Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

В данной работе рассматриваются основные принципы «педагогики культуры» выдающегося философы и педагога ХХ века С.И.Гессена, претворение основных положений «неокантианства» в целостной философско - педагогической концепции, анализируется взаимодействие личности и культуры в образовании с точки зрения приоритетных ценностей и целей, а также возможные выходы их «культурного кризиса эпохи» через творческое саморазвитие личности в образовании, не утратившие своей актуальности и ХХI веке.

Содержание работы

Введение
Глава1. Становление философских и педагогических воззрений С.И. Гессена
Глава 2 . Развитие философско-педагогической концепции С. И. Гессена в «зарубежный» период
Глава3. Философия образования как социокультурное учение С. И. Гессена
Глава 4. Аксиологические основы «педагогики культуры» С. И. Гессена как пути выхода из культурного кризиса эпохи
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

gessen_referat_po_pedagogikev_dannoy_rabote_rassmatrivayutsya_osnovnye_principy.docx

— 109.80 Кб (Скачать файл)

Многие ее положения окажутся в дальнейшем близки философско-педагогической концепции С. И. Гессена. Особенно важное влияние оказывает на него книга  П. Наторпа «Философия как основа педагогики» , к которой он часто  обращается в своих «Основах педагогики», соглашаясь или полемизируя.

 С. И. Гессен входит  в круг философов школы Г.  Риккерта 

Центральными фигурами фрейбургской (или баденской) школы неокантианства, последователем которой считал себя и С. И. Гессен, были В. Виндельбанд  и Г. Риккерт.

В. Виндельбанд  ориентируется  на комплекс гуманитарных дисциплин, прежде всего исторического цикла. Соответственно, основополагающими для фрейбургской школы становятся  понятия «значимость» и «ценность». Философия трактуется прежде всего как учение о ценностях, что оказывается затем принципиально  важным как для философской, так  и для образовательной концепции  С. И. Гессена.

В.Виндельбанд выступает против традиционного разделения научных дисциплин на науки о природе и науки о духе, основанное на противопоставлении их предметных областей. Согласно В.Виндельбанду, следует классифицировать науки в соответствии не с предметом, а с методом, особым для каждого типа наук, а также их специфическими познавательными целями.

Таким образом, он выделяет два типа наук, и, соответственно, два  метода: 1) науки, отыскивающие общие  законы – господствующий в них  тип познания и метод «номотетический» (основополагающий); 2) науки, описывающие  специфические и неповторимые события  – тип познания и метод «идиографический» (т. е. фиксирующий особенное, индивидуальное) 13

Однако решающую роль в  становлении молодого ученого сыграл, безусловно, Г. Риккерт.  С. И. Гессен переходит под его научное  руководство во Фрейбург, где занимается в течение шести семестров (1906 – 1909 гг. ).

Г. Риккерт стремился уточнить и развить  методологические различия Виндельбанда. Теория познания в его  философской системе перерастает  в учение о ценностях. Концепция  Г. Риккерта основана на противопоставлении ценностей и бытия, представляющих собой два царства.

Для Г. Риккерта значимость ценностей, отнесенность индивида к  ценностям «суть наивысшие проявления свободы человеческой личности» 14 Наряду с миром действительного, миром бытия человек свободно и творчески созидает мир должного, значимого.

Подтверждением смысла значения ценностей становится «сама личность, во всей сложности ее социальной связанности; ценность же, в силу которой она  становится благом, есть свобода внутри общества или социальная автономия»15  С. А. Ненашева в своем исследовании  классифицирует марбургское неокантианство как трансцендентально-онтологическое направление, а баденское – как трансцендентально-психологическое 16

К началу ХХ века неокантианство оформилось в господствующее течение  философской мысли в университетах  Германии, его влияние стало проникать  за пределы страны. Оно являло собой  наиболее оформленную, разработанную  и авторитетную философскую систему, сочетающую в себе и достижения немецкой классической философии, и успехи современной  науки.

Университетский период в  творчестве С. И. Гессена является не столько временем ученичества, сколько  временем его окончательного становления  как интересного и оригинального  философа, первым этапом его научной  деятельности.  

Восприняв неокантианский научно-понятийный аппарат, основную проблематику, прежде всего гносеологическую, С. И. Гессен критически осмысляет и творчески  развивает ее в своей последующей  философско-педагогической деятельности: «возвратившись в Россию, он обогатил идеи западной педагогики российской ментальностью, вскрыл весь потенциал  русской педагогической мысли в  лице Толстого, Ушинского, Лесгафта и  др. » 17

Анализируя наиболее существенные идеи учений П. Наторпа, Г. Риккерта, В. Виндельбанда и других немецких неокантианцев, русские мыслители и, прежде всего, безусловно, С. И. Гессен, с одной  стороны уточняли специфику проблемного  поля национального типа философствования, с другой – стремились если не рационализировать, то тем не менее «гносеологизировать» собственные философские построения в соответствии с требованиями современной  философии, несмотря на «всеобщее критическое  отношение в русском идеализме  к субъективизму и неокантианству»18 , русскими философами осознавалось то, что «Кант и немецкий идеализм не есть случайный эпизод в истории человеческой мысли, а необходимая ступень, через которую необходимо пройти, которую нужно преодолеть, чтобы построить нечто новое»19. Как справедливо отмечает в своем исследовании С. Ненашева, «критическое обращение к философии немецкого неокантианства стимулировало русскую философскую мысль в процессе национальной самоидентификации» 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Развитие философско-педагогической концепции С. И. Гессена в «зарубежный» период

«Зарубежный» период в  жизни и творчестве С. И. Гессена, занимающий почти три десятилетия  вплоть до его смерти в 1950 году, - это  время, когда к нему приходит мировая  известность как к выдающемуся  историку и теоретику педагогики. Философский и педагогический опыт ученого, накопленный в предыдущие десятилетия, оформляется в целостную  систему педагогических взглядов, выраженных, прежде всего, в его фундаментальной  работе «Основы педагогики» (1923). При  этом созданная им образовательно-философская  концепция продолжала развиваться  и обогащаться на протяжении всей его творческой деятельности, что  позволяет говорить об определенной эволюции его философско-педагогических воззрений.

Активная и многообразная  научная, общественная, педагогическая, просветительская, организаторская  деятельность С. И. Гессена в эти  годы поражает не только широтой географического  охвата (Берлин, Прага, Лондон, Варшава, Париж, Лодзь и др. ), но, прежде всего, многоохватностью проблематики и разносторонностью  решаемых им задач. В поле зрения С. И. Гессена находится и опыт мировой  педагогики – от Платона до сравнительного анализа современных педагогических концепций Дж. Ломбардо-Радиче, Г. Кершенштейнера, Д. Дьюи и многое другое; и задачи образования и воспитания юношества; и вопросы организации школьной жизни, самоуправления, применения как  традиционных, так и новых форм и методов обучения; и вечные, глобальные проблемы соотношения национального  и общечеловеческого, индивидуального  и коллективного, культуры и религии.

 Творческим достижением  является написание и издание  «Основ педагогики». Этот фундаментальный  труд, вскоре принесший С. И.  Гессену европейскую известность,  являясь, с одной стороны, осмыслением  наработанного педагогического  опыта и интеграцией накопившегося  теоретического материала, представляет, с другой стороны, и наиболее  полное отражение философской  системы мыслителя. 

Определяя основную задачу книги как «возможность явить  практическую мощь философии и показать, что самые отвлеченные философские  вопросы имеют практическое жизненное  значение, что пренебрежение философским  знанием мстит за себя в жизни  не менее, чем игнорирование законов  природы» 21 С. И. Гессен стремится даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возвести к чисто философским проблемам. Как утверждает автор, хотя он и стремился ограничить изложение чисто философских проблем минимумом, необходимым для решения стоящих в центре книги педагогических вопросов, «логика исходной точки зрения сама собой привела к тому, что в ней оказались затронуты все те вопросы, которые составляют обычный предмет рассмотрения так называемых «введений в философию» 22

Круг проблем, разрабатываемых  в «Основах педагогики», чрезвычайно  широк. Прежде всего, это обоснование  педагогики как прикладной философии  через понятия культуры, цивилизации, гражданственности и образованности.

С. И. Гессен создает цивилизационную  концепцию «диалога культур» как  методологию историко-культурологического  анализа различных парадигм воспитания, их эволюции взаимосвязей, выявления  целостной педагогической картины  мира. Ученый считает, что подобный подход позволяет объяснить механизмы  взаимодействия культур, «борьбы в  среде культурных ценностей эпохи»23 Результатом подобного подхода является созданная им в «Основах» «педагогика культуры», центральными категориями которой являются ценность и личность.

Учение о личности у  С. И. Гессена складывается из ряда положений, главное среди которых – «личность  обретается только через работу над  сверхличными задачами» 24«Могущество индивидуальности, –пишет С. И. Гесссен, - коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникаются душа и тело, и которые просвечивают в них, как задания его творческих устремлений» 25 В. В. Зеньковский отмечает близость этого положения учению о личности Вл. Соловьева, подчеркивая при этом и их разницу: «для Соловьева было два «просвечивающих» в эмпирическом человеке начала: добро и зло; у Гессена же (как дальше и у Г. Гурвича) «духовный» мир всегда мыслится как добро»26

По мнению самого С. И. Гессена, задача философской педагогики выполнена  в книге лишь наполовину, так как  в ней изложена только прикладная этика и философия права, а  также прикладная логика, «поскольку она представляет собой только первый том, который со временем должен быть дополнен изложением философских начал  художественного, хозяйственного и  религиозного образования»27

Теория нравственного  и правового образования излагается С. И. Гессеном подробно и глубоко: от четкого определения целей и  задач нравственного образования  – развитие свободы и личности, до разработки основных ступеней нравственного  образования: аномии (или теории дошкольного  образования); гетерономии (или теории школы) с подробным анализом понятий  «авторитет», «свобода», идей трудовой школы; автономии (или теории внешкольного образования как свободного самообразования).

Таким образом, С. И. Гессен соотносил  образовательные слои со ступенями  индивидуального развития личности. Вслед за И. Г. Песталоцци он различает  три состояния человеческого  бытия: естественное, социальное и нравственное, и определяет их как аномию (беззаконие), геретономию (чужезаконность) и автономию (самозаконность). Каждое из состояний, по мнению ученого, является господствующим в определенном возрасте как определенного  индивида, так и для общества в  целом.

Особое место в гессеновской концепции занимает теория научного образования. Не ставя целью ее полный и всестороний анализ, остановимся  лишь на ее основополагающем понятии  – методе.

Термин «научное образование» в трактовке С. И. Гессена означает тот вид образования, цель которого есть наука, или знание, а в более  всеобъемлющей категории – Истина. С. И. Гессен противопоставляет его  более ранней трактовке как «умственного», ибо справедливо отмечает, что  в научном образовании речь будет  идти о воспитании человека в целом. Не только его умственной способности, но и воли, фантазии, энтузиазма и  даже определенных навыков тела.

Ведущим понятием в научном  образовании становится научный  метод. Формирование и значение его  дано С. И. Гессеном через сравнительный  анализ разнообразных современных  теорий научного образования, среди  которых выделяется два основных течения, резко противоположных  друг другу и различающихся прежде всего по своим целям. Это антиномия  формального и реального образования. Представленная схема наглядно представляет их основные противоречия:                          

 

 

Формальное образование

Реальное образование

Цели и задачи

Развитие способности  формального мышления. Человек, умеющий  рассуждать, обладает орудием приобретения сведений

Сообщение полезных сведений, обладая которыми человек сможет ориентироваться в жизни и  быть полезным членом общества

Преобладающие предметы преподавания

Формальные науки: грамматика, математика, логика, древние языки  и т. п. , то есть всякого рода теория, содержание которой дедуцируется из немногих аксиом

Реальные предметы: естествознание, новые языки, прикладная математика, а также совокупные предметы («природоведение» = астрономия + физика + химия + ботаника + зоология), «родиноведение» = история + статистика + этнография + политическая экономия

Задачи учителя и учебной  книги

Дисциплинировать мышление ученика, излагать принципы и исправлять ошибки. Учебник должен быть кратким  конспектом правил мышления.

Основа – задачник

Сообщение сведений и наиболее удобопонятное изложение предмета. Учитель превосходит учебник  только по степени наглядности, живости  и интересности

Контроль работы

Письменные работы, решение  задач, экстемпоралии

Опрос и экзамены

Недостатки

Оторванность школы от жизни, наличие готовых схем, правил и приемов рассуждения, которые  оказываются беспомощными, когда  требуется находчивость и инициатива

Сведения быстро забываются, устаревают. Они бесконечно разнообразны, поэтому не зная точно, как сложится жизнь ученика, совершенно немыслимо  выделить именно то, что действительно  пригодится в жизни.


 

 

В этой педагогической антиномии  С. И. Гессен видит отражение более  глубокой философской антиномии  гносеологии, т. е. теории знания, питающей собою борьбу дидактических воззрений. Это педагогическое отражение философского противоречия рационализма и эмпиризма.

Эта антиномия уже нашла  свое разрешение в чистой философии  в направлении критицизма. Преодоление  противоположности достигается  не путем чисто механического  соединения противоборствующих утверждений, а обнаружением их общей ошибки, которая заключается в ложной предпосылке неразличения вопросов о значении и смысле знания и о  его происхождении. Только первое, по мнению основателя критической философии  Канта, есть задача теории знания, второе же – дело психологии.

Информация о работе Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена