Административные методы государственного регулирования экономики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 00:02, контрольная работа

Описание работы

Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. Задачами исследования являются: рассмотрение направления социальной политики, социальной защиты и социальной помощи населению. А так же изучить динамику и структура денежных доходов и расходов населения Беларуси и дифференциацию доходов.

Содержание работы

Введение 2
Динамика и структура денежных доходов и расходов
населения Беларуси. 3
1.2. Дифференциации доходов 5
2. Уровень и качество жизни населения:
понятие, основные показатели 9
3.1. Направления социальной политики в РБ 12
3.2. Социальная защита и социальная помощь населению 14
Заключение 18
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрльная НЕП 27 вариант.docx

— 102.56 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                     2 

      1. Динамика и структура денежных доходов и расходов

 населения  Беларуси.                                                                            3 

               1.2.    Дифференциации доходов                                                          5

              2.       Уровень и качество жизни населения:

               понятие, основные показатели                                                          9

              3.1.    Направления  социальной  политики  в  РБ                     12

             3.2.    Социальная  защита и социальная помощь населению 14

Заключение                                                                                          18

Список литературы

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности.

Социальная политика, с  точки зрения функционирования экономической  системы, играет двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных  условий в социальной сфере становится главной целью экономической  деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической  деятельности. Чем выше достигнутая  ступень экономического развития, тем  выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это  требует дальнейшего развития социальной сферы.

Целью государственной социальной политики является обеспечение системы  мер по улучшению условий жизни  и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального  неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан. И  экономическая наука призвана дать теоретическое обоснование реформирования социальной политики государства, оценить  достоинства и недостатки различных  вариантов этих преобразований.

Задачами исследования являются: рассмотрение направления  социальной  политики ,социальной  защиты  и социальной помощи населению. А так же изучить динамику и структура денежных доходов и расходов населения Беларуси и дифференциацию доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Динамика и структура денежных доходов и расходов населения Беларуси.  
 Регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности. Денежные доходы населения включают оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; доходы от продажи иностранной валюты и др. 

Реальные денежные доходы — это денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги. 
В 2003 г. денежные доходы населения составили около 25 421 млрд р. (в 2000 г. — 6011 млрд р.), в том числе оплата труда — 12 550 млрд р. (49,2 %), социальные трансферты — 4604 млрд р. (18,1 %), доходы от собственности — 412 млрд р. (1,6 %), доходы от предпринимательской деятельности и другие — 7897 млрд р. (31,1 %). Оплата труда остается тем не менее главным фактором, влияющим на рост денежных доходов населения. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике в 2003 г. составила 253,5 тыс. р. (в 2002 г. — около 190,0 тыс. р.). Если ее среднереспубликанский уровень принять за 100 % , то выше этого уровня заработная плата в 2003 г. была в промышленности (114 %), строительстве (130 %), на транспорте (119 %) и связи (116 %), науке и научном обслуживании (130 %), в сферах финансов (185 %) и управления (142 %). Ниже среднереспубликанского уровня заработная плата была в торговле и общественном питании (76 %), отраслях социальной сферы (77—88 %): здравоохранении, образовании, культуре и др. Причем эта ситуация сохраняется с 1990 г. Общая позитивная тенденция роста доходов населения и реальной заработной платы не снимает с повестки дня необходимость более целенаправленного решения весьма сложных и острых проблем в этой сфере: 
• по-прежнему остается низкой доля оплаты труда в ВВП — 35 % в 2003 г. (36,6 % — в 2001 г.), тогда как в экономически развитых странах она составляет 50—60 %;

                                        
• реальные денежные доходы населения в 2003 г. выросли по отношению к 2002 г. лишь на 3,4 %, а реальная среднемесячная заработная плата работающих в экономике — на 3 %, что свидетельствует о медленных темпах восстановления ее главных функций — воспроизводственной и стимулирующей, которые были утрачены в кризисные годы;

 
• соотношение номинальной начисленной  среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета в 1995 г. составило 106,8 %, в 2000 г. — 126,0, в 2003 г. — 150,7 %, что говорит о недостаточной регулирующей роли МПБ.

 
  Денежные расходы  и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, проценты, уплаченные за предоставленные кредиты и др.), изменение задолженности по кредитам, покупку иностранной валюты, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах. 
 В 2003 г. денежные расходы и сбережения населения составили 25 282 млрд р., в том числе покупка товаров и оплата услуг — 18 226 млрд р. (72,1 %), оплата обязательных платежей и добровольных взносов — 2442 млрд р. (9,7 %), накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах, покупка валюты и другие расходы — 4614 млрд р. (18,2 %). В целом уровень достижения рациональных норм и нормативов потребления на душу населения по большинству товаров составляет около 60—70 % . Высокая доля потребления продуктов питания (около 50 %) в общем объеме потребления обычно ассоциируется с низким уровнем жизни населения. По данным международной статистики, нормой считается уровень расходов на питание в структуре потребительских расходов, не превышающий 30 %. 
 Сложно дать достоверную оценку уровня жизни населения без учета уровня пенсионного обеспечения, поскольку к категории пенсионеров относится четверть жителей страны. Основная суть этой одной из самых острых социальных проблем — низкие пенсии, не удовлетворяющие социальных потребностей пенсионеров, незначительная дифференциация их размеров, высокий тариф страховых взносов при недостаточности средств для финансирования пенсий приемлемого уровня. 
 Достаточно сложным было состояние системы пенсионного обеспечения и в 2001—2003 гг., что в значительной степени обусловлено общей экономической ситуацией. Солидарные пенсионные системы зависят от показателей, влияющих на формирование финансовых ресурсов — доходов населения, численности плательщиков страховых взносов, платежеспособности и платежной дисциплины предприятий и организаций. Пенсионный фонд недобирает значительную часть страховых взносов. Среди главных причин — большое число финансово неустойчивых и убыточных предприятий, нецелевое использование средств, увеличение нагрузки на пенсионную систему в результате ухудшения соотношения работников —плательщиков страховых взносов и пенсионеров (в 2003 г. оно составило 1,66). 
 С целью обеспечения своевременности выплаты пенсий Декретом Президента Республики Беларусь изменены порядок и периодичность их перерасчета в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих. Введено обязательное государственное страхование для индивидуальных предпринимателей. Эти меры позволили стабилизировать финансовое положение Фонда социальной защиты населения и обеспечить своевременность пенсионных выплат. Вместе с тем они не сняли остроту проблемы нехватки финансовых ресурсов для обеспечения заданных параметров соотношения средней пенсии по возрасту и средней заработной платы. 
 Соотношения, характеризующие уровень пенсионного обеспечения, в 2001—2003 гг. сложились следующим образом:

 
• средний размер пенсии вырос с 65 тыс. р. в 2001 г. до 114 тыс. р. в 2003 г., или  в 1,75 раза;

 
• минимальный потребительский  бюджет пенсионера увеличился за этот период с 88 до 165 тыс. р., или в 1,87 раза, т.е. рост пенсии отстает от роста  бюджета;

 
• уменьшились доля пенсии в МПБ  пенсионера с 74 до 69 %, а также соотношение  среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы с 39 до 38 %;

 
• негативные процессы в пенсионной сфере выразились концентрированно в снижении темпов роста реального  размера месячной пенсии: 122 % в 2001 г., 102 % в 2002 г. и 101,4 % в 2003 г.

 
 Очевидно, что на нынешнем этапе  дефицит средств, нерешенные проблемы экономического развития затрудняют поддержание  пенсионного обеспечения на достаточном  уровне и достижение рациональной дифференциации пенсий с учетом трудового вклада. Положение усугубляется и несовершенством  самой пенсионной системы: наличие  большого числа льгот по досрочному выходу на пенсию, использование неэффективных  механизмов формирования финансовой базы пенсионных структур и др. Действующая  национальная пенсионная система нуждается  в реформировании, поскольку далее  она не может способствовать социальной стабильности. 
 Социальной стабильности не способствуют и процессы социального расслоения по имущественному признаку, высокий уровень бедности в стране.

 

1.2 Дифференциации доходов.

Различия в уровне доходов  на душу населения или заработной платы на одного занятого называются дифференциацией доходов, или дифференциацией  заработной платы.

Дифференциация доходов (зарплаты) — явление объективное, связанное с социально-экономическими различиями в положении членов общества в сфере производства, распределения и потребления. В демократическом государстве, где политики озабочены соблюдением принципов справедливости и равенства граждан, чрезмерное богатство одних и нищета других признаются недопустимым явлением.

В современных условиях произошли  существенные изменения в получаемых населением доходах — увеличилось  их многообразие, усложнилась структура, явно проявилась тенденция к дифференциации.

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление  известно как закон Парето (Вильфредо Парето (1848-1923гг.) – итальянский экономист и социолог), согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение 80 : 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

Неравенство в доходах  можно измерить количественно, для  чего используются данные, полученные на основе выборочных бюджетных обследований домохозяйств республики. На их основании  рассчитывают:

♦модальный душевой доход  — уровень дохода, наиболее часто  встречающийся среди населения;

♦медианный душевой доход  — доход, который находится в  середине ряда распределения населения  по уровню душевого дохода, т.е. средний  доход;

♦ показатели дифференциации населения по уровню душевого дохода.

Для этого семьи ранжируются  в порядке возрастания среднедушевых  располагаемых ресурсов, а затем  делятся на группы. Различают:

а)квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся на 5 групп, каждая из которых включает 20 % всех семей. Первая квинтильная группа — это 20 % семей с самыми маленькими располагаемыми ресурсами, вторая — следующие 20 % семей и т.д. Пятая квинтильная группа — это 20% семей с самым высоким уровнем располагаемых ресурсов на одного члена семьи;

б)децильные группы, которые строятся аналогичным образом и делят домохозяйства на 10 одинаковых групп (10 %).

Степень социального расслоения населения определяется посредством  расчета ряда коэффициентов.

Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов, — это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатой части  граждан () и 10 % — наиболее бедной ():

. (1.2)

Коэффициент фондов показывает, во сколько раз доходы 10 % самых  богатых семей страны превышают  доходы 10 % самых бедных семей. Чем  выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень  дифференциации населения.

В Республике Беларусь коэффициент  фондов составляет 6,9, тогда как в  соседних странах — России, Украине, Литве и Польше — соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8.

Различают также децильный, квинтильный и квартальный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов 10 %, 20 %, 25 % самых богатых граждан к максимальным доходам 10 %, 20 %, 25 % самых бедных.

Американский экономист  Макс Лоренц (1876-1959гг.) развил закон  Парето, предложив его графическое  изображение в виде кривой распределения  доходов, или кривой («лука») Лоренца (рис.3).

% дохода

% населения

 Рис.3. Кривая («лук») Лоренца  [6, с 59]

Для этого на графике по оси абсцисс откладывают процент  семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат  — долю совокупного дохода, приходящегося  на соответствующую часть семей. Если бы доходы у всех людей были одинаковыми, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения — 15 % доходов, то кривая Лоренца заняла бы положение  линии абсолютного равенства  и превратилась в прямую. На рис.3 теоретически абсолютно равное распределение доходов иллюстрирует линия ОЕ, ее угол наклона к оси абсцисс составляет 45°.

Информация о работе Административные методы государственного регулирования экономики предприятия