Антропология Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:44, реферат

Описание работы

Зигмунд Фрейд – создатель направления, которое приобрело известность под
именем глубинной психологии и психоанализа. Моделью его философской антропологии был не просто человек с его исключительно психологическими задатками. Против тяжких заболеваний мозга врачебное искусство в большинстве случаев бессильно. Человеческая природа была понята им по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми имел дело.

Содержание работы

Введение
Часть 1. Психоанализ с.
Часть 2. Теория личности
Часть 3. Сновидения с.
Заключение Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 59.16 Кб (Скачать файл)

После того, как  мы охарактеризовали основные стадии развития личности, рассмотрим взгляды  Фрейда на организацию психики. Начнем с так называемой «топографической модели».

Топографическая модель уровней сознания

Согласно  этой модели, в психической жизни  можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и эта информация быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.

Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.

Самая глубокая и значимая область разума - бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.

Фрейд придал концепции бессознательной жизни  эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное  следует рассматривать не как  гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или выражаться в поведении, это встречает сильное внутренне сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей. Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе.[Л. Хьелл, Д. Зиглер, «Теории личности». 3-е издание. СПб, изд. «Питер» », (сер. «Мастера психологии»), 2007 г., стр. 111-112]

 Структура личности

Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

Рассмотрим  подробнее все три структуры.

ИД. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» [З. Фрейд «Я и ОНО». - М., 1980 г., стр. 80]

Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория».

ИД представляет собой локализованное в бессознательном средоточие инстинктивных побуждений, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Самая мощная сфера личности - не признающий течения времени, действующий по принципу удовольствия комплекс разнообразных бессознательных побуждений, представлений, тенденций, импульсов, движущих сил личности, инстинктов и прочих компонент. Котел, полный бурлящих возбуждений, и полный резервуар либидо, где сосуществуют противоположные импульсы и силы всех основополагающих душевных процессов. Для процессов, идущих в нем, не существует логических законов, поэтому там, не удаляясь и не отменяя друг друга, сосуществуют противоположные импульсы, могущие под давлением принципа экономии для разрядки энергии объединяться в компромиссные образования. Оно не знакомо ни с какими оценками, с добром и злом, ни с какой моралью. Оно иррационально и бессознательно и потому находиться в антагонизме со Сверх-Я, включающим моральные стандарты и запреты [Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: «Педагогика», 2006 г., стр.363]

Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности.

Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма  человеческих представлений. Она характеризуется  неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура - эго [Л. Хьелл, Д. Зиглер, «Теории личности». 3-е издание. СПб, изд. «Питер» », (сер. «Мастера психологии»), 2007 г., стр. 113]

ЭГО. (Лат. «ego» - «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.

Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и / или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии [Л. Хьелл, Д. Зиглер, «Теории личности». 3-е издание. СПб, изд. «Питер» », (сер. «Мастера психологии»), 2007 г., стр. 115]

До сих  пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с «Оно»: ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только «Оно». И в «Я», и притом в его высшей сфере, есть область бессознательного. Бессознателен исходящий из «Я» процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах «Я» работа вытеснения. Таким образом, значительная область «Я» также оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глубже и существеннее, чем казалась вначале.

«Если бы «Я»  было только частью «ОНО», определяемой влиянием системы восприятия, только представителем реального внешнего мира в душевной области, все было бы просто. Однако сюда присоединяется еще нечто» [З. Фрейд. Психология бессознательного». Сборник произведений. Сост. М. Г. Ярошевский. - СПб., изд. «Питер», (сер. «Мастера психологии»), 2007 г., стр. 433]

Таким образом, мы подошли к последней структуре  психики.

Суперэго

«Мы хотим  сделать предметом этого исследования Я, наше наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время…Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я «Сверх-Я»» [З. Фрейд «Лекции по психоанализу». Лекция № 31, М. 2005 г., стр. 334]

Так представлял  Фрейд суперэго - последний компонент  развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.

Будучи морально-этической  силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. «Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом…Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником» [З. Фрейд «Лекции по психоанализу». Лекция № 31, М. 2005 г., стр. 338]

Далее функцию  развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

Суперэго  подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект суперэго - эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

Суперэго  считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Если Я  поддается чрезмерному желанию  наслаждения под давлением Оно  и делает что-то вопреки совести, то неизбежно его со стороны Сверх-Я в форме чувства стыда и раскаяния. Я соизмеряет себя с Я-идеалом, формирование коего входит в функции Сверх-Я, стремиться к нему и старается выполнить его требование постоянного самосовершенствования. Сверх-Я находится в постоянном антагонизме с Оно, запрещая Я выполнять его стремления и желания [Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: «Педагогика», 2006 г., стр.587]

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что  глубинный, природный ее слой («Оно») функционирует по произвольно выбранной  программе получения наибольшего  удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая  противостоит «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательные  влечения и направить их в русло  социально одобренного поведения. «Оно» исподволь, но властно диктует  свои условия «Я».

Как покорный слуга бессознательных влечений, «Я» пытается сохранить свое доброе согласие с «Оно» и внешним миром. Это ему не всегда удается, потому что в нем самом есть инстанция «Сверх - Я», которая царит над «Я» как совесть или бессознательное чувство вины. «Сверх - Я» как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека «Сверх - Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с «Я». Но по своему содержанию «Сверх - Я» ближе к «Оно» и даже противостоит «Я», как поверенный внутреннего мира «Оно», что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское «Я» предстает в виде «несчастного создания», которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с «Оно», так и со «Сверх - Я».

Хотя Фрейд  признавал «наследственность» и  «природность» бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал  Фрейд, заключается в том, чтобы  бессознательный материал человеческой психики перевести в область  сознания и подчинить его своим  целям. В этом смысле Фрейд был  оптимистом, так как верил в  способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: «Там где было «Оно», должно быть «Я»». Вся его аналитическая  деятельность была направлена на то, чтобы  по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. [«Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль», сост. В.М. Лейбин, Москва, «Республика», 1994. - стр.300]

Информация о работе Антропология Зигмунда Фрейда