - то, что в процессе самоформирования человек вынужден выталкивать из себя, не вечно ему противостоит как нечто чуждое, а как нечто, подлежащее возвышению, как богоподобное. 

 

§2. Зигмунд Фрейд(1856- 1939). Бессознательное в его творчестве.

З. Фрейд заложил  основы психоанализа - особого метода терапии в практике лечения неврозов. Основным объектом исследования психоаналитической философии является психика человека, важнейшими составляющими которой можно считать сознание и бессознательное. Центральное место здесь занимает учение о бессознательном. Важно отметить, что именно Фрейд ввел данное понятие в область научного рассмотрения. Для Фрейда бессознательное становится сущностной реальностью психического. Он в некоторой степени переворачивает устоявшееся представление об идентичности сознательного и психического. С точки зрения философа, данная составляющая психики стоит за множеством наших действий. Фрейд полагал, что к пониманию бессознательного можно прийти через анализ сновидений. Это объясняется тем, что именно в этот момент сознательное "Я" наименее активно, а значит бессознательное начинает проявлять себя наиболее ярко. З. Фрейд говорил:

"Бессознательное одного человеческого существа может реагировать на бессознательное другого без какого-либо участия сознания… Каждый в своем бессознательном обладает инструментом, позволяющим интерпретировать послания бессознательного других людей." ¹

"Бессознательное не знает слова «нет». Бессознательное не может ничего другого, как только желать." 2

¹ З. Фрейд, интернет-ресурс http://www.epwr.ru/quotation/txt_458.php

2 З. Фрейд, интернет-ресурс http://www.epwr.ru/quotation/txt_458.php

Мне кажется интересной мысль Фрейда о том, что человеческая психика хранит следы всех событий, всех желаний человека, которые он имел за свою жизнь. Однако, на поверхности - а именно в сознании, остаются далеко не все. Как говорилось выше "Бессознательное не может ничего другого, как только желать." Таким образом, в бессознательном существуют многие желания. Можно говорить о том, что большая часть желаний и событий находится в области подсознания. Туда по мнению Фрейда попадают также и те события, которые не проходят цензуру нашего "Я", то есть по каким - либо причинам не являются совместимыми с этическими требованиями человека.

Я бы хотела отметить то, что Фрейд считал важным процессом так называемого  погружения в память, где можно анализировать бессознательное. В целом в психоаналитической теории память занимает центральное место и терапевтическая функция памяти проистекает из истинностной ее ценности.

 

 

§3. Карл Густав Юнг (1875—1961). Бессознательное в его творчестве.

Юнг высоко оценивал идеи и достижения Фрейда, однако был принципиально не согласен в некоторых аспектах.  Юнг понимал психику как некую систему взаимодействия сознания - индивидуального человеческого "Я", наполненного различными комплексами, и коллективного бессознательного, представляющего собой систему архетипов (универсальные структуры человеческой психики).

Мне бы хотелось подчеркнуть, что Юнг обнаружил феномен "коллективного бессознательного", анализируя содержание вербальных реакций и сны. Индивидуальное бессознательное по его мнению было начинено комплексами, а  коллективное в свою очередь состояло из архетипов. Однако, можно говорить о том, что архетипы присущи как коллективному бессознательному так и индивидуальному. Такие архетипы составляют человеческую сущность и определяют схемы инстинктивного поведения, присущих всем людям.  Врожденные инстинкты понимаются как настолько близкие к архетипам, что архетипы можно считать бессознательными образцами самих инстинктов. Архетипы индивидуального бессознательного представляют собой такие архетипы, которые собирают разрозненные данные чувственного опыта в единое целое. Такие архетипы противостоят попыткам разрушить целостность "Я". Что касается коллективного бессознательного, то оно понимается как отражение опыта прошлых поколений на уровне бессознательного. Юнг говорил: «Содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное - как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».¹  Архетипами коллективного бессознательного выступают коллективные образы, коллективные символы и коллективные стереотипы.

Следует отметить, что становление индивидуального сознания понимается философом как процесс обособления личного "Я" от коллективного бессознательного.

 

§4. Клод Леви - Стросс (1908-2009). Бессознательное в его творчестве.

На Леви - Стросса оказало влияние творчество З.Фрейда, у которого он перенял представление о бессознательном, о том, что в человеческой жизни имеет место не только рациональная сторона, но и иной мир, который несет в себе необъяснимые с точки зрения разума и логики содержания. Но К. Леви-Строс уходит от того понимания бессознательного, которое предлагал З.Фрейд. К. Леви-Строс определяет бессознательное как формальную структуру человеческого духа, которая обладает законами, позволяющими человеку наделять формой содержания своей психики. Такие законы являются общими для всех людей, первобытных и цивилизованных. Важно отметить, что выявление бессознательной структуры первобытной культуры позволяет в целом разобраться что же из себя представляет первобытная культура.  
 Леви-Строс, также как и Юнг, разграничивает понятия подсознательного и бессознательного. Трактовка подсознательного Леви-Стросом в чем - то близка к тому, что Юнг говорит о бессознательном, которое содержит в себе образы и впечатления, накапливаемые человеком в течение всей его жизни, но которые не всегда осознаются и одним только желанием воли их вызвать невозможно. Однако, все же что касается понятия бессознательного, здесь два мыслителя расходятся в мнениях. Леви-Строс считает бессознательное рациональным, его структуры являются имманентными характеристиками человеческого мышления, бессознательное представляет собой систему отношений между содержаниями психики, структурно организует их. Бессознательное содержит в себе основу, на базе которой формируются символичные формы социальной жизни, которые определяют поведение человека и его взгляд на мир. Человек, чтобы приспособиться к миру, бессознательно формирует знаки и символы, которые помогают упорядочить хаос воспринимаемых объектов. Таким образом, функцией бессознательного является формирование картины мира. Здесь Леви-Строс стремится достичь объективности, заменяя традиционное понятие субъекта термином «бессознательная деятельность духа».

¹ К.Г.Юнг, 3. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - стр 544 .

 

 Леви-Строс подчеркивает, что термин "бессознательное" обозначает символическую функцию, отличную у человека, но у всех людей проявляющуюся согласно одним и тем же законам и, в сущности, сводящуюся к совокупности этих законов». 
 Философ являлся сторонником научно-рациональных методов познания, он считал, что человеческое поведение можно объяснить рационально, используя логику и тщательно ее изучая.

 

§5. Жак Лакан (1901—1981). Бессознательное в его творчестве.

Жак Лакан обращался к творчеству Фрейда в идеях психоанализа. Он творчески развивал их и изучал.

По мнению философа бессознательное не есть вместилище инстинктов, оно привилегированное место для слова. «Бессознательное — это глава моей истории, запачканная белым и заполненная враньем, а также глава, прошедшая цензуру. Но истину можно найти, и часто она уже записана в другом месте. То есть в монументах: в этом моем теле, истерическом ядре невроза; в истерическом симптоме проступает структура языка, дешифрованная как запись. Однажды схваченную, ее без особых потерь можно разрушить. Она — в архивных документах, в детских воспоминаниях, невесть откуда взявшихся; в семантической эволюции, что соответствует словарному запасу и значениям, моему стилю и моему характеру; в традиции и даже в легендах, которые в форме заклинания передают мою историю; наконец в следе, оставляемом этой историей, несмотря на неизбежные искажения, в связках главы поддельной с главами, в которые вписано мое толкование, восстанавливающее смысл». ¹

Таким образом, философ считает, что бессознательное говорит, так как страдает, и чем больше страдает, тем больше говорит. Задача анализа не в том, чтобы восстановить связь субъекта с реальностью, а в том, скорее, чтобы научить субъекта понять истину бессознательного. Оно говорит, но его дискурс, по мнению Лакана, не поддается дешифровке, ибо это «дискурс Другого». «Мы учим, вслед за Фрейдом, что Другой — вместилище памяти, открытое под именем бессознательного». 2

 

¹ Д. Реале и Д. "Западная философия от истоков до наших дней " Антисери "", том4, Т К «Петрополис», Санкт-Петербург,1997г, Ж.Лакан, стр. 635

2 Д. Реале и Д. "Западная философия от истоков до наших дней " Антисери "", том4, Т К «Петрополис», Санкт-Петербург, Ж.Лакан,1997г, стр. 635

 

В целом, Лакан считал бессознательное не вместилищем скандально грубых инстинктов, укротитель которых — рациональное, а напротив полагал, что в инстинктах — голос подлинного человека и его естества, надобно лишь его услышать.

§6. Мое понимание бессознательного.

Я полагаю, что бессознательное присуще каждому человеку. Оно является неотъемлемой составляющей человеческой сущности. Бессознательное несет в себе скрытые и, по моему мнению, истинные способности человека. Их проявление - это уже задача и выбор каждого. Я считаю, что нам присуще наличие различных качеств, одни из которых лежат на поверхности нашего сознания и проявляются у каждого, а другие лежат в глубине  и скрываются под незримой пеленой бессознательного. То, что скрыто всегда представляет особую ценность и возможно эти ценные данные специально скрыты от человека в несознательной части его внутреннего мира по причине того, что он еще не умеет использовать их рационально. Но человеку даны различные пути постепенно развивать потенциал такого бессознательного. Человек может видеть сны и проникать в ту часть неизвестного, которая казалось бы является недосягаемой. Порой люди могут видеть так называемые вещие сны. Такое явление может говорить о какой - то степени раскрытия внутреннего потенциала бессознательного.

Информация о работе Бессознательное и его роль в творческой деятельности