Типы синонимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. В нем существует большое количество средств, позволяющих по-разному передавать одно и то же понятие. К этим средствам в первую очередь относятся синонимы - слова, близкие но значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми или стилистическими оттенками. Умение различать синонимы и выбирать из них наиболее точный и уместный - высшее достоинство говорящего. Синонимы могут быть выделены в любой части речи. Мы находим их среди существительных (великан, гигант, колосс, исполин), прилагательных (учтивый, любезный, корректный, обходительный), глаголов (развлекать, забавлять, занимать, потешать, тешить, веселить), наречий (ярко, отчетливо, четко, ясно) и т. д.

Содержание работы

Введение……………………...………………………………………………………3
Глава 1. Синонимы. Причины их возникновения……………………….……….5
Синонимы и причины их возникновения. Доминант синонимического ряда………………………………………………………………………………..5
1.2. Типы синонимов. Синонимический ряд………………...…………………….8
1.3. Критерии выделения синонимов……………..……………………………….12
Глава 2. Стилистическое использование синонимов………………….………...15
2.1 Стилистическое использование в речи синонимов. Лексическая синонимия………………………………………………………………………......15
2.2. Выбор синонимов. Синонимы в художественной литературе…………..….19
2.3. Признаки и стилистические значения синонимов……………….………….23
Глава 3. Употребление синонимов…….………………………………………..26
3.1. Употребление синонимов в нашей речи……………………………………..26
3.2. Синонимы в лингвистике…………………………………………………….28
Выводы…..……………………….……………………………………………...….31
Список использованной литературы……………...………………………………34

Файлы: 1 файл

МІНІСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 56.25 Кб (Скачать файл)

        Однако  и понятийная соотнесенность, то  есть сходство или близость  ассоциативных связей, обозначаемых  словами явлений, предметов, качеств,  признаков, действий, также является  основанием для сближения смыслов.  Если такая соотнесенность нарушается, нельзя говорить о лексической синонимии. Например, для называния того, что разграничивает различные области деятельности, человеческих отношений, представлений, эмоций и так далее  в современном языке используют синонимы граница, грань, предал, рубеж, черта, линия, межа. Но даже при сравнительно незначительном изменении смысловых ассоциаций не все указанные выше слова будут одинаково синонимичны. Так, если словом граница обозначить «последнюю, крайнюю степень чего-либо допустимого», то синонимом к нему будет, наряду со словами предел, грань, еще и новое слово — мера. 

        В  синонимические отношения вступают  далеко не все слова. Не синонимизируются в литературном языке имена собственные, названия жителей, многие конкретные наименования предметов быта. Как правило, не должны иметь синонимов термины, хотя практика создания и функционирования современных терминов дает примеры синонимии и в этой области. Более того, так называемая абсолютная синонимия (полное совпадение значений) наблюдается преимущественно именно в современных терминологиях (лингвистика, языкознание).  [7]

       

 

 

2.2. Выбор синонимов.  Синонимы в художественной литературе

Существуют три основных правила выбора синонимов:

Первое правило гласит: выбирать такое слово, которое точнее характеризует явление или действие, предмет или лицо, подчеркивая  в нем нужную сторону. Например, слово  ошибка означает: неправильный поступок или действие. Однако ошибки бывают разные – ошибка может быть незначительной, тогда лучше сказать погрешность, крайне досадной, тогда говорят ляпсус, случайной – это оплошность, неумышленной - промах.

Второе правило указывает: выбирать такое слово, которое больше подходит к стилю речи, рассказа, выступления.

Третье правило напоминает: слова не только называют предметы, события, но и оценивают их, выражая  положительное или отрицательное  отношение к ним. Например, слово  критикан наполнен отрицательным смыслом, слово вояка шуткой и иронией, восхищением - орел (о человеке отважном и смелом).

Чтобы правильно подобрать  синоним, употребить его в нужном русле, необходимо четко уяснить  задачу синонима.

Ученые давно изучают  существующие в языке слова, которые  звучат по-разному, а обозначают приблизительно одно и то же. Называются эти слова  синонимами. Автор «Словаря синонимов  русского языка» З.Е. Александрова дает следующее определение: «Синонимами  признаются слова, выражающие одно и  то же понятие, тождественные или  близкие по своему значению, которые  отличаются один от другого или оттенками  значения, или стилистической окраской (и сферой употребления), или одновременно обоими названными признаками».

Если внимательно работать со словарем синонимов, то можно заметить, что у каких-то слов синонимов  нет совсем, у некоторых слов есть всего по одному синониму. Большинство  же слов имеет несколько синонимов, а иногда очень много. Такие группы синонимов ученые называют синонимическими  рядами. А.П. Евгеньева считает, что  основой каждого синонимического  ряда «является понятие, имеющее  для своего обозначения два или  несколько различных слов, которые и образуют данную группу». Синонимический ряд начинается опорным словом, или доминантой. Например, в синонимическом ряду смеяться, посмеиваться, хихикать, хохотать, заливаться, ржать доминантой будет слово смеяться.[8]

В языке синонимы могут  выполнять разные функции. З.Е. Александрова называет три из них:

1) функция замещения, связанная прежде всего со стремлением избежать нежелательных повторений одних и тех же лексических единиц;

 2) функция уточнения, связанная с желанием говорящего или пишущего более четко передать мысль;

3) функция экспрессивно-стилистическая, связанная с выражением многообразных  оценок.

      В художественной, поэтической речи синонимы выполняют еще и другую роль. Они помогают автору выразить свое отношение к тому, что он изображает, а также сделать это изображение более красочным, ярким. А.И. Ефимов в книге «Стилистика художественной речи» пишет: «Синонимические средства разнообразят, украшают и таким образом обогащают словесно-художественное изображение... Богатство синонимов у писателя – свидетельство богатства его языка и стилистической изобретательности».

Создавая свои произведения, писатели очень серьезно относятся  к выбору из синонимического ряда тех слов, которые помогут ярче нарисовать задуманный образ. Чаще всего  писателям приходится использовать синонимы в таких произведениях, в которых большое место занимают диалоги: если в тексте много диалогов, то автору нужно употребить и много  глаголов речи, а значит, он должен будет  использовать синонимы. «Самый выбор  глагола речи или мысли, который  обычно включается в предложения, вводящие прямую речь, открывает большие стилистические возможности. Синонимика глаголов используется писателями не только для устранения однообразия в рассматриваемой  конструкции, но и для более выразительной  передачи смысловых и изобразительных оттенков, характеризующих произнесение прямой речи или диалога», – отмечал Д.Э. Розенталь.

Я наблюдала, как автор  использует синонимичные глаголы речи, читая отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором рассказывается о Пете Ростове. Всего Л.Н. Толстой  в этом отрывке употребляет глаголы  речи 81 раз, при этом он использует 17 разных глаголов. Глагол «сказал автор» употребляет намного чаще, чем  другие глаголы речи: 42 раза. Почему так происходит? Я думаю, потому что  глагол сказал не передает какого-либо особого отношения автора к своим героям, не показывает особенно душевного состояния героев, поэтому может использоваться для введения слов любого персонажа, который находится в обычном, спокойном состоянии. В «Словаре синонимов русского языка» слово сказал является опорным для всех остальных синонимов, то есть в синонимическом ряду близких по значению глаголов оно будет доминантой. Можно сделать вывод о том, что доминанты синонимических рядов в речи используются чаще, чем остальные синонимы.

   Кроме глагола сказал, для передачи спокойного состояния героев Толстой употребляет такие глаголы, как обратился (4), продолжал (2), повторил (5), отвечал (4), прибавил (1). К этим словам можно присоединить и группу однокоренных глаголов говорил (2), проговорил (4), выговорил (1). Автор использует все перечисленные глаголы скорее всего для того, чтобы избежать однообразия в построении авторских слов при диалоге. [12]

А для того чтобы передать взволнованное, беспокойное состояние  персонажей, их внутреннюю тревогу или, наоборот, радость, Толстой включает в слова автора однокоренные глаголы крикнул (5), вскрикнул (7), прокричал (2), закричал (1), вскричал (1). Если внимательно понаблюдать, слова какого героя автор чаще всего вводит при помощи этих глаголов, то можно прийти к интересному выводу: чаще других в тексте кричит, вскрикивает Петя Ростов. Наверное, это происходит потому, что Петя еще очень молод и слишком эмоционально воспринимает все, что происходит вокруг него, и автору важно показать внутреннее состояние своего героя.

2.3. Признаки и  стилистические значения синонимов

Слова являются названием  какого–либо предмета, лица, явления, качества, действия. Слова указывают  на один из их признаков. Через этот признак слово представляет весь предмет целиком. Например: учитель – тот, кто учит, ученик – тот, кто учится, кого учат. Эти слова называют лица, указывая на их отличительную деятельность. Со временем признак, указывающий, как произошло наименование предмета, может быть утрачен, забыт.

Если бы слова называли явления действительности и первое наименование всегда указывало на существенный признак, то слов было бы столько, сколько предметов. Это не так. Слова не только называют предметы, но и характеризуют их, выражают наше понимание их, наше отношение к ним. А наше понимание предметов, наше отношение к ним меняется. Изменяются и сами предметы и лица, явления и события. Например, словообразовательное разделение слова летчик, подсказывает, что раньше так называли человека, который летал. Слово летчик изменило значение: им стали называть водителя самолета, одного из члена экипажа.

Предметы и явления, лица и события обладают не одним, а  несколькими признаками. Каждый из них может лечь в основу наименования предмета. Любой человек, наблюдая свою речь и речь окружающих, может легко  заметить, что один и тот же предмет, одно и то же лицо в разных ситуациях  называются разными словами, указывающими на разные стороны предметов и  лиц.

Одно и то же слово может иметь не одно, а два, три, и более значений; поэтому одно и то же слово может называть несколько лиц и предметов. Допустим, существительное ученик имеет три значения:

    • учащийся начального или среднего учебного заведения - тот, кто обучается какой–либо профессии;
    • последователь, соратник чьего – либо учения, взглядов.

Синонимы – это слова  не только с одинаковой предметной направленностью, но и близкие по своему значению; у них есть общее  в самом значении слова, лексическом  значении.[2]

В основе близости лексических  значений лежит одинаковая предметность, то есть обозначение одних и тех  же предметов и понятий. Понятие  является логической формой мысли, позволяющей  называть предметы.

Синонимические богатства  языка дают возможность говорящему или пишущему выразить свою мысль более точно ярко и доступно для собеседника или читателя.

Синонимический ряд потенциально может иметь слово нейтральное, книжное, разговорное, специальное. В  данном случае слова выполняют эмоционально – оценочную роль. Стилевое и  эмоционально – стилистическое значения слова связаны друг с другом. Слова  книжные обычно несут положительную, высокую оценку, слова просторечные – отрицательную, сниженную.

Между синонимами имеется  не только стилевое и эмоционально – стилистическое различие, но и  понятийное, смысловое. Синонимы тождественны по основному значению опорного слова. Это значение более широкое, общее; значение других синонимов – более  узкое, частное. Например, словом глаза  называют орган зрения вообще; можно  сказать девичьи глаза, кошачьи  глаза и т.д.

Синонимы подразделяют на два вида: смысловые и стилистические. Смысловые синонимы различаются  оттенком значения, стилистические синонимы отличаются друг от друга сферой употребления и оценочностью. Например, в синонимическом ряду мысль – идея – дума различие между словами мысль и идея в основном смысловое, т.е. оттенка основного значения, так как идея – это не всякая мысль, а мысль более сложная, продуманная, систематизированная. Слово дума отличается от других синонимов прежде всего стилистически, так как дума – слово архаическое и народно – поэтическое. Обычно между синонимами наблюдается одновременно различие и стилистическое, и смысловое.

Синонимика литературного  языка в значительной мере основана на том, что словарный состав языка  распадается на два противоположных  стилистических слоя - слова разговорные  и слова книжные.

Синонимы, принадлежащие  разговорному языку, охватывают как  литературно – разговорные, так  и просторечные слова. Синонимическое использование разговорных слов придает речи фамильярность, пренебрежение, снижают характер речи.

Напротив, синонимы, принадлежащие  книжному слою, придают речи характер возвышенности, создают высокий  слог. В книжных словах выделяется архаическая и терминологическая  лексика.

Синонимия - это процесс  установления смыслового подобия слов в речевой деятельности говорящих. Не все сближения, которые допускают  в своей речи, становятся синонимами языка.

Синонимика – это совокупность синонимов языка, возникшая в  результате многократных синонимических сближений слов в прошлом. Синонимика литературного языка регулирует синонимическое творчество, объединяет и делает доступным для всех индивидуальные синонимические сближения и замены. Знание и владение синонимикой литературного  языка делает речь правильной, точной и выразительной.[1]

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Употребление синонимов

3.1. Употребление  синонимов в нашей речи

Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов  может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность - стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка - просторечные; оплошка - разговорное; ляп - профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.

 Пример: 

 Совершив оплошку,  директор завода сразу же стал  ее исправлять.

 При использовании  синонимов часто не учитывается  способность каждого из них  в большей или меньшей степени  избирательно сочетаться с другими  словами.

Различаясь оттенками  лексического значения, синонимы могут  выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая  одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут - это ведет к речевой ошибке.

 Пример: 

Вчера мне было печально. Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше поколенье....

Открытое использование  синонимов - прием, при котором они  соседствуют в тексте, выполняя различные  функции. Так, синонимы могут уточнять то или иное понятие: ...Она вышла  замуж за простого, очень обыкновенного  и ничем не замечательного человека. Нередко синонимы употребляются  для разъяснения слов: Я употреблю  его [слово обыденный] в том смысле, в котором оно значит: обыкновенный, тривиальный, привычный.

       Автор  может сопоставлять синонимы, обращая  внимание на отличия в оттенках  их значений: Я по-прежнему верю  в добро, в истину; но я не  только верю,- я верую теперь, да - верую, верую. Возможно даже  противопоставление синонимов, имеющих  значительные отличия в смысловой  структуре или в стилистической  окраске: Каким молодым он еще  был тогда! Как часто и упоенно  хохотал - именно хохотал, а  не смеялся!.[14]

Информация о работе Типы синонимов