Антропология Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:44, реферат

Описание работы

Зигмунд Фрейд – создатель направления, которое приобрело известность под
именем глубинной психологии и психоанализа. Моделью его философской антропологии был не просто человек с его исключительно психологическими задатками. Против тяжких заболеваний мозга врачебное искусство в большинстве случаев бессильно. Человеческая природа была понята им по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми имел дело.

Содержание работы

Введение
Часть 1. Психоанализ с.
Часть 2. Теория личности
Часть 3. Сновидения с.
Заключение Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 59.16 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО  «Орловский государственный аграрный университет»

Кафедра философии  и истории

 

 

 

 

 

 

Реферат

по  дисциплине «Философия»

на  тему: «Антропология Зигмунда Фрейда».

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса,

группы БЭб-122

Гончарова Людмила.

Проверил: старший преподаватель

Изотов Максим Олегович.

 

 

 

 

 

 

 

Орёл 2012

 

Содержание

Введение                                                                                                      

  1. Часть 1. Психоанализ с.
  2. Часть 2. Теория личности                                                                        
  3. Часть 3. Сновидения                                                                                  с.

Заключение                                                                                                  Список  использованной литературы                                                       

 

ВВЕДЕНИЕ

Зигмунд Фрейд – создатель направления, которое приобрело известность  под

именем глубинной психологии и  психоанализа. Моделью его философской антропологии был не просто человек с его исключительно психологическими задатками. Против тяжких заболеваний мозга врачебное искусство в большинстве случаев бессильно. Человеческая природа была понята им по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми имел дело.

Фрейдизм (Ф.) – учение австрийского врача-психиатра Фрейда и связанные  с ним разновидности учений. Первоначально  Ф. возник на основе психотерапии неврозов, учитывающей динамику отношений бессознательной сферы с сознанием, процесс самоутверждения личности, попавшей в конфликтную ситуацию. Центральной в Ф. явилась теория психосексуального развития индивида. Согласно Ф. основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие большинство психических действий человека. Рассматривая общественные явления, исторические события с точки зрения психоанализа, Фрейд говорил о решающем влиянии мира бессознательного на деятельность человека и общество. В то же время Фрейд отмечал принудительный характер моральных законов буржуазного общества, указывал на необходимость изменения социальных условий, приведения их в соответствии с  «истинной природы человека», критически относился к религии, подчёркивая иллюзорность её догм. Учение Фрейда внутренне противоречиво: в нём сознательное «Я» выступает в качестве активной и организующей инстанции личности, хотя это не согласуется с выведением сознательного из иррациональных, слепых начал. Более поздние модификации Ф. получили название неофрейдизма, наиболее известный представитель которого Фромм.

Более подробно об этом пойдёт речь далее…

 

 

 

 

Часть 1. Психоанализ

                                                                  

Деление психики  на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Известно, что  главным регулятором человеческого  поведения служит сознание. Фрейд  открыл, что за покровом сознания скрыт  глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с  тем, что эти неосознаваемые переживания  и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

 «…Так поступал и я со своими пациентами:  когда я доходил с ними до того пункта, где они утверждали, что больше ничего не знают, я уверял их, что они тем не менее знают, что они должны только говорить, и я решался на утверждение, что то воспоминание будет правильным, которое придет им в голову, как только я положу свою руку им на лоб. Таким путем, без применения гипноза, мне удалось узнавать от больного все то, что было необходимо для установления связи между забытыми патогенными сценами и оставшимися от них симптомами. Но это была утомительная процедура, требующая много усилий, что не годилось для окончательной методики. Однако я не оставил этого метода, прежде чем не пришел к определенным заключениям из моих наблюдений…»

Нетрудно  понять, что упор на сексуальный  фактор (по поводу которого во времена  Фрейда уже существовала огромная литература) сам по себе не мог произвести революцию в психологии, радикально изменить систему понятий этой науки. Ведь действие этого фактора легко объяснимо чисто физиологическими причинами -функционированием половых желез, работой центров вегетативной нервной системы и т. п. На почве физиологии стоял первоначально и Фрейд, прежде чем перешел в зыбкую, не имеющую прочных опорных точек область психологии. На отважный шаг в эту темную область его направила, как отмечалось, практика лечения истерии. Но решился он на него не сразу. Даже гипноз, применение которого, казалось бы, не оставляло сомнений в том, что воздействие врача на пациента носит психологический характер, объяснялся многими врачами как чисто физиологическое явление. Именно так думал Шарко, которым восхищался Фрейд. Однако дальнейшие раздумья Фрейда поколебали его убеждения в правильности принятого школой Шарко мнения. Он становится участником споров между французскими врачами по поводу того, считать ли гипноз эффектом внушения, которому подвержены все люди, или же загипнотизировать, как учил Шарко, можно только нервнобольных (истериков). На Фрейда большое впечатление произвело так называемое постгипнотическое внушение. При нем человеку в состоянии гипноза внушалась команда совершить после пробуждения какое-либо действие, например раскрыть зонтик. Проснувшись, он выполнял команду, хотя дождя не было, и поэтому его действие оказывалось бессмысленным. На вопрос же о том, почему он это сделал, человек, не зная истинной причины, подыскивал ответ, который был призван каким-то образом придать его нелепому поведению разумность: "Я хотел проверить, не испорчен ли мой зонтик" и т. п. Подобные факты указывали не только на то, что человек может совершать поступки, мотивы которых он не осознает, но и на его стремление придумать эти мотивы, подыскать рациональные основания своим поступкам. Впоследствии Фрейд назвал подобное оправдание человеком своих действий рационализацией. Все это заставляло задуматься над проблемой неосознаваемых побуждений, которые реально движут людьми, однако в их сознании адекватной проекции не получают. Перед глазами невропатологов выступила весьма странная с точки зрения тогдашних взглядов картина. Люди, воспитанные в духе своего времени, на идеалах точного естествознания, главная формула которого гласила "нет действия без причины", считали, что причиной является расстройство нервной системы. Однако расстройства, с которыми они повседневно имели дело, оказывались необычными. Пациент говорил одно, а двигало им, побуждало действовать совсем другое. Опыты же с гипнозом {вроде внушенной команды открыть после пробуждения зонтик) убедительно свидетельствовали, что человек способен неумышленно придумывать мотивы своего поведения. Какой же был механизм этих странных реакций - физиологический или психологический? Ни физиология, ни психология ответить на этот вопрос не могли. Физиология говорила о рефлексах, нервных функциях, мышечных реакциях и т. п. По ни одно из ее понятий не могло объяснить причины болезненных состояний. Психология говорила о сознании, способности мыслить, подчинять действие заранее принятой цели и т. д. И с этой - психологической - стороны поиск причин поведения невротика также ничего не давал. А без знания причин оставалось действовать вслепую. Фрейда это не устраивало - не только как врача, желающего действовать рационально, но и как натуралиста, непреклонно верившего в то, что все происходящее в организме включено в "железную" цель причин и следствий, стоит под необратимыми законами природы. Ведь он был учеником Гельмгольца и Дарвина. От них воспринял идеалы естественнонаучного познания, и прежде всего принцип детерминизма - зависимости явлений от производящих их факторов. Фрейд ощущал бессилие этого принципа перед тем, что требовала клиника неврозов. Его наблюдения за случаями, когда длительное лечение истерии благодаря применению гипноза давало положительный эффект, указывали, что источник страдания скрыт в сфере, неведомой ни физиологии, ни психологии. Практика требовала отказаться от прежних подходов и продвигаться либо к новой физиологии, либо к новой психологии.

 

 

Часть 2. Теория личности

Первоначально схема строения душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались цензурой. С начала 20-х годов Фрейд выделяет в структуре психической жизни иные инстанции: Я, Оно и Сверх-Я. Две последние подсистемы, а также часть Я, локализованы в слое “бессознательное”.

Бессознательное - в широком (“описательном”, по Фрейду) смысле -- те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. Выделяются два вида так понимаемого бессознательного: предсознательное и собственно бессознательное; в более строгом (“динамическом”) смысле бессознательным может быть названо только то, осознание чего, в отличие от предсознательного, требует значительных усилий или же вообще невозможно. Бессознательное в этом смысле может быть, по Фрейду, как самое “низкое” (безудержные сексуальные и агрессивные влечения Оно), так и самое “высокое” в душевной жизни (деятельность Сверх-Я).

Предсознательное - содержания душевной жизни, которые в данный момент неосознаваемы, но могут легко стать таковыми, если “привлекут к себе взоры сознания”. “Топографически” слой предсознательного располагается между слоем бессознательного и сознанием.

Сознание  - это поверхностный слой душевного аппарата, воспринимающий и перерабатывающий информацию о внешнем и внутреннем мире. В своей работе “Я и Оно” З. Фрейд пишет:

“Быть сознательным - это, прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление, в данный момент сознательное; в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.” [Фрейд З. Я и Оно. -- М.: МПО “МЕТТЭМ”, 1990.]

 

Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях: оральной, анальной, фаллической и генитальной. При рассмотрении этих стадий надо учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом.

Фрустация. В случае фрустации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения.

Сверхзаботливость. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями.

В любом случае происходит скопление либидо, что  в зрелые годы может привести к  «остаточному» поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустация или регрессия.

Также важными  понятиями в психоаналитической теории являются регрессия и фиксация. Регрессия, т.е. возврат в наиболее раннюю стадию и проявление ребяческого поведения, характерного для этого периода. Хотя регрессию считают особым случаем фиксации - задержкой или остановкой развития на определенной стадии. Последователи Фрейда считают регрессию и фиксацию взаимодополняющими.

Оральная стадия

Оральная  стадия длится от рождения примерно до 18-месячного возраста. В этот период ребенок полностью зависит от родителей, и область рта связана  с сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Фрейд описал два типа личности при фиксации на этой стадии:

Орально-пассивный - веселый, оптимистичный, ожидает «материнского» отношения к себе. Характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной зависимостью.

Орально-агрессивный - выражается в таких чертах как любовь к спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения своих нужд.

Анальная стадия

Анальная  стадия начинается в возрасте от 18-ти месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течение данного  периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания выталкивания фекалий. В этой стадии приучения к туалету ребенок  учится разграничивать требования бессознательного (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии.

В результате фрустации в этот период («сейчас же сходи на горшок») возможно формирование анально-удеживающего типаличности. Этот тип в более взрослом возрасте чрезвычайно скуп, методичен, пунктуален и упрям. Второй результат этой анальной фиксации - анально-выталкивающий. Чертами такого типа является склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистскую жестокость.

Некоторые родители поощряют своих детей к регулярному  опорожнению и щедро хвалят за это. Подобный подход, по мнению Фрейда, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Фаллическая стадия

Между тремя  и шестью годами интересы, обусловленные  либидо, смещаются в зону гениталий. На протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями. Дети, по мнению Фрейда, имеют хотя бы смутное представление о сексуальных отношениях и, в большей своей части, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери.

Доминирующий  конфликт этой стадии у мальчиков  называется Эдиповым комплексом, и аналогичный у девочек - комплекс Электры.

Суть этих комплексов заключена в неосознанном желании каждого ребенка обладать родителем противоположенного пола и устранении родителя одного с ним пола.

Взрослые  мужчины с фиксацией на фаллической  стадии ведут себя дерзко, они хвастливы  и опрометчивы, желают добиваются успеха (символической победы над родителем), им характерен «донжуанский» стиль поведения.

Женщин фаллическая  фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.

Неразрешенные комплексы могут вести к невротическим  моделям поведения, имеющим отношения  к импотенции и фригидности.

Латентный период

В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового  возраста располагается фаза сексуального затишья, латентный период.

Фрейд уделял мало внимания процессам в этот период, так как, по его мнению, сексуальный инстинкт в это время предположительно дремлет.

 

Генитальная стадия

Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося  от зрелости до смерти) характеризуется  биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворением сексуального инстинкта. Развитие в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Генитальный характер - идеальный тип личности в псиоаналитической теории. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Фрейд говорил, что для того чтобы сформировался нормальный генитальный тип характера, человек должен отказаться от пассивности, свойственной детству, когда все формы удовлетворений давались легко.

Информация о работе Антропология Зигмунда Фрейда