Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 00:17, реферат

Описание работы

Условия и предпосылки возникновения философии в Др. Греции, ее место в историко-культурном развитии человечества.
Периодизация античной философии.
Постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты
От философии природы к философии человека: софистика, Сократ.
Мир идей Платона (объективный идеализм).
Учение Аристотеля как вершина философской мысли античности.
Период эллинистических школ. Итоги античности.

Файлы: 1 файл

Antichnost_Odna_lektsia2011doc.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Античная философия.

План.

  1. Условия и предпосылки возникновения философии в Др. Греции, ее место в историко-культурном развитии человечества.
  2. Периодизация античной философии.
  3. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты
  4. От философии природы к философии человека: софистика, Сократ.
  5. Мир идей Платона (объективный идеализм).
  6. Учение Аристотеля как вершина философской мысли античности.
  7. Период эллинистических школ. Итоги античности.

 

1. Условия и предпосылки возникновения философии в Др. Греции, ее место в историко-культурном развитии человечества.

Первый этап развития европейской философии – это античная философия (греческая и древне-римская). Появление философии в Древней Греции называют «греческим чудом», так как переход от мифологического мировоззрения к философскому ничем не предопределен. Появлению философии способствовали причины:

  1. Наличие городов-полисов.
  2. Рабовладельческая демократия.
  3. Высокий престиж знания и культуры.
  4. Кризис мифологического сознания как следствие экономического развития Греции.

Доминанты античности:

    • Космос – идея гармоничного, совершенного, неизменного мироустройства.
    • Логос (термин ввел Гераклит) – идея вечного порядка, гармонии, закона.

2. Периодизация античной философии:

1) Зарождение и становление – VII-V вв. до н.э. Характеризуется исследованием природы, космоса, поисками первоначала, истоков сущего.

2) Классический  – V-IV вв. до н.э. Характеризуется  расцветом древнегреческой демократии, интересом к познанию сущности  материи, природы человека, обществ. Жизни и познания.

3) Угасание  и упадок фил. – III в. до н.э.- VI в. н.э. Характеризуется кризисом полисного устройства общ. жизни, завоеваниями Македонского, разнообразием школ и направлением.

3.Постановка и решение проблемы  первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты.

Задача, возникшая перед первыми философами, заключалась в объяснении природы, космоса. Что есть все, т.е. что лежит в основе мира -  первый философский вопрос. Как соотносится единое (первоначало мира) со многим (вещами, предметами мира). Первые попытки ответов на этот вопрос дают греческие натурфилософы, объясняющие мир через природную субстанцию (Милетская школа и др.):

1. Фалес (Милетская школа): все есть вода (вода – универсальная субстанция). Из воды происходит земля, огонь, вознух, а из этих субстанций – все остальное (многое).

2. Анаксимандр (Милетская школа): начало всего – апейрон, т.е. беспредельная, неопределенная, неуничтожимая, все объемлющая и всем управляющая субстанция (нечто абстрактное). Из апейрона происходят 4 субстанции, однако Анаксимандр не объясняет, как это происходит.

3. Анаксимен (Милетская школа): упростил понятие апейрона до стихии воздуха (тоже беспредельного, на его взгляд).

4. Пифагор: в основе вещей лежит число, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

5. Анаксагор: учение о вечных элементах мира, «семенах» (или «гомеомериях», т.е. однородных частичках), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом (Нусом).

6. Эмпедокл: концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей, так называемое архе (первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир). Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Источником движения, происходящего в природе, являются не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы — Любовь (Филея), олицетворяющая единство и добро, и Ненависть (Нейкос), олицетворяющая множество и зло.

7. Гераклит: Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Диалектика - это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Символом движения является огонь. «Все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды» (Гераклит). Еще одна диалектическая идея — борьба, "вражда" противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. "Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей... и что все возникает через вражду и заимообразно. Идея становления Гераклита все же не расходится с идеей неизменного Космоса, ведь движение и изменение существует лишь в рамках неизменного целого (Космоса).

Элеатская школа: Парменид (6 в. до н.э.), его ученик Зенон (6-5 вв. до н.э.)

Заслуга: открытие понятийного мышления, философской логики. До Парменида Фалес и др. мыслили смыслообразами, а не понятиями. В смыслообразе нет логики, из него невозможно вывести сдледствия.

Идеи:

  1. В основе истинного познания лежит разум, логика, а не чувство и  мнение (мнение неоднозначно, логика строго однозначна).
  2. Существует только то, что мыслимо. То, чего помыслить нельзя, того нет (нельзя помыслить абракодабру, значит, ее и нет). Отсюда заключение Парменида: бытие есть, а небытия нет.
  3. Бытие – первое абстрактное логическое понятие, исключающее множественность вещей, явлений, состояний. Главным атрибутом бытия является то, что оно «есть». Из этого атрибута логически следуют свойства: целостность, вечность, неизменность, однородность.
  4. Кроме бытия нет ничего, даже небытия, поскольку небытие предполагает пустоту, неоднородность, изменение, движение.
  5. Движение невозможно, так как нет небытия и пустоты. Апории Зенона (трудноразрешимые проблемы) доказывают невозможность движения:

А) «Летящая стрела»: летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, то есть покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, то есть не существует момента времени, в котором стрела совершает движение.

Б) «Дихотомия»: чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности.

Вывод: Парменид открыл возможность понятийного, теоретического мышления, и строго следуя логике, пришел к противоречию: отрицанию реального мира с его движением и развитием.

Атомизм Демокрита (5-4 в. до н.э.).

Основная заслуга: вернул в мир движение, преодолел абстрактность и безжизненность системы Парменида.

Идеи:

  1. Существуют мельчайшие, далее неделимые, однородные, вечные частицы – атомы.
  2. Атомов много, они разной формы (с крючочками, вогнутые, выгнутые и пр.).
  3. Есть пустота, пространство, в котором сцепляются и разъединяются атомы по законам необходимости (детерминизма).
  4. Количественное и качественное соотношение атомов составляет многообразие мира.
  5. Все вещи, даже душа и мышление объясняются материалистически – движениями и связями определенных атомов.

4. От философии природы к философии человека: софистика, Сократ (5 век до н.э).

Развитие демократии в Древней Греции привело к возникновению софистики – платному обучению логическим подтасовкам, хитрости в ведении публичных споров, дебатов.

Софисты (Протагор, Горгий) учили добиваться не истины, а победы, они учили, что наше познание относительно, существуют только мнения, а не истина: каждый человек выносит суждение на основе собственного опыта, без какой-либо возможной объективной оценки (это называется философским релятивизмом, т.е. относительностью истины). Софисты умели доказать что угодно, используя игру на многозначность слов и подмену одного термина другим. Например: " То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога, значит, у тебя они есть", "Полупустое ведро - то же самое, что и полуполное. Значит, пустое ведро-то же самое, что и полное." Как утверждал Протагор, «человек есть мера всех вещей», что само по себе – великая истина. Софисты, действительно, совершили поворот к проблеме человека. Однако в качестве меры для софистов выступает профессия, эгоистический интерес, а вовсе не человек как высшая ценность. А потому «смерть есть зло для умирающего, но добро для гробовщика». Софистика размывает все устойчивые начала бытия и истины, все нравственные абсолюты.

Против этого выступил Сократ (конец 5 века до н.э.) - основоположник этики. Он открыл идеальный мир нравственных абсолютов: Добро, Истина, Справедливость, Благо и пр. Эти абсолюты объективны, существуют в мире идей независимо от человека. Все пороки и зло творятся по незнанию, неведению этих идей, а потому познание нравственных абсолютов – залог нравственности. Сократ призывал: «Познай самого себя»! Он разработал метод рождения истины изнутри самого человека – майевтика (метод повивальной бабки). В диалоге посредством правильной постановки вопроса, столкновения противоположных мнений появлялось правильное решение. Познанию предшествовало методологическое сомнение: «Я знаю, что я ничего не знаю", что позволяет усомниться в объеме своих знаний и стремиться их расширить.

5. Мир идей Платона (объективный идеализм).

Ученик Сократа Платон (V-IV вв. до н.э.) – основатель идеализма и собственной школы – Академии.

Основные идеи:

  1. Существует надмирный, объективный, сверхсущий мир идей (эйдосов), он вне пространства и времени, всегда есть и никогда не меняется. Например, есть красивая вещь, цветок, но есть красота сама по себе (идея красоты). В отличие от мира этических абсолютов Сократа, мир идей Платона включает все идеи (добра, коня, человека, дерева и пр.).
  2. Высшей идеей является идея Блага – источник истины, соразмерности, гармонии, добра и красоты.
  3. Вещи нашего мира причастны идеям. Чтобы познать вещь, наш разум должен обратиться к познанию идеи вещи.
  4. Материя, из которой состоит вещь – небытие, начало, принимающее любую форму, это источник зла, изменчивости.
  5. Материю и идею связывает мировая душа – творческая сила, способствующая рождению вещей. Чувственные вещи, рожденные из соединения материи и идеи, однако, есть жалкое подобие идей. Вещи лишь на время, до своего разрушения «причастны» идеям. Так красивые люди на время причастны единой сущности красоты.
  6. Теория познания Платона основывается на воспоминании (припоминании) тех идей, к которым душа человека когда-то была причастна до своего заключения в тело. Идея каждого из нас находилась в идеальном мире и приобщалась к нему. Когда же мы воплощаемся в теле, то мы лишь вспоминаем то, что было известно. Для Платона характерна восточная идея переселения душ, ибо наша телесность никак не связана с нашей душой. И душе все равно, с какой телесностью себя связать.
  7. Теория государства (утопия): суть государства – стремление к благу и справедливости. Наиболее справедливым является общество, где каждый выполняет ту функцию, которая ближе ему по природе: крестьяне, ремесленники, купцы создают материальные блага (еду, одежду, жилье); воины - охраняют и защищают города-государства; правители (философы) - управляют социальными процессами. В таком государстве существует жесткая иерархия, общее подчиняет индивидуальное.

6. Учение Аристотеля как вершина философской мысли античности.

Аристотель (IV в. до н.э.) – ученик Платона, великий энциклопедист античности, создатель формальной логики, учитель Македонского.

Основные идеи:

  1. Критика натурфилософов за неспособность объяснить, почему именно из этого первоначала порождаются именно эти вещи.
  2. Критика Платона за удвоение мира (мир реальный и мир идеальный), что мешает познать окружающие вещи.
  3. Мир - это чувственно-конкретный мир, наполненный жизнью и деятельностью.
  4. Учение о четырех причинах (детерминизм):
  • Формальная причина: сущность вещи.
  • Материальная причина: субстрат вещи, то, из чего она сделана
  • Движущая, активная причина: работа по построению вещи, сила, приведшая ее к жизни
  • Целевая причина: предназначение, конечная цель вещи
  1. Движение – основная характеристика мира. Причиной движения является Перводвигатель (это Форма форм или Бог). Он неподвижен и безучастен.
  1. Для объяснения возникновения и разрушения вещи Аристотель вводит категорию возможного и действительного. Форма есть действительность, бытие. Материя – возможность, промежуточное состояние между бытием и небытием. Кирпич, выступающий в качестве строительного материала – лишь возможность дома.
  2. Человек – существо политическое (общественное), это отличает его от животного. Политика – необходимая человеку форма управления.
  3. Наилучшие формы правления – аристократия, монархия, полития, наихудшие – олигархия, тирания, демократия.

7.Период эллинистических школ. Итоги античности.

Период эллинизма связан с разрушением городов-полисов, утратой демократии, завоеваниями Александра Македонского. Идея вечного порядка, Космоса, Логоса была утрачена.  В ситуации нестабильности встала трудная задача: найти новые основания либо в самом себе (киники, стоики, эпикурейцы), либо в чем-то высшем, Едином (неоплатонизм).

  1. Киники (от греч. «собака»). Представители: Антисфен, Диоген, V- IV век до н.э.. Главные идеи: единство философии и жизни, протест против законно установленного общественного порядка, свобода как ликвидация излишних потребностей, отказ от культуры во имя возврата к природе.
  2. Стоики (от греч. портик, у которого учитель проводил беседы с учениками). Древняя Стоя, Афины (III в. до н.э.): Зенон из Китона. Поздняя Стоя, Рим (I-III вв. н.э.): Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет. Главные идеи: в мире все предопределено (судьба, фатум, рок), человек свободен и счастлив тогда, когда живет разумно, бесстрастно (апатия), стойко принимая  превратности судьбы. Если терпения не осталось, необходимо уйти из жизни (пример Сенеки).
  3. Эпикурейцы (IV – III век до н.э.). Эпикур основал школу-коммуну «Сад», в которой жил дружно с учениками. Девиз его индивидуалистической этики: «Живи незаметно!». Основные идеи: 1) философия – лекарство от страданий и страхов (страх перед богами, страх смерти, страх боли); 2) смерти нет, т.к. «когда мы есть, то смерти нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»; 3)эвдемонизм: нужно стремиться к счастью. Счастье не есть сиюминутное наслаждение (как в гедонизме). Счастье – постоянное наслаждение, рождающееся от отсутствия любой боли. Это состояние – безмятежность духа, атараксия. 4)существует свобода: атомы способны случайно отклоняться от заданной траектории.
  4. Скептики (от греч. взвешивать, быть в нерешительности). Основатель - Пиррон (IV-III вв. до н.э.). Основная идея: воздержание от каких бы то ни было суждений, пессимизм, отказ от догматизма.
  5. Неоплатоники (III-VI вв. н.э.) Плотин, Порфирий, Прокл видоизменили учение Платона с философского на религиозно-мистическое. Высшим началом является Единое (Бог), лишенное всяких свойств. Из Единого происходит Ум, потом мировая Душа, из Души истекает (эманирует) видимый материальный мир (материя). Эманация – непроизвольный процесс проистечения мира из Бога, в отличие от христианского добровольного творения Бога. Цель неоплатонизма – спасение души человека.

Информация о работе Античная философия