Античный атомизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:48, реферат

Описание работы

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………2
1.Что такое атомизм………………………………………………………………………………..4
2.Жизнь и сочинения Демокрита……………………………………………………………..6
3.Атомизм Эпикура…………………………………………………………………………………..12
4.Истоки атомизма……………………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………………….20
Литература………………………………………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Философия Античный атомизм.docx

— 41.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                                                                                                                                                                 16

       4. ИСТОКИ АТОМИЗМА

Редкая концепция  рождается из ничего, это – прерогатива  гениев, ломающих стереотипы. Но любой  гений – дитя своей эпохи и  продукт культурной среды. И путь существует предположение, что мысль  должна родиться из нулевой точки  незнания, развитие человечества всегда имело циклично-спиральный характер, а любой проект строится на фундаменте, заложенном предшественниками. В этом смысле полезно вспомнить родину предфилософского и протонаучного знания – Древнюю Индию.

Основу этой традиции составили мифологические произведения, главным памятником которых  являются Веды комплекс текстов, которые  впоследствии положили начало т.н. ортодоксальным системам, безусловно признававшим авторитет  Вед. Впрочем, многие из этих концепций  либо носили субъективно-идеалистический  характер (Веданта), либо вообще концентрировались  на индивидуальном совершенствовании  и развитии человека (йога). Ярчайший образец школы нового типа, буддизм, являет философию борьбы человека с  самим собой. С течением времени  некоторые варианты буддизма приобретают  все черты религии и берутся  на вооружение политическими силами. Так, где же искать истоки материализма в культуре Древней Индии? Вероятно, будет правильным остановить выбор на Локаяте (от др.-инд. «лока» - весь мир). Традиционно возникновение локаяты связывают с мифическим мудрецом Брихаспати, а развитее его идей полулегендарному Чарваке, имя которого дала название немаловажной философской школе. В основе учения о мироздании локаяты находится предположение о том, что все объекты вселенной состоят из четырех материальных элементов: земли, огня, воды и воздуха (отдельные источники к ним прибавляется пятый элемент - эфир). Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств также возникают в результате сочетания элементов. В некоторых текстах содержится представление об эволюции: одни элементы происходят от других, причем исходным является земля (твердь). Представители локаяты выдвигают теорию познания, сходную с эмпиризмом Нового времени: органы чувств - единственный инструмент осознания мира, они могут воспринимать предметы постольку,

                                                                                                                                                                         17

 поскольку они сами состоят  из тех же элементов, что  и предметы (принцип «подобное  познается подобным»). На этом  основании локаята отрицала существование  в нечувственных и сверхчувственных объектов, и, прежде всего бога, души, воздаяния за дела в предшествующих воплощениях, рая и ада. До нашего времени не дошло ни одного текста, принадлежащего последователям локаяты. По иронии судьбы, большинство сведений дошло до нас от ведантистов – идеалистических противников локаяты. Тем не менее, расцвет индийского материализма наблюдается в системе вайшешики и близкой к ней ньяе. Итак, вайшешика зарождается около 6 в. до н.э. Сама система базируется на атомарной теории существования, в соответствии с которой вся вселенная сформирована вечными атомами. Согласно вайшешике, функционирование атомов управляется или направляется творческой или разрушительной волей Высшего существа, тогда как современный атомизм полагает это их естественной внутренней особенностью. Вайшешика устанавливает, что вселенная имеет два аспекта: один вечный и второй временный. Вечными составляющими вселенной являются 4 типа атомов, соответствующих элементам локаяты (земли, воды, огня, воздуха) и 5 субстанций (пространство, время, направление, ум и душа). Они не изменяются, и они не могут быть созданы или разрушены. Другая часть вселенной невечная, подлежащая уничтожению в конкретном времени и пространстве. Вначале создания два атома объединяются в двойку, которая невечная, потому что может быть разделена на два отдельных атома опять. Двойки и атомы не могут быть восприняты, но известны через логический вывод. Комбинация трех двоек называется триада (трианука), которая является самым маленьким воспринимаемым объектом. Из этих триад разрабатываются другие большие объекты. Можно заключить, что общие элементы, состоящие из вечных атомов, невечные, поскольку они могут дробиться на меньшие составляющие. Вся вселенная - это систематическое устройство физических вещей и живых существ, которые взаимодействуют друг с другом во времени, пространстве и направлении. В действительности вайшешика далека от понятной нам научности, ибо видит мир движимым не только физическими законами, но также моральным законом кармы. Вместе с тем отдельные идеи (например, отрицается создание и уничтожение, вместо которых предлагается понятие рекомпозиции – фантастическое предвидение законов сохранения) явно

                                                                                                                                                                                     18

опередили своё время и вызывают невольный восторг у жителей 21 века. Таким было начало концепции атомизма, триумф человеческого разума или острой интуиции. Но начало это было независимым и явно подверженным влиянию своеобразной эпохи и окружения. Всплеск, но никак не взрыв, скажет серьёзный исследователь. Для взрыва нужен могучий заряд, идейный катализатор, который предложит совсем другая земля с совершенно иными нравами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                     19

                                                 Заключение

              Демокрит внес большой вклад, как в дальнейшее развитие философской мысли, так и в науку, в частности в объяснение физических явлений. Говоря о его учении, о познании, необходимо отметить, прежде всего, то, что он заложил основы концепции вторичных качеств, имеющей и поныне важное значение для выяснения сущности мироустройства и познавательных способностей человека. Высшее благо, по Демокриту, блаженство, которое состоит в покое и веселии души и может быть достигнуто благодаря обузданию своих желаний и умеренному образу жизни. Большое место в философском учении Демокрита занимают также проблемы этики, в особенности вопросы о справедливости, честности, достоинстве человека. Известны его утверждения: «не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми» но правота и многосторонняя мудрость»; «как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее — желание постоянно прибавлять к ним». Он был сторонником демократического устройства общественной жизни, утверждал, что «лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве прима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность — из-за невежества людей. Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость. Например: орел сбросил на голову лысого человека черепаху; это потому, что у орла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердый предмет, чтобы разбить черепаху (точно так же необходимым является движение человека в том или ином направлении).

                    Существенное и интересное дополнение в атомистическую концепцию привнес Эпикур. Оно состояло в допущении большей свободы в движении атомов. Концепция Демокрита относительно движения атомов — это концепция жесткой необходимости. Здесь нигде не может вмешаться никакой случай — все предопределено. Что же касается Эпикура, то он, напротив, считает, что атомам должна быть присуща некоторая свобода, случайность в их движении. Атомы не движутся в каких-то строго предопределенных направлениях, а они, как говорит Эпикур, "трясутся во всех направлениях". Происходит по виду беспорядочное, обладающее множеством степеней свободы движение атомов, и потому в сочетаниях,

                                                                                                                                                                                   20

которые из атомов возникают, заключено  немало элементов случайности, возможны отклонения от жесткого порядка. Иными  словами, необходимость здесь диалектически  соседствует со случайностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                       21

                                               Список литературы

1. К. Маркс и Ф. Энгельс,  сочинения; издание второе, т.40 –  «Издательство политической литературы» - Москва – 1975.

2. Горелов А.А. Философия в  вопросах и ответах. – М. изд-во Эксмо, 2007.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций  по древней и средневековой  философии: Учебн. пособие для  вузов. М.: Высш. шк., 1991.

4. А.Ф.Лосев История античной  эстетики, том 1 М.: "Высшая школа", 1963; "АСТ", 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                    22

                                                Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………………………2

 1.Что такое атомизм………………………………………………………………………………..4

2.Жизнь и сочинения Демокрита……………………………………………………………..6

3.Атомизм Эпикура…………………………………………………………………………………..12

4.Истоки атомизма……………………………………………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………………………………….20

Литература………………………………………………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                        2


Информация о работе Античный атомизм