Язык мимики и жестов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:01, реферат

Описание работы

На протяжении многих веков, через призму художественных эпох, искусство пыталось понять человека, его внутренний мир. Природа наделила людей богатейшей палитрой чувств и эмоций. Они в гораздо большей степени, чем взвешенная, продуманная речь, характеризуют истинное отношение людей к явлениям и объектам реального мира, духовной сферы и, прежде всего, – к другим людям. Важнейшие их проявления– мимика и жест. Именно эти феномены в структуре личности “выдают” истинное о человеке. Мимика и жест, являющиеся неречевой формой общения, а значит и невербальным общением, являются своеобразными и важнейшими элементами “языка чувств”, проявлениями природы человека.

Содержание работы

1. Введение ………………………………………………………………...............................
3
2. Виды коммуникативного общения……………………………………………………….
5
2.1. Вербальное общение………………………………………………………………
5
2.2. Невербальное общение……………………………………………………………
6
3. Мимика……………………………………………………………………………………..
7
3.1. Эмоциональная зона лица………………………………………………………...
7
3.1.1. Теоретический материал…………………………………………………...
7
3.1.2. Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с психологической точки зрения……………………………………………………………...
7
3.2. Интеллектуальная зона лица………………………………………………….......
10
3.2.1. Теоретический материал…………………………………………………..
10
3.2.2. Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с психологической точки зрения ……………………………………………………………..
11
4. Жесты…………………………………………………………………................................
13
4.1. Телодвижения и позы……………………………………………………………...
13
4.1.1. Теоретический материал…………………………………………………..
13
4.1.2. Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с психологической точки зрения ……………………………………………………………..
13
4.2. Жесты рук…………………………………………………………………………..
15
5. Заключение………………………………………………………………………………...
17
Список литературы…………………………………………………………………………..
18

Файлы: 1 файл

реферат (1) проект.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

      1. Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с психологической точки зрения

 

Если обратиться к тексту «Героя нашего времени», можно встретить  немало примеров отражения чувств и  эмоций (причем совершенно разных) именно в эмоциональной зоне лица. Давайте пронаблюдаем, что же именно испытывали герои и совпадали ли эмоции с их словами и поведением, как помогает мимика лучше понять характеры персонажей.

 

Чувство

Примеры из романа «Герой нашего времени»

Анализ 

Ненависть

«Она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали.

- Я вас ненавижу…- сказала  она.» (Мери)

Мы видим, как мастерски Лермонтов  изобразил ненависть Мери всего  лишь одним предложением. Однако утверждать, что ненависть- это единственное чувство, испытываемое Мери в данный момент, будет неверным. Ведь мы не можем с точностью сказать, что выражали ее глаза, которые «чудесно сверкали». Мы предполагаем, что на самом деле девушка по-прежнему любит Печорина.

Волнение

«Я пристально посмотрел ему  в глаза; но он спокойным и неподвижным  взором встретил мой испытующий взгляд, и бледные губы его улыбнулись…» (Вулич)

Первичная оценка мимики Вулича такова: он пытается показать, что сохраняет спокойствие, и это ему вполне удается, однако бледность губ выдает его волнение. Тем не менее, возникает несколько вопросов. Почему при описании Вулича Лермонтов так часто упоминает о бледноте его губ? Что же на самом деле кроется в загадочных улыбках Вулича? Вероятно, дело в том, что этот человек, верующий в предопределение, знает что-то, чего не знают другие, понял какую-либо истину, чувствует свою скорую смерть. Это все лишь догадки, но вполне возможно, что среди них есть и верное предположение.

Грусть

«печальная и холодная улыбка, вечно

блуждавшая на губах  его» (Вулич)

«печальная и холодная улыбка»  Вулича она выдает нам истинное о его душевном состоянии- постоянная грусть, задумчивость, отрешенность. Мы понимаем, что Вулич отличается от всех остальных, знает больше, чем другие, что у него глубокий внутренний мир, но он предпочитает не впускать в него окружающих людей.

Торжество

«Она едва могла принудить себя не улыбнуться и скрыть свое торжество» (Мери)

Мери приходится приложить большие  усилия, чтобы скрыть свои эмоции. Мы понимаем, что она пытается контролировать мимику своего лица и видим, как ей это нелегко дается.

Возмущение

«Она выдернула свою руку из моей, и щеки ее запылали» (Вера)

Опять же совпадение настоящих эмоций и мимики лица. Искренность характерна для Веры. Нами не было замечено случаев, когда ее мимика выражала отличные эмоции от тех, которые она на самом деле испытывала. Именно эта открытость, естественность- одна из причин, по которым Печорин любил Веру.

Испуг

«Она вздрогнула и побледнела» (Вера)

Смущение

1.«Она наклонила голову и слегка покраснела.» (Мери)

2.«Этот же человек, который так недавно метил себе преспокойно в лоб, теперь вдруг вспыхнул и смутился.» (Вулич)

1. В мимике Мери прослеживается  не только смущение, но и некоторое  кокетство.

2. Цвет лица выдает сильное смущение Вулича. Ранее он контролировал свою мимику, создавая образ неэмоционального, твердого человека. Теперь мы видим, насколько слова Печорина задели его, и замечаем такую черту характера, как ранимость.


 

 

Мы видим, что мимика дополняет  слово, сообщает ему оттенки, а иногда его заменяет.

Кроме того, мы поняли, как непросто, но важно узнать, какое же именно чувство испытывает герой- будет грубой ошибкой спутать хладнокровие с испугом, и, основываясь на этом, вести дальнейшие размышления. Достаточно сложно правильно толковать мимику. Часто бывает так, что герой живет под какой-нибудь «маской». Но, даже «справившись с лицом», человек редко способен контролировать выражение глаз, которые романтики не устают называть «зеркалом души». Предлагаем разобраться, действительно ли это так...

 

 

    1.  Интеллектуальная зона лица
      1. Теоретический материал

 

Еще одна из трех частей, на которые  ученые условно делят лицо человека, называется интеллектуальной зоной  лица. Она содержит в себе верхнюю часть лица, лоб, брови и глаза. Наибольший интерес для нас представляют глаза, взгляды героев. Сначала мы обратимся к теории вопроса.

Всем известно, что в глазах чётко  отражаются мыслительные процессы, их скорость и направление. Другое дело- распознать и верно понять то, что в них отражается. Оживленный взгляд, блестящие глаза даже неопытному наблюдателю скажут, что их обладатель увлечён какой-то идеей и полон энтузиазма. И наоборот, потухший взор, полуприкрытые глаза ясно говорят о подавленном состоянии человека. Но, кроме этого, глаза человека могут как «рублем подарить», так и «испепелить», смутить и поблагодарить, поддержать и «смерить». Глазами можно «съесть» или «сверкнуть», они могут быть удивленными или презрительными. "Человек- весь во взгляде своем»- говорил физиогном Делестр, и я полностью с ним согласна. Предлагаю убедиться в этом на примерах из текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

 

 

 

      1.  Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с психологической точки зрения

 

Итак, на протяжении романа «Герой нашего времени» мы встречаем следующие чувства и эмоции, выражающиеся через взгляды героев:

 

    • Восторг:

«Грушницкий, увидев меня издали, подошел  ко мне: какой-то смешной восторг блистал в его глазах»

    • Упрек:

«Она посмотрела мне в глаза  своими глубокими и спокойными глазами: в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек»

    • Досада:

«Между тем княжне мое равнодушие было досадно, как я мог догадаться по одному сердитому, блестящему взгляду»

«…несколько раз ее взгляд, упадая на меня, выражал досаду…»

    • Сдержанность:

«Во-первых, они [глаза] не смеялись, когда он смеялся!..»

    • Ревность:

«Грушницкий следил за нею, как хищный зверь, и не спускал ее с глаз»

    • Раздражение:

«…я был вознагражден взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство»

    • Беспомощность:

«-Что вам угодно?- произнесла она  дрожащим голосом, бросая кругом умоляющий взгляд»

    • Смущение:

«Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении»

    • Заинтересованность:

«Хорошенькая княжна обернулась и  подарила оратора любопытным взором»

    • Бессилие

«Она подняла на меня томный, глубокий взор и покачала головой;  ее  губы

хотели проговорить что-то - и  не  могли;  глаза  наполнились  слезами;  она

опустилась в кресла и закрыла  лицо руками»

    • Волнение:

«Она посмотрела ему в лицо, как  будто пораженная этой новой мыслию; в глазах  ее выразились недоверчивость и желание убедиться. Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля».

 

Итак, стало ясно, что глаза могут выражать внутреннее состояние человека с большой впечатляющей силой и полнотой. Не случайно слово “глаза” является самым частотным словом в ряду слов, выражающих мимику. Передавая мысли и чувства героя, глаза являются важным элементом в создании характера и социального типа.

Однако толкование взглядов и улыбок- это далеко не все, что можно использовать для оценки душевного состояния наших героев или понимания их истинных мыслей и эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Жесты

 

Жесты- это некоторые действия или движения человеческого тела или его частей, имеющие определённое значение или смысл, то есть являющиеся знаками или символами. Жесты, мимика, телодвижения человека являются точными индикаторами его душевного внутреннего состояния, мыслей, эмоций и желаний. Эти элементы играют немаловажную роль в создании художественного образа не только в литературе, но и в музыке, театре, кино, живописи и других видах творчества. Жест как средство создания художественного образа, как элемент художественного познания человека, его сознания, взаимоотношения людей, привлекал внимание многих исследователей и деятелей в различных видах искусства. Умело используя знания о значении различных жестов, можно многое узнать о психологическом состоянии героя, чем мы и займемся далее.

Язык жестов богат  на способы выражения людьми самых  разнообразных эмоций и значений, например, оскорбления, враждебности, дружелюбия или одобрения по отношению  к другим. Большинство людей используют при разговоре жесты и язык тела в дополнение к словам. Многие жесты используются людьми подсознательно. Считается, что некоторые этнические группы используют жесты чаще других, и культурно приемлемый объём жестикуляции разнится от одного места к другому. Например, один и тот же жест в Германии или скандинавских странах может быть выражен всего лишь лёгким движением кисти руки, в то время, как в Италии или Испании тот же самый жест может быть выражен размашистым движением всей руки. Широко используемые жесты включают в себя такое действие, как указывание на что-либо или кого-либо (это один из немногих жестов, чей смысл мало различается в разных странах), а также использование рук и тела синхронно с ритмами речи чтобы подчеркивать некоторые слова или фразы. Многие внешне схожие жесты имеют разный смысл в разных странах. Один и тот же жест может быть безобидным в одной стране и вульгарным в другой стране. Кроме того, даже однотипные или аналогичные жесты могут слегка отличаться в разных странах. Например, когда россиянин считает что-либо на пальцах, он как правило, загибает пальцы внутрь ладони, в то время как типичный американец, наоборот, при счёте разгибает пальцы. На Западе пальцы растопыренные в виде латинской буквы V означают победу (victory). Но до Второй мировой войны растопыренные в форме латинской V пальцы, вскинутые над собеседником, означали призыв замолчать. В Италии это оскорбительный намёк на супружескую неверность. А у нас— это «коза», то есть выражение угрозы в маргинальной среде.

 

 

 

    1. Телодвижения и позы
      1. Теоретический материал

К концу XX столетия появился новый  тип ученого-социолога -специалиста в области невербалики. Как орнитолог наслаждается наблюдением за поведением птиц, так и невербалик наслаждается наблюдением за невербальными знаками и сигналами при общении людей. Он наблюдает за ними на официальных приемах, на пляже, по телевидению, на работе - повсюду, где люди взаимодействуют между собой. Он изучает поведение людей, стремясь больше узнать о поступках своих товарищей для того, чтобы тем самым больше узнать о себе и о том, как улучшить свои взаимоотношения с другими людьми. Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными - бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня большинство людей все еще не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в их жизни.

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвислл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Большинство исследователей разделяют  мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

Информация о работе Язык мимики и жестов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»