Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:12, контрольная работа

Описание работы

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет - с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно - она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.

Содержание работы

1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы.
2. Философия Сократа.
5. Основные идеи философии Платона и Аристотеля.

Файлы: 1 файл

философия2.docx

— 64.65 Кб (Скачать файл)

На окраине Афин Аристртель создал собственную школу, названную Ликеем (следуя этому названию, позже словом “лицей” стали называть привилегированные  учебные заведения). Это была крытая галерея где Аристотель, обычно прогуливаясь, вел занятия. “Правильно думают те —говорил Аристотель своим ученикам — кому представляется, что душа не может существовать без тела и  не является телом”.

Кто же имелся в виду под теми, кто  “правильно думают”? Очевидно, что  не натурфилософы, для которых душа—это тончайшее тело. Но и не Платон, считавший  душу паломницей, странствующей по телам и другим мирам. Решительный  итог размышлении Аристотеля : “Душу  от тела отделить нельзя” противоречил взглядам Платона на прошлое и  будущее души. Выходит, что, “правильным” Аристотель считал собственное понимание, согласно которому переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. “Сказать, что душа гневается;—писал он,—равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома”.

Аристотель был не только философом, но и исследователем природы. Одно время  он обучал наукам юного Александра, Македонского” который впоследствии приказал отправлять своему старому  учителю образцы растений и животных из завоеванных стран.

Накапливалось огромное количество фактов—сравнительно-анатомических, зоологических, эмбриологических и  других, ставших опытной основой  наблюдения и анализа поведения  живых существ. Обобщение этих фактов, в первую очередь биологических, стало основой психологического учения Аристотеля и преобразования главных объяснительных принципов  психологии: организации, закономерности и причинности.

Уже сам термин “организм” требует  рассматривать его под углом  зрения организации, то есть упорядоченности  целого для достижения какой-либо цели или для решения какой-либо задачи. Устройство этого целого и его  работа (функция) нераздельны. “Если  бы глаз был живым существом—его  душой было бы зрение”,—говорил Аристотель . Душа организма—это его функция, работа. Трактуя организм как систему” Аристотель , выделял в нем различные  уровни способностей к деятельности. Понятие о способности, введенное  Аристотелем , было важным новшевством, навсегда вошедшим в основной фонд психологических знаний. Оно разделяло  возможности организма, заложенный в нем психологический ресурс и его практическую реализацию. При  этом намечалась схема иерархии способностей как функций души: а) вегетативной (она имеется и у растений), б) чувственно-двигательной (у животных и человека), в) разумной (присущая только человеку). Функции души становились  уровнями ее развития.

Тем самым в психологию вводилась  в качестве важнейшего объяснительного  принципа идея развития. Функции души располагались в виде “лестницы  форм”, где из низшей (и на ее основе) возникает функция более высокого уровня. Вслед за вегетативной (растительной) функцией формируется способность  ощущать, на ее основе развивается способность  мыслить. При этом в развитии каждого  человека повторяются те ступени, которые  прошел за свою историю весь органический мир (впоследствии это было названо  биогенетическим законом).

Различие между чувственным  восприятием и мышлением было одной из первых психологических  истин, открытых древними. Аристотель , следуя принципу развития, стремился  найти звенья, ведущие от одной  ступени к другой. В своих поисках  он открыл особую область психических  образов, которые возникают без  прямого воздействия предметов  на органы чувств. Сейчас эти образы принято называть представлениями  памяти и воображения (в терминологии Аристотеля — “фантазии”). Эти образы подчинены открытому опять-таки Аристотелем механизму ассоциации—связи представлений. Объясняя развитие характера, он утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или  иные поступки.

Учение о формировании характера  в реальных по” ступках, которые  у людей как существ “политических” всегда предполагают нравственное отношение  к другим, ставило психическое  развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.

Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый смысл  основному принципу научного объяснения — принципу причинности (детерминизма). Среди различных типов причинности  Аристотель выделил особую целевую  причину или “то ради чего совершается  действие”, ибо, согласно Аристотелю, “природа ничего не делает напрасно”. Конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход. Психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и  неизбежного будущего (то, что должно произойти, определяется происходящим сейчас).

Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля — это не особая сущность, а способ организации  живого тела, представляющего собой  систему; душа проходит разные этапы  в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует  на тело в данный момент, но сообразовываться с будущей целью.

Аристотель открыл и изучил множество  конкретных психических явлений. Но так называемых “чистых фактов”  в науке нет. Любой факт по разному  видится в зависимости от теоретического угла зрения, от тех категорий и  объяснительных схем, которыми вооружен исследователь. Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил совершенно иную сравнительно с предшественниками  картину устройства, функций и  развития души.

В заключение данной работы необходимо отметить, что "в лице Платона  и Аристотеля древняя греческая  философия достигает высшего  процветания: здесь мы имеем все  существенное, что было выработано гением греческого ума как и в научном отношении, так и относительно вопросов жизни".

Учение Платона об идеях и  Аристотеля о формах это классический гносеологический рационализм, т.к. оба  объясняют происхождение знаний посредством разума. Каждое учение имеет свои слабые и сильные стороны.

Поскольку теория Платона утверждает, что наши понятия это копии  оригиналов идей, то его гносеологическое учение можно охарактеризовать как  рационалистический реализм.

Платоновское рациональное объяснение происхождения наших знаний гениально, и никакая другая рациональная гносеология  не сказала большего. Для объяснения же механизма познания, Платон вынужден был допустить существование  умозрительного мира идей, и предложил  некую мифологему (т. е. философское  соображение художественного характера). У Платона наш разум работает интуитивно, сталкиваясь с копиями  идей и соотнося их с копиями идей забытых, которые душа запечатлела, пребывая в умозрительном мире.

Слабость его теории двух миров  заключается в том, что нельзя доказать реальность умозрительного мира. Платон невероятное объясняет еще  более невероятным.

Рационализм же Аристотеля имеет несколько  иной характер и может быть классифицирован  как рационалистический идеализм, т.к. понятие у него не копия идеи, а творческое действие ума. Именно, невозможность даже для сверхгениального Платона дать убедительное для здравого смысла объяснение по вопросу об оригиналах понятий, заставила Аристотеля фактически отвергнуть учение Платона и прийти к заключению, что идеи находятся  в вещах, а извлекаемое понятие  не копия, а продукт умственного  творчества.

Хотя внешне теория Аристотеля, приближается к здравому смыслу, удобна для понимания, внутренне она еще менее правдоподобна  платоновской. Кроме указанных выше двух противоречий его теории следует  добавить следующее соображение: допустим, что разум извлекает общие  признаки из предметов и формирует  понятие, но откуда у ума критерии определения общих признаков? Откуда в уме эта мысль об общности, которая предваряет эту работу?

По сути получается, что Аристотель дает лишь только видимость объяснения вопроса о прохождении знаний.

 

 

 

Литература

Асмус В.Ф. Античная философия.-М.:, 1975.

Богомолов А.С. Античная философия. - М.:, 1985.

Богомолов А.С. Становление античной диалектики. - М.:, 1982.

Вернан  Ж.-П. Происхождение древнегреческой  мысли. Пер. с фр.

М.:, 1988

Кессиди Ф.Х. Сократ. - М.:, 1976.

Лосев А.Ф. История античной философии. - М.:, 1989.

Нерсесянц B.C. Сократ. - М.:, 1977 .

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник  для вузов. М.:,1999.

 

 


Информация о работе Античная философия