У. Эко «Имя розы». Классические приемы постмодернизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:04, реферат

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать отражение основных принципов постмодернистской эстетики в романе "Имя розы".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….………3.
Часть I. Краткое введение в постмодернизм…………………………………………………………………….…..4.
Часть II. Обращение к жанрам массовой литературы…………………...…….…....5.
1. Развлекательная форма произведения: смех над истиной………………….……5.
2. Игра с читателем и его ожиданиями………………………………………….…...6.
3. Иронический дискурс………………………………………………………...…….7.
4. Интертекстуальность……………………………………………………………….8.
5. Мир как текст……………………………………………………………………….9.
6. Многоуровневая организация повествования…………………………………….9.
7. Концепция смерти автора………………………………… ……………………..10.
Заключение……………………………………………………………………………12.
Список источников и литературы…………………………………….……………..13.

Файлы: 1 файл

экзамен1.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

6. Многоуровневая организация повествования

Многоуровневое повествование  постмодернистов - это такой текст, которому подходит "вертикальный и  горизонтальный тип чтения" (термин Р. Барта). Согласно Барту, горизонтальный способ чтения «учитывает лишь протяженность текста и не обращает внимание на функционирование самого языка… При втором способе чтения я не пропускаю ничего: такое чтение побуждает смаковать каждое слово…, в любой точке текста оно подмечает асиндетон, рассекающий отнюдь не интригу, а само пространство языков: при таком чтении мы пленяемся уже не объемом текста, расслаивающегося на множество истин, а слоистостью самого акта означивания .»

Иными словами, многоуровневая организация повествования - это взаимодействие повествовательных планов между собой.

Так, например, детективный  план "Имени розы", расследование  убийства и поиски таинственной книги  соответствует горизонтальному  способу чтения, а прослеживание  взаимоотношений культурных цитат и образования текста - вертикальному. Роман "Имя розы" - это многоплановая структура, своеобразный лабиринт, в котором взаимосвязаны и детектив, и исторический роман, и литератуная игра с символами и цитатами. [4:38]

 С семиотической точки зрения, "неправильный" текст - тоже текст, и коль скоро он стал фактом, он включается в игру и оказывает влияние на ее дальнейший ход. Наблюдатель влияет на опыт, сыщик воздействует на преступление... Не слишком ли наш автор модернизирует ситуацию, пользуясь историческими масками для собственных рассуждений? ... Мышление этого времени насквозь пронизано символами. Мир представляется огромной книгой, смысл которой раскрывается через систему божественных символов. Но и каждый поступок человека воспринимается в двух планах - практическом и символическом"[4:26].

7. Концепция смерти автора

В теорию постмодернизма Р. Барт вводит и термин "смерть автора". Он означает, что каждый читатель может  возвыситься до уровня автора, получить законное право безоглядно досочинять и приписывать тексту любые смыслы, в том числе и отдаленно не предполагавшиеся его создателем. Об этом говорит и У. Эко в "Заметках...": "Ничто так не радует сочинителя, как новые прочтения, о которых он не думал и которые возникают у читателя. … Текст перед вами и порождает собственные смыслы. Желал я этого или нет, но возникла загадка. Противоречивая двойственность. И я не могу объяснить создавшееся противоречие. Ничего не могу объяснить, хоть и понимаю, что тут зарыт некий смысл (а может быть, несколько)".[5:53]

 

Заключение

Роман "Имя розы" сочетает в себе основные принципы, характерные для эстетики постмодернизма: обращаясь к такому жанру массовой литературы, как детектив в средневековых  декорациях, автор вступает в литературную игру, в "игру" с читателем и  обманом его ожиданий. Иронически переосмысливается детектив, в котором "сыщик терпит поражение", а разгадка истины заключается в природе смеха и в "смехе над истиной". Средневековье оказывается не просто декорациями; это не просто время действия, в котором живут герои, но и образ их мыслей, определенный набор законов и культурная среда, которую автор обеспечивает буквально пронизывающими текст цитатами и аллюзиями на средневековую литературу, хотя и не только на нее. Благодаря этому повествование идет на нескольких уровнях: и в сюжетном пространстве, и в пространстве литературного языка.

Как это характерно для  постмодернизма, автор не делает конкретных выводов, как бы самоустраняясь и  позволяя читателю самому интерпретировать произведение, так реализована концепция "смерти автора". Мир в этом романе - это и аббатство, и библиотека-лабиринт, и книга в частности, все это неразрывно связано с текстом, а все книги, утверждает автор, связаны между собой.

Благодаря столь органическому  сочетанию и взаимодействию принципов эстетики постмодернизма, роман "Имя розы", по мнению многих исследователей, можно назвать "библией постмодернизма".

 

Список литературы.

1. Андреев, Л. Художественный  синтез и постмодернизм [Текст] / Л. Андреев  // Вопросы литературы. - 2001. - №1.  С. 67.

2. Вдовин, А. К портрету  слепого библиотекаря [Текст] / А. Вдовин // Урал. – 2000. - №5.-С. 18.

3. Затонский, Д. Постмодернизм  в историческом интерьере [Текст] / Д. Затонский // Вопросы литературы. - 1996. - №3.-С.15-16.

4. Лотман, Ю. Выход из лабиринта [Текст]/ Ю. Лотман // У. Эко. Имя розы. - М.: Книжная палата, 1989.- С. 650-669.

5. Эко У:Имя розы / У. Эко . - М: Книжная палата, 1989.-С.26-76.

 


Информация о работе У. Эко «Имя розы». Классические приемы постмодернизма