Бердяев. Смысл творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:45, реферат

Описание работы

Философская позиция Бердяева чрезвычайно трудна для последовательного изложения. Его философия – личной духовный опыт мыслителя, извилистый и причудливый путь духовной эволюции. Но в течение достаточно долгой жизни, при частой смене объектов философствования, различных теоретических влияниях и воздействиях, постоянно неизменной оставалась главная установка мыслителя: в центре его построений всегда находился человек, личность, индивид. В этом смысле, философию Бердяева с полным правом можно назвать антропоцентрической. Возможно, именно поэтому философское наследие Бердяева столь близко современному человеку, "отстаивающему" свою самоценность и независимость в мире глобальных перемен. У идей Бердяева оказалась долгая жизнь, они стали неотъемлемой частью русской культуры.

Содержание работы

Н. А. Бердяев (18 марта 1874г. – 23 марта 1948г.) 3
"Смысл творчества" (Опыт оправдания человека) 5
Глава І: Философия как творческий акт. 6
Глава II: Человек. Микрокосм и макрокосм. 6
Глава V: Творчество и бытие. 8
Глава VI: Творчество и свобода. Индивидуализм и универсализм. 9
Глава VII: Творчество и аскетизм. Гениальность и святость. 9
Глава XII: Творчество и общественность. 10
Глава XIII: Творчество и мистика. Оккультизм и магия. 11
Глава XIV: Три эпохи. Творчество и культура. Творчество и церковь. Творчество и христианское возрождение. 11
Выводы 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Бердяев.Смысл творчества.docx

— 75.87 Кб (Скачать файл)

Глава XII: Творчество и общественность.

Все основные элементы общественности, несмотря на претерпеваемую ими в  истории эволюцию, – ветхи. Всякое государство, право, хозяйство –  ветхо по существу, принадлежит к  царству закона, послушно необходимости, религиозно пребывает всё ещё  в Ветхом Завете и язычестве. Хозяйственно-государственно-правовая общественность, консервативная, либеральная  или революционная, феодальная, буржуазная или социалистическая, – всегда общественность по необходимости, а  не по свободе, всегда – приспособление, а не творчество, всегда – ветхая общественность.

Глава XIII: Творчество и мистика. Оккультизм и магия.

В мистике во все времена  раскрывался мир внутреннего  человека и противостоял миру человека внешнего. В преобладающей форме  теософического и оккультического  сознания есть всё та же опасность  отрицания творчества. Задача жизни  как бы сводится к усвоению древней  мудрости. Задача жизни не столько  творческая, сколько педагогическая.

Магия приобретёт характер творчески  активный и расколдует природу, выведет  из оцепенения. И мистика, которая  есть богообщение, а не природообщение, которая духовна, а не душевно-телесна, в творческую мировую эпоху может  быть лишь творчески активной. Мистический  путь к Богу претворится в путь к спасению, к множественному бытию, к человеку. Пассивная нечеловечность старой мистики и старой магии  должна быть преодолена, к ней нет возврата. Творчество в мистике и творчество в магии стяжается лишь жертвой безопасностью в этом мире, вплоть до согласия пройти через богооставленность.

Глава XIV: Три эпохи. Творчество и культура. Творчество и церковь. Творчество и  христианское возрождение.

Существует двоякая трагедия творчества, двусторонне раскрывающая ту истину, что в мире не было ещё  религиозной эпохи творчества. Творчество антагонистично, с одной стороны, совершенству человека, с другой –  совершенству культуры.

Культура по глубочайшей  своей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача. Философия и наука есть неудача  в творческом познании истины; искусство  и литература – неудача в творчестве красоты; семья и половая жизнь  – неудача в творчестве любви; мораль и право – неудача в  творчестве человеческих отношений; хозяйство  и техника – неудача в творческой власти человека над природой. Культура во всех её проявлениях есть неудача  творчества, есть невозможность достигнуть творческого преображения бытия.

В последней, тайной своей  сущности творчество, конечно, церковно. В религиозном творчестве творится мировое богочеловеческое тело. Само прохождение через богооставленность  и богоотступничество, через расщепление  есть путь божественной жизни.

В третью эпоху, эпоху религиозного творчества, должны выявиться все  концы и пределы человеческой жизни и культуры. Творчество этой эпохи по существу направлено на последнее, а не на предпоследнее, все её достижения должны уже быть не символическими, а реалистическими, не культурными только, а бытийственными.

Творчество для Бердяева есть феномен духовного опыта, «потрясение  и подъем всего человеческого  существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию». В  личном творческом опыте Бердяеву открылось, что «я», субъект творчества выше, первичнее объекта «не-я». Но такая  первичность не имеет ничего общего с эгоцентризмом, ибо в акте творчества человек забывает о себе, устремляясь  к тому, что выше его. Хотя творчество и есть «полет в бесконечность», трансцендирование, оно в итоге  оформляется в культурном продукте (поэзии, музыке, живописи, философском  тексте и т. д.), который всегда конечен, а потому не может вместить в себя все богатство творческого экстаза.

Несоответствие между  творческим замыслом и его осуществлением есть, с точки зрения русского философа, трагедия творчества, составной частью которой является одиночество творца. Творчество не может быть коллективно-всеобщим, оно всегда индивидуально. И только в личном духовном опыте переживается факт несовершенства продукта творчества. Но индивидуальность творца Бердяев  не отождествлял с эгоцентризмом  новоевропейского гуманизма, предполагающего  поглощенность индивида самим собой. Творец одинок, но его творчество имеет  мировой, общечеловеческий, социальный характер, утверждал философ.

 

Выводы

Бердяев — философ культуры, и его горячая приверженность к культурным достижениям повелительно требует от него приобретения исключительной собственности на все ее завоевания. Благодаря гуманизму своей философской  позиции и таким отличительным  ее чертам, как “восстание против любых  форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание первичности  духовных ценностей, антропоцентрический  подход к проблемам, персонализм, искания  смысла жизни и истории” (Ф. Коплстон) Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности, открыть  перед русской духовностью новые “горизонты мысли”.

Суть философии Бердяева – «познание смысла бытия через  субъект», т.е. человека. Исходным пунктом  его философии является превосходство  свободы над бытием. В одном  ряду с ней находятся такие  понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Бытие раскрывается в человеке через человека.

Главная проблема философии  Бердяева - смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом.

Понятие «личность» понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание  нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам  он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем  творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа.

Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим  при решении всех философских  проблем ставить в центр человека и его творчество. 

Список  использованной литературы

  1. Краткий очерк истории философии (под ред. М. Повчука и др.). М., 1981
  2. Радугин А. "Философия". Курс лекций.
  3. Самопознание. – Париж, ИМКА-Пресс, 1949
  4. Смысл творчества. – Москва, 1916
  5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М., 1999.
  6. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 1998.
  7. Философия под редакцией проф. В.П. Кохановского – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

 


Информация о работе Бердяев. Смысл творчества