Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 07:49, контрольная работа

Описание работы

Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука. Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

Содержание работы

1.Античная философия
2.Филосовские взгляды Демокрита

Файлы: 1 файл

титульный лист.docx

— 50.89 Кб (Скачать файл)

качественного своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)». Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует

определенная  нота, а все вместе они создают  интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка.

  Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной,

точной  и систематической наук. Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения

которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Два первых – Парменид и Зенон – жили в небольшом  италийском  городе  Элея, а третий – Мелисс – был уроженец далекого от Элеи Самоса. Но так как основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элеи, то школа в целом и получила название элейской [4]. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок исключительно с его количественной стороны, то в противоположность им в VI веке выступают направления, которые подобно древним ионийским мыслителям, понимают идею мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей. Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в то числе и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой: Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искусстно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней, находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток. Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа. Платон объединил в своем учении ценности двух своих великих предшественников Пифагора и Сократа. У пифагорийцев он воспринял искусство математики и идею создания философской школы, которую он воплотил в своей Академии в Афинах.  Учениками Платона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов (можно вспомнить хотя бы самого известного его ученика – Аристотеля). Для занятий была построена Академия в живописном уголке на северо-западной окраине города. Знаменитая философская школа просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее. Хотя Платон, подобно Сократу, и считал, что взимание платы за мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и так же, как и он, называл софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и всяческую помощь от сильных мира сего. У Сократа Платон научился и сомнению, и иронии, и искусству беседы. Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьм серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет. Наиболее значимыми в философии Платона являются представления о Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага В 335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона, основал собственную школу –  Ликей, или Перипат, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющими из себя зачастую сборники лекций и курсов. Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского. На развалинах Великой Империи возникли Эллинистические государства и новые философы. Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего – от политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка школы стоиков. Эта школа, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Философия для стоиков – не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской Империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают главным достоинством мудреца; сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Настоящий мудрец,согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Главной идеей стоицизма является покорность судьби фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно то есть согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы». Природа для стоика – это рок или судьба примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки. Полный отказ от социального активизма в этике встречается у знаменитого материалиста Эпикура (341 – 270 годы до н.э.). Наиболее известным из римских эпикурейцев был Лукреций Кар (ок. 99 – 55 годы н.э.). Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к софистам. В 306 г. до н.э. в Афинах он основал школу. В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична: целью человеческой жизни Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие. Однако подлинное удовольствие Эпику видел вовсе не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственны наслаждениям. Как и большинство греческих мудрецов, он был привержен идеалу меры. Высшим удовольствием считалось, как и у стоиков, невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научиться умерять свои страсти  плотские влечения, подчиняя их разуму. Особенно много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией [5].

     3. Творчество Платона и Аристотеля  – выдающееся достижение в  истории мировой

культуры.

Платон  и Аристотель создавали свои философские картины мира в эпоху  великих потрясений, происходивших  в  современном  им   обществе. С этой точки зрения было бы интересно, изучая философские и политические взгляды Платона и Аристотеля, рассматривать мировоззрения этих философов не в законченном виде, а проследить за их развитием, за тем, как бурные события общественной жизни в эпоху Платона и Аристотеля находили свое отражение в становлении их философских систем. Вопрос о тысячелетней значимости Платона возникает у каждого, кто соприкоснулся с его мировоззрением и с художественным стилем его произведений. Интерес к древнегреческому философу Платону, к его творчеству не ослабевает, быть может, даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек – Платон. «... Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже

понимали  бы, кем были древние греки, что  они дали миру, – мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что  такое человек, в чем трудности его исканий и свершений» [6], – писал В.Ф.  Асмус. Платон – первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном  существовании идей как общих и родовых понятий. Платон является первым в    Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир по Платону и не телесный космос,  лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший множество  единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами, находящимися вне его,  за его пределами.  Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не   физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие Вселенной,   первичны. Они определяют жизнь материального мира. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей – это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признает существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия. Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчлененности, противостоящую всякому донаучному пониманию. Именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.

Ученик  Платона Аристотель развил и критически переосмыслил философию своего учителя. На путях художественного осмысления действительности ему   пришлось столкнуться с тем искаженным пониманием Платона, что идеи резко противопоставлены миру вещей. На первый план выдвигались идеи вещей существующие где-то в недосягаемых небесах, а вещи оказывались брошенными в мир без всякого их идейного наполнения. По мнению Аристотеля, в реальном бытии совершенно невозможно оторвать одно от другого и устанавливать резкое противопоставление вещей и идей. Таким образом, Аристотель сам не отрицал роли идей в осмыслении материального мира, но, становясь на путь критик крайнего идеализма, свое собственное учение об идеях пытался использоватьисключительно ради жизненных целей и ради понимания всей  действительности как художественного произведения, пронизанного глубочайшим идейным смыслом Аристотель создает первую в истории систему логики – силлогистику, главную задачу которой он видит в установлении правил получения достоверных выводов из определенных предпосылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многи веков служила главным средством научного доказательства Небывалый размах и расцвет философской мысли Платона   и Аристотеля всегда соединялся у них с весьма  активной   политической деятельностью.   Как истые греки,  они были   бесконечно преданы своим патриотическим интересам и всеми   силами хотели   сохранить   Грецию  именно   периода ее  классики. Но уже тут им  пришлось  столкнуться  с  весьма   суровой судьбой греческого классического полиса,  быстро   шедшего к своей неминуемой гибели.  Система политических  взглядов изложена у Аристотеля  более богато и развернуто, чем у Платона.   В  трудах   Аристотеля можно  найти описание около 420 существовавших   в его  время  законодательных  систем  и  государственны устройств. Аристотель,    в   отличие   от  Платона,   не   замыкается н построении     какого-то     наилучшего   государственного устройства,   а рассматривает  основные   принципы функционирования государства,  описывая при этом   несколько типов  как положительных,  так и отрицательных,   по его мнению, государственных систем. Платон в свою очередь был   убежден,    что существует  абсолютная   истина, и весь трагизм его положения заключается  в том,   что он  верил  в немедленное и всестороннее осуществление   этой истины.   Будучи   именно   реставратором   погибшей   старины, Платон  хоте оставаться  и  фактически  всегда   оставался по преимуществу  идеологом греческой  классики   давнего периода греко-персидских войн. Гармония человеческой    личности,     человеческого   общества и всей  окружающей человека  природы – вот   постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его творческого пути. Творчество античных  философов Платона и Аристотеля   представляет интерес еще и потому,  что они имели редкую возможность практически  реализовывать  свои  философские   системы. Платон приложил  немало  усилий  в  просвещении   сиракузского тирана  Дионисия Младшего,   Аристотель имел   большое влияние на  императора  Александра Македонского, был его   учителем.    Он   и   его   ученики предлагали законодательные системы для  новых  греческих  городов  и   колоний. Если подробно  изучить  биографию  Аристотеля,   можно только   удивляться,   как последовательно    и   естественно совпадали у Аристотеля его философская теория  и жизненная практика. Жизнь трагична. Но эту трагедию жизни может понимать   только тот,   кто  в  глубине  этой  трагедии  видит   не трагическую, а   чисто   эйдетическую,   или идеальную,   действительность. Судьба героев в греческой трагедии  как   раз свидетельствует о наличии высших основ жизни, которые   только и   способны    осмыслить    трагическую судьбу   действительности. И  Аристотель  доказал  это как в своей философской теории,  так и в своей практической  жизни  и   деятельности, для него  и  сама  смерть оставалась актом  мудрости и невозмутимого спокойствия. Идейный порыв,      принципиальная    настроенность,   самоотверженное служение   идеалу —  все  это  на  целые   тысячелетия сделали     философии Платона  и  Аристотеля   необходимыми. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но   истина для   него дороже.

                             Основные работы Платона                            

Мы  являемся   обладателями   23  подлинных  диалогов   Платона, одной  речи под  названием  «Апология Сократа»,   22 приписываемых  Платону диалогов,  13 писем,  многие из   которых считаются подлинными.        К раннему  периоду, начиная  со  смерти  Сократа и   заканчивая первой поездкой Платона в Сицилию,  то есть  с   399 года до 389-387 годов до н.э., относят: защитительную   речь Сократа на суде,  так называемую «Апологию Сократа», «Критона», «Протагора»,  1-ю   книгу  «Государства»,   «Лахета», «Лисия»,«Парменида». К переходному  периоду  относят  написанные в 80-е   годыдиалоги: «Ион», «Гиппий больший», «Гиппий меньший»,   «Горгий», «Менон», «Кратил», «Евтидем», «Менексен».        К зрелому  периоду творчества, то есть к 70-60 годам   IV века  до  н.э.,   диалоги:   «Федон»,  «Пир», «Федр»,   «Теэтет», «Тимей»,   «Критий»,   «Парменид»,    «Софист», «Политик», «Филеб», «Государство» (2-10 книги). Наконец, к 50-м годам относятся написанные только в   черновом виде  и  переписанные  набело одним из ближайших   учеников Платона – Филиппом Опунтским – «Законы».

Аристотеля                       

1. Учение о бытии: «Метафизика» (О «первой философии»), «Физика», «О небе»,

«О  возникновении и уничтожении»;

2. Логика: «Категории», «Об истолковании»,  «Первая Аналитика», «Вторая   Аналитика», «Топика»;

3. Психология: «О душе»;

4. Этика: «Этика Никомахова», «Этика Эвдемова», «Большая этика»;

5. Учение об искусстве: «Поэтика»,  «Риторика»;

6. Политические учения: «Политика»;

7. История: «Афинская полития»;

8. Естественнонаучные труды: «Метеорологика», «О частях животных», «О происхождении животных», «История животных». Кроме сочинений,  дошедших до нас полностью (если не   говорить, насколько  они  передают первоначальный текст),   сохранились фрагменты   ещё   пятидесяти   с    небольшим сочинений.

 


[1] И.Т.Фролов Введение в философию, Москва, 1989. Стр. 78-79.

     [2] В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, 1999. Стр. 8-9.

     [3] А.Н.Чанышев Курс лекций по древней философии, М, 1981г. Стр. 36.

     [4] В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, 1999. Стр.  24.

     [5] И.Т.Фролов Введение в философию, Москва, 1989. Стр. 113-114.

     [6] В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, 1999. Стр. 58.

                     Список используемой литературы:                    

1.                 В.Ф.Асмус «Античная философия», Москва, «Высшая школа»,

1999г.

2.                 И.Т.Фролов Введение в философию, Москва, Издательство

политической  литературы, 1989г.

3.                 А.Н.Чанышев Курс лекций по древней философии, Москва, 1981г.

 

 

 

 

 

 

 

2.Филосовские  взгляды Демокрита

 

    


Информация о работе Античная философия