Административные методы государственного регулирования экономики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 00:02, контрольная работа

Описание работы

Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. Задачами исследования являются: рассмотрение направления социальной политики, социальной защиты и социальной помощи населению. А так же изучить динамику и структура денежных доходов и расходов населения Беларуси и дифференциацию доходов.

Содержание работы

Введение 2
Динамика и структура денежных доходов и расходов
населения Беларуси. 3
1.2. Дифференциации доходов 5
2. Уровень и качество жизни населения:
понятие, основные показатели 9
3.1. Направления социальной политики в РБ 12
3.2. Социальная защита и социальная помощь населению 14
Заключение 18
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрльная НЕП 27 вариант.docx

— 102.56 Кб (Скачать файл)

Чем больше кривая Лоренца  отклоняется от линии абсолютного  равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы. Так, пунктирная кривая характеризует большую  неравномерность распределения  дохода, чем сплошная кривая распределения.

В реальной жизни пределом натяжения «лука» Лоренца (по некоторым  оценкам) считается момент, когда  на долю беднейших 40 % населения приходится 12-13 % общей суммы доходов семей  страны, а разрыв в уровнях доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного  населения начинает превышать 10 раз. Эта ситуация считается границей социальной стабильности.

Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца  к половине площади квадрата называется коэффициентом Джини, который был  выведен итальянским экономистом  Коррадо Джини (1884-1965гг.). Он варьируется от 0 до 1, и чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с  линией ОЕ, доходы в обществе распределены абсолютно равномерно. При значении коэффициента, равном 1, кривая Лоренца представлена линией ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов.  Абсолютное неравенство — это гипотетический случай, когда все население не имеет доходов, кроме одного человека или одной семьи, которые получают весь доход. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни 0, ни 1, однако считается, что его значение, большее, чем 0,4 (40), отражает достаточно высокую степень расслоения общества.

Однако, по мнению некоторых  ученых, дифференциация населения Беларуси гораздо выше, поскольку крайние  интервалы фактических распределений  не включают группы населения с наивысшими скрытыми доходами, а также группы с минимальными доходами — безработных, беженцев, лиц, вышедших из мест лишения  свободы.

В условиях глобализации и  удешевления доступа к информации, расширения возможностей ее получения  в мире происходит процесс осознания  глобального неравенства. Люди все  больше узнают о международных различиях  в доходах и уровнях жизни, что делает дифференциацию по странам  все более деструктивной —  и опасной, поскольку это может  дестабилизировать процесс развития мирового хозяйства и вызвать  конфликты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Уровень и  качество жизни населения: понятие,  основные показатели

Под уровнем жизни понимается уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления.

Существует верхний уровень потребностей, который исторически подвижен, поскольку зависит от знаний, уровня культуры и так или иначе обусловлен развитием производства, науки и техники.

Одновременно существует низший уровень необходимых потребностей, в качестве которого может быть задан минимум средств существования, обеспечивающих жизнедеятельность человека в конкретных исторических условиях.

Набор потребительских товаров  и услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей человека, называетсяпотребительским бюджетом. 

В зависимости от состава потребностей и нормативов потребления различают оптимальный, рациональный и минимальный потребительские бюджеты.

Под минимальным потребительским бюджетом понимается стоимостная величина расходов на приобретение благ, структура и уровень потребления которых необходимы для полного воспроизводства неквалифицированной рабочей силы.

Рациональный  потребительский бюджет определяется на основе таких норм потребления различных благ, которые общество признает разумными, учитывая достигнутый уровень развития экономики в той или иной стране.

Оптимальный потребительский  бюджет предполагает такой состав благ и такие нормы их потребления, которые максимально возможны в связи с достигнутым уровнем развития науки и техники в мировом обществе.

Потребительские бюджеты  рассчитываются в среднем на семью  или на душу населения. Кроме того, минимальные потребительские бюджеты  разрабатываются для пенсионера и пенсионерки, студента и студентки, мужчины в трудоспособном возрасте, женщины в трудоспособном возрасте, а также мальчиков и девочек  в разных возрастных группах.

Наиболее представительной семьей в Республике Беларусь на начало 90-х годов была семья, состоящая  из 4-х человек: два взрослых и  два разнополых ребенка. Для такого состава семьи и разработан минимальный  потребительский бюджет в Беларуси, на основе которого рассчитывается потребительский бюджет в среднем на душу населения как частное от деления на четыре его стоимости.

Натурально-вещественная структура  потребительских бюджетов формируется  на основе системы потребительских  корзин.      

Потребительская корзина – это научно обоснованный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека.

Потребительские блага, составляющие потребительские корзины бюджетов, делятся на три основные группы:

  1. предметы разового потребления, срок использования которых ограничивается одним годом (продукты питания, одежда, обувь и т.п.);
  2. предметы длительного пользования, потребляемые в течение ряда лет (товары культурно-бытового назначения, мебель и т.п.);
  3. услуги, производство и потребление которых происходит одномоментно (потребление тепла, электроэнергии и т.п.).

Потребительская корзина  минимального потребительского бюджета  в Республике Беларусь содержит следующее:

  • питание, включая хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сливочное масло, рыбу и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, др. продукты;
  • одежду, белье, обувь;
  • лекарства, предметы санитарии и гигиены;
  • мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
  • жилье и коммунальные услуги;
  • культурно-просветительские мероприятия и отдых;
  • бытовые услуги, транспорт, связь;
  • содержание детей в дошкольных учреждениях.

Существует два подхода  к определению структуры и  норм потребления в потребительских  бюджетах 

– нормативный - расходная часть потребительских бюджетов формируется с помощью научно обоснованных норм сбалансированного потребления товаров и услуг. 

-  статистический - состоит в изучении поведения потребителей как статистической совокупности, на основе анализа которой выявляются структуры потребления так называемых опережающих групп (например, группы с более высоким или, напротив, с более низким доходом, может быть группы с наиболее высоким культурно-образовательным уровнем или какой то профессиональной группы и т.п.).

Качество жизни представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей.

Качество жизни имеет  две стороны: объективную и субъективную.  

Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы потребностей людей, по соотношению  с которыми можно объективно судить о степени их удовлетворения.

С другой стороны, потребности  людей индивидуальны и степень  их удовлетворения могут оценить  только сами субъекты. Они не фиксируются  какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в  сознании людей и, соответственно, в  их личных мнениях и оценках.

Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов; удовлетворенность  качеством жизни самих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. 1. Направления  социальной  политики  в  РБ

Социальная политика –  деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для  обеспечения достойного уровня жизни  всех слоев общества, каждого человека.

  • Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.
  • Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.
  • Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.

Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики:

 – стимулирующую, т.е. стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте.

- стабилизирующую - достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп.

Социальная политика базируется на ряде принципов.

  • Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости).
  • Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами.
  • Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.
  • Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.
  • С точки зрения субъектов социальной политики, выделяют два ее уровня – общегосударственный и региональный.
  • Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой.

На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального  развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются  минимальные социальные гарантии в  области оплаты труда, пенсионного  обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального  обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.

Региональная социальная политика предназначена для обеспечения  удовлетворения потребностей жителей  конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера.  На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в регионе, а также региональные социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Социальная  защита и социальная помощь населению. 
 Создание эффективной системы социальной защиты населения является важнейшим направлением социальной политики.

Причины снижения уровня социальной защищенности условно можно подразделить на две группы:

  • личного характера (полная или частичная потеря трудоспособности в связи с инвалидностью, временная потеря трудоспособности в связи с заболеванием, увеличением состава семьи, потери кормильца, вынужденный переход на нижеоплачиваемую работу, вынужденная миграция);
  • порожденные системными изменениями социально-экономических отношений (снижение реальных доходов в результате инфляции, спада производства, уменьшении доли ВВП, направляемого на потребление, рост безработицы).

Таким образом, под социальной защитой понимается защита человека либо определенных групп населения  от социальных рисков, связанных с  утратой трудоспособности и/или  потери дохода, необходимого для обеспечения  средств к существованию. К таким рискам относятся: беременность и роды, содержание детей, болезнь и инвалидность, старость, смерть человека, потеря кормильца, безработица, трудовое увечье.

Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной  ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.

Основополагающим документом по вопросам социальной защиты в международном  праве является Конвенция Международной  организации труда № 102 о минимальных  нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году.

Информация о работе Административные методы государственного регулирования экономики предприятия