Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Слово инфляция знают все, далеко не всегда понимая его истинный смысл, современный термин инфляция (от латинского слова infatio – вздутие, разбухание, разводнение) был позаимствован из медицины. Применительно к денежному обращению это слово стали употреблять лишь в XIX веке в период гражданской войны в США 1861-18651 гг. К концу войны казначейские обязательства США обесценились сразу на 60%.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………....3
Глава I Теория инфляции……..................................................................5
Сущность, причины и виды инфляции…………………………5
Антиинфляционная политика государства: цели и задачи……9
Инструменты борьбы с инфляцией……………………………10
Последствия инфляции………………………………………...17
Глава II Анализ антиинфляционной политики в России ……….....19
2.1 История развития и регулирования российской инфляции.....19
2.2 Эффективность российской антиинфляционной политики.....21
2.3 Cтатистический анализ инфляции 2011г-2012г………………25
2.4 Цели и инструменты антиинфляционной политики на 2013г.28
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы…………………………………………………...….32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Пинчука Антона_группа1111_ФМА.docx

— 77.77 Кб (Скачать файл)

 

Автоматическая  фискальная политика – это тот тип фискальной политики – изменение заказов, касающихся государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных платежей с целью повышения или понижения совокупного спроса, называется дискреционной налогово-бюджетной политикой.

 

Изменения уровня цен. Простое повышение цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение уровня цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти – так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся. Если все статьи бюджета индексируются , то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

 

Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

 

Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов

 

Второй подход, им пользуются сторонники монетаризма.  Денежно-кредитное регулирование встаёт на первый план, которое воздействует на  ситуацию в экономике косвенным и гибким образом. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. В экономике рыночного типа только косвенным образом центральные банки могут воздействуют на инфляцию, и только  при помощи разных инструментов, и влияние мер денежно-кредитной политики оказывает влияение не сразу, а с определенными временными задержками, которые разные в определенных странах и в определенных условиях.

Классическими инструментами денежно-кредитной  политики, которые влияют на размер и структуру денежной массы, являются8:

  1. Операции на открытом рынке ценных бумаг. При покупке ценных бумаг банком, увеличивается денежная база, продавая – сокращается. Широко используемая денежная политика в странах с развитым рынком ценных бумаг.
  2. Учетно-процентная или дисконтная политика. Главная суть в регулировании учетной ставки процента (в РФ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, благодаря которой денежные средства могут быть заимствованы у центрального банка коммерческими. При повышении учетной ставки центральным банком объем заимствований уменьшается. Как результат происходит сокращение денежной массы в стране, так как сократятся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к снижению спроса. При понижении учетной ставки процесс идет в противоположном направлении.
  3. Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов в состоянии выдать коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение норм резервов действует в противоположном направлении.
  4. Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса подразумевают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают Центральный банк самостоятельности в выборе денежно-кредитной политики на собственном финансовом рынке; создавая возможности для различных внешних спекулятивных атак. В зависимости от уровня внутренних цен ставится достижение реального валютного курса. После валютного кризиса 1991г многие страны отказались от фиксированных курсов с возможностью корректировки, из-за слишком большой зависимости от внешних спекулятивных атак.
  5. Таргетирование инфляции - установление целевых показателей.  Последние 6-7 лет он получил большое распространение как способ регулирования национального финансового рынка: в настоящее время этот метод используют в  около 01 странах (8 развитых и 12 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривается непосредственным следованием целевым показателям инфляции. Центральный банк обязан придерживаться единственному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону.  Показывая, что низкий уровень инфляции это главная цель политики по регулированию финансового рынка в определенной стране, таргетирование способствует укреплению доверия к указанному финансовому рынку.  Однако, в странах, чей рынок не обладает устойчивостью,  таргетирование инфляции не может быть эффективным.

Денежную эмиссию Центральный  банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

  • Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.
  • Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.
  • Кредитный канал эмиссии. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.

Только в сбалансированной экономике  монетарная политика воздействия на инфляцию может быть эффективной. Так  как обычно эти действия затрагивают весь хозяйственный комплекс по цепочке производственных связей.

Монетарные методы воздействия  на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного  предложения затрагивает по цепочке  производственных связей весь хозяйственный комплекс. В таком случае возникновение несоответствий между денежными и товарными массами, расширение спроса вследствие ненатурального увеличения объема денежного предложения порождаются просчетами в денежно-кредитной политике, присутствием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Справиться с такими несоответствиями можно, главным образом используя монетарные методы, воздействующие на экономику в целом главным образом с помощью сжатия денежного предложения.

Временами в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией используют так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том,, что используя свою власть правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики уверены, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост.

Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную.

 

1.4 Последствия инфляции

Ряд экономистов придерживается позиции, что незначительная инфляция в районе 3-4% является положительным явлением, считается что таким образом стимулируется производство и укрепление экономики. Это исходит из уравнения.

MV = PQ

Рост М создаёт стимул для  роста объёма производимой продукции, то есть рост Q.

Итак, общим последствием ожидаемой  и непредвиденной инфляции является снижение покупательная способности денег. 
 
Покупательная способность (ценность — value) денег — это количество товаров и услуг, которое мы можем купить на денежную единицу. При повышении цен на товары, то на одну и ту же сумму можно купить меньше, а это обозначает, что покупательная способность денег падает. Если Р — уровень цен, т.е. ценность товаров и услуг, выраженная в деньгах, то покупательная способность одной денежной единицы будет равна 1/Р, т.е. это ценность денег, выраженная в товарах и услугах, на которые могут быть обменены деньги. Например, если корзина товаров и услуг стоит 5 дол. (Р = 5), то цена 1 дол. составит 1/Р или 1/5 корзины товаров. Это означает, что 1 дол. обменивается на 1/5 корзины товаров. Если цена корзины товаров удваивается, и она теперь стоит 10 дол. (Р = 10), ценность денежной единицы сокращается вдвое и составляет теперь 1/10 корзины товаров. 
 
Чем выше уровень цен (темп инфляции), тем меньше покупательная способность денег. А чем меньше покупательная способность денег, тем меньшее количество наличных денег хотят держать люди на руках. Это связано с тем, что люди, которые хранят наличные деньги, в период инфляции платят инфляционный налог (inflation tax) — налог на покупательную способность денег, представляющий собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Ставкой инфляционного налога выступает темп инфляции. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляции, тем больше инфляционный налог, поскольку тем на большую величину снижается покупательная способность (ценность) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый "бегством от денег" ("flight from money"). Все большее значение приобретают реальные ценности, а не деньги. В книге "Монетарная история США" Милтон Фридмен, анализируя гиперинфляцию в Германии октября 1923 г., остроумно описал отличие инфляции от гиперинфляции следующим образом: если человек, который везет тележку, груженную мешками денег, оставляет ее у входа в магазин и, выйдя из магазина, обнаруживает, что тележка на месте, а мешки с деньгами исчезли, то это инфляция, а если он видит, что исчезла тележка, а мешки с деньгами целы, то это гиперинфляция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Анализ антиинфляционной политики в России

2.1 История развития и регулирования  российской инфляции

Статья «Инфляция в  России: вчера, сегодня, завтра» 

«В СССР инфляции не было

За свою двадцатилетнюю историю  новая Россия прошла через все  виды инфляционных потрясений, в том числе и гиперинфляцию. До сих пор нам не удается добиться так называемой "ползучей" инфляции, присущей развитым странам, которая составляла бы 3-5% в год и была бы комфортной для населения и экономики.

Считается, что в СССР инфляции не было, но это не так. Отсутствие свободного рынка вовсе не означает реальную стабильность цен. До 1991г. население России не сталкивалось с открытой инфляцией, зато испытывало на себе все негативные особенности скрытой. Периодически возникавший дефицит товаров представлял собой именно скрытую инфляцию. Известный исследователь этого вопроса Янош Корнаи утверждает, что дефицит - это скрытый налог, снижавший реальную заработную плату работника в социалистических системах.

С настоящей инфляцией советские  люди столкнулись только в начале 1990-х гг. Реформы Егора Гайдара познакомили россиян не только с товарным изобилием, но и с денежным дефицитом, который возник вследствие резко выросших цен. В марте 1991г. государство впервые объявило о своей неспособности контролировать цены и вынуждено было сразу повысить их более чем в два раза. Политика "либерализации цен" привела к гиперинфляции, которую правительство Е.Гайдара пыталось сдержать через "сжимание" денежной массы, что в свою очередь привело к коллапсу взаимных неплатежей. В итоге в 1992г. инфляция составила 2600%. Впрочем, мировой рекорд Россией побит не был: в Венгрии в годы Второй мировой войны потребительские цены увеличивались каждый месяц почти в двести раз.

Инфляция от кризиса до кризиса

Испугавшись инфляционного скачка, правительство России в 1995-1998гг. поставило  перед собой цель снизить рост цен. В качестве основной и фактически единственной меры по борьбе с этой проблемой было избрано сокращение предложения денег, что в свою очередь привело к многомесячной задержке социальных выплат, неоплате за продукцию по госзаказам, неисполнению финансовых обязательств перед бюджетными организациями. В качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий применялся завышенный курс рубля, что способствовало значительному снижению конкурентоспособности российских производителей.

Хотя темпы роста инфляции и  снизились, одних монетарных мер  было недостаточно для того, чтобы стабилизировать экономику и уж тем более - вернуть населению веру в рубль, которую многие после кризиса 1998г. потеряли навсегда. Дефолт положил начало новому витку инфляции, которая только в сентябре того года составила 38%.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность