Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 07:14, реферат

Описание работы

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.

Содержание работы

Введение
Анализ фразы римского философа-стоика А.Сенеки:
“ Природа обыскивает нас и при входе, и при выходе. Голыми пришли, голыми уходим. И нельзя отсюда вынести больше чем принес.”
Пифагорейская школа философии
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 39.96 Кб (Скачать файл)

     Космогонию  пифагорейцев  можно  описать   так:  мир,  слагающийся  из  предела  и  беспредельного,  есть  сфера,  возникающая  в   беспредельной  пустоте  и   “вдыхающая”  ее  в  себя,  тем  самым,  расширяясь  и   расчленяясь.  Так  возникает   мировое  пространство,  небесные  тела,  движение  и  время.  В  середине  мира  находится   огонь,  дом  Зевса, связь   и  мера  природы.  Далее   идут  Противоземля,  Земля,  Луна,  Солнце,  пять планет  и мир неподвижных звезд.  Противоземля  введена  для круглого  счета,  как десятое небесное  тело,  с ее  помощью объяснялись лунные  затмения.  Космические тела  произошли из  центрального  огня  и вращаются вокруг  него,  прикрепленные к хрустальным сферам.  Планеты,  в  том  числе  Земля,  вращаются  с  запада  на  восток,  обращенные  к  центральному  огню  всегда  одной  стороной,  поэтому  мы  его  не  видим.   Наше  полушарие  согревается  отраженными  Солнцем  лучами  центрального  огня.

      Космология  пифагорейцев  представляет  значительный  шаг  вперед.  Отказ  от  геоцентризма,  признание  шарообразной  формы  Земли,  ее  суточного  обращения  вокруг  центрального  огня,  объяснение  солнечных  затмений   прохождением  Луны  между  Солнцем  и  Землей,  а  времен  года  наклоном  земной  орбиты  по  отношению  к  солнечной,  представляли  значительное  приближение  к  истине. 

      Но  этой  физической  картиной  дело  не  ограничивается.  Пифагореизм   создает  определенную  логическую  схему  мироздания,  соотнесенную  с  нравственной  оценкой.  Эта   сторона  дела  представлена  в  учении  о  противоположностях,  что  представляется   так:  предел  и  беспредельное,  нечетное  и  четное,  единое  и  многое,  мужское  и  женское,  покоящееся  и движущееся,  светлое  и   темное,  хорошее  и  дурное,  четырехугольное  и  разностороннее.

     Дело  не  просто  в  противопоставлении  -  противоположности  соединяются.  Говоря  о  Пифагоре  как   основателе  гражданского  воспитания,  Ямвлих  приписывал  ему мысль о том,  что ни  одна  из  существующих  вещей не  является  чистой,  все смешано, и с землею  огонь,  и огонь с водой,  и воздух  с ними,  и они с воздухом,  и даже  прекрасное  с  безобразным,  и справедливое  с несправедливым.

      Следующая   идея  пифагорейцев  -  идея  гармонии.  Ее  истоки  можно   искать,  если  не  у  самого  Пифагора,  то  у  Алкмеона Кротонского,  представителя пифагорейской медицины.  Этот  врач  рассматривал  все сущее как продукт соединения,  смешения,  гармонического  слияния противоположностей. Он  считал,  что сохраняет здоровье  равновесие  сил влажного,  сухого,  холодного,  теплого,  горького,  сладкого  и пр.,  а господство  одного  из  них есть  причина болезни.  Здоровье – есть  соразмерное смешение  таковых сил.  Это соразмерное смешение  и получило  у пифагорейцев  название  “гармония”,  став  одним из  основных  понятий их  учения:  все на  свете обязательно гармонично.  Гармоничны  боги,  гармоничен  космос, т.к. все составляющие  его моменты абсолютно согласованы в единое  и нераздельное  целое.  Гармоничны  государство и царь,  потому  что от  него  зависит сила  скрепления  всех  людей в единое  целое.

      Поразительны  физиологические  догадки  и  открытия  Алкмеона:  он  установил,  что орган душевных  и мыслительных  процессов -  не  сердце,  как полагали  до  него,  а мозг,  установил различие  между способностью  к восприятиям и способностью  к мышлению,  принадлежащей только  человеку,  а также доказал,  что ощущения  доводятся до  мозга посредством особых  путей,  соединяющих органы  чувств  с мозгом.

        Было  в  учении  Пифагора  и  много  мистического,  туманного 

и  просто  смешного  не  только  для  наших  современников,  но  и  для  современников  Пифагора.  Среди  такого  рода  доктрин  было  учение  о  бессмертии  души,  о  посмертном  переселении  души  человека  в  животных,  о  том, “что  все  рожденное  вновь  рождается  через  промежутки  времени,  что  ничего  нового  на  свете  нет  и  что  все  живое  должно  считаться  родственным  друг  другу”.

     У  пифагорейцев  были  специфические  представления   о  природе  и  судьбе  души.  Душа  -  существо  божественное,  она  заключена  в  тело  в  наказание  за  прегрешения.  Высшая  цель  жизни  -  освободить  душу  из  телесной  темноты   и  не  допустить  переселения   ее  в  другое  тело.  Для   достижения  этой  цели  необходимо  выполнять  моральный  кодекс  “пифагорского  образа  жизни”. 

     Из  учения  о  переселении  душ  следовали   и  предписания,  запрещающие   убивать  животных  и  питаться  их  мясом,  так  как  в   животном  могла  обитать   душа  умершего  человека.

     Многие  весьма  прохладно  принимали  эту   часть  пифагорейского  учения  и  часто  его  осмеивали   и  приписывали  иностранное   влияние.

    Основная  философская  направленность  Пифагора  состояла  в 

философии  числа.  Числа  у  пифагорейцев  вначале  вообще  не отличались  от  самих  вещей  и,  следовательно,  были  просто  числовым  образом.  При  этом  числовым  образом  понимались  не  только  физические  вещи,  но  и  вообще  все  существующее,  как,  например,  добро  или  добродетель.  Затем  они  стали  трактоваться   как  сущности,  принципы  и  причины  вещей.

      Пифагорейцы,  предавшись  математическим  занятиям,  считали  началами  всего  -  числа,  так  как  в   числах  они  находили  много   сходства  с  тем,  что   существует  и  происходит,  и  в  числах  первичные   элементы  всех  математических  начал.

 

      Вначале   пифагорейцы  формируют  сугубо  конкретное  физическое  понимание   числа:  числа – особые  протяженные   вещи,  из  которых  составляются  предметы  чувственного  мира.  Они -  начало  и  элемент   всего  сущего.  Логическая  основа  этого  представления- геометрическое  понимание чисел:  единица – это точка,  две точки определяют  прямую  линию,  три точки – плоскость.  Отсюда  представления о треугольниках,  квадратах,  прямоугольниках.  Треугольник -  есть  первоисточник рождения  и сотворения  различных видов вещей.  Квадрат несет в себе  образ божественной  природы,  эта фигура  символизирует высокое достоинство,  ибо прямые  углы  предают целостность,  а количество  сторон  способно  устоять перед силой.  Здесь нужно упомянуть о главном пифагорском  символе -  пифагорская звезда,

которая  образована  диагоналями правильного пятиугольника.

      Поразительным   является  и  еще  одно  обстоятельство.  Именно

звездчатый  пятиугольник  наиболее  распространен  в  живой  природе  (вспомним  цветы  незабудки,  гвоздики,  колокольчика,  вишни,  яблони  и  т.д.)  и  принципиально  не  возможен  в  криста-

лических  решетках  неживой природы.  Симметрию пятого  порядка называют  симметрией  жизни.  Это своеобразный  защитный  механизм  живой природы против  кристализации,  против  окаменения,  за  сохранение  живой индивидуальности.  И именно  эту геометрическую  фигуру  пифагорейцы выбирают  в качестве  символа здоровья  и жизни.

      Пифагорейская   звезда  (пентаграмма)  была  тайным  знаком,  по  которому  пифагорейцы   узнавали  друг  друга.

      Из  множества   чисел  священно  число  “36” :  1  +   2   +   3 .

Оно  состоит  из  единицы,  а  без  единицы  нет  ни одного  числа  и  она  символизирует  “ед.” -  единство  бытия и мира.  

Оно  состоит  из  двойки,  которая  символизирует  принципиальную  полярность  во  Вселенной:  свет-тьма,  добро-зло  и т.д.

Оно  состоит  из  тройки,  совершеннейшей  из  чисел,  ибо  имеет  начало,  середину  и  конец.

Кроме  того,  в  числе  “36”  возможны  удивительные  превращения,  например:  36 = 1+2+3+4+5+6+7+8.

     Можно  сделать   вывод,  что  числа  у   пифагорийцев  выступают основополагающими универсальными  объектами,  к которым предполагалось  свести  не  только  математические  построения,  но  и все многообразие  действительности.  Физические,  этические,  социальные  и религиозные понятия получили  математическую  окраску.  Науке о числах  отводится огромное  место в системе мировоззрения, т.е.  фактически  математика  объявляется философией.

     Особое  значение  пифагорейцы  приписывали   числам  в  деле  познания. По  Филолаю “число – есть основание оформленности  и познаваемости всего сущего.  Все познаваемое имеет число.  Ибо без него  невозможно  ничего  ни  понять,  ни  познать”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

          В современном мире Пифагор считается великим математиком и космологом древности, однако ранние свидетельства до III в. до н. э. не упоминают о таких его заслугах. Как пишет Ямвлих про пифагорейцев: «У них также был замечательный обычай приписывать всё Пифагору и нисколько не присваивать себе славы первооткрывателей, кроме, может быть, нескольких случаев.»

         Античные авторы нашей эры отдают Пифагору авторство известной теоремы: квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратов катетов. Такое мнение основывается на сведениях Аполлодора-исчислителя (личность не идентифицирована) и на стихотворных строках (источник стихов не известен):

     «В день, когда Пифагор открыл свой чертёж знаменитый,

    Славную  он за него жертву быками  воздвиг.»

       Современные историки предполагают, что Пифагор не доказывал теорему, но мог передать грекам это знание, известное в Вавилоне за 1000 лет до Пифагора (согласно вавилонским глиняным табличкам с записями математических уравнений). Хотя сомнение в авторстве Пифагора существует, но весомых аргументов, чтобы это оспорить, нет.

                 В то же время, научные заслуги школы пифагорейцев в математике и космологии бесспорны. Точку зрения Аристотеля, отражённую в его несохранившемся трактате «О пифагорейцах», передал Ямвлих. По Аристотелю, истинными пифагорейцами были акусматики, последователи религиозно-мистического учения о переселении душ. Акусматики рассматривали математику как учение, исходящее не столько от Пифагора, сколько от пифагорейца Гиппаса. В свою очередь математики-пифагорейцы, по их собственному мнению, вдохновлялись направляющим учением Пифагора для углублённого изучения своей науки.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Асмус В.Ф. Античная философия. М. 1976.

2. Богомолов А.С. Античная философия. М. 1985.

3. Виндельбанд В. История древней философии. Киев. 1995.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979.

5. Лосев А.П. История античной эстетики. М. 1994.

6. Соколов В.В. Античная философия. М. 1958.

7. Таранов П.С. 120 философов. Симферополь, 1996.

 

См.: Вернадский В. И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. - Дубна, 1997. С. 118-126.


Информация о работе Античная философия