Тема народного восстания в "Капитанской дочке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева.
Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Им были созданы много исторических произведений, в числе которых, конечно же, «Капитанская дочка».

Файлы: 1 файл

тема народного восстания в Капит дочке.docx

— 31.40 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

Кафедра литературы

и методика ее преподавания

 

направления подготовки 050100 –

педагогическое  образование

 

 

 

 

 

ТЕМА: « Тема народного восстания в «Капитанской дочке»

А.С. Пушкина»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (XIX век)»

студентки 2 курса 212 группы

(заочная форма обучения)

 

КОЛКОВОЙ ЛАРИСЫ СЕРГЕЕВНЫ

Преподаватель:                                                                       Демченко А.А.

 

 

 

 

Саратов 2014

История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева.

Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Им были созданы много исторических произведений, в числе которых, конечно же, «Капитанская дочка».

«Капитанская дочка» - наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. Повесть автор написал, работая над документальной «Историей Пугачевского бунта». Но «Капитанская дочка» - это художественное произведение.

В повести «Капитанская дочка» Пушкин впервые разработал новый эпический жанр исторической повести на примере стихийного крестьянского бунта. При этом он придерживался убеждений, согласно которым в повести должна быть «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании».

Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении для отражения народного бунта, - это принцип историзма, так как основной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. В каждом эпизоде «Капитанской дочки» можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом.

Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, но вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, изучает огромное количество архивных документов. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Ведь исторический трактат «История Пугачевского бунта» воспринимался современниками Пушкина как научный труд.

По добытым архивным материалам и первоисточникам Пушкин тщательно и пытливо изучает интересующую его эпоху. Он использует сатирическую литературу последней трети XVIII века. Произведения Фонвизина явились для него одним из основных источников познания интересовавшей его эпохи. Однако, стремясь показать жизнь того времени во всей полноте, Пушкин снимал с создаваемых им образов и картин односторонне сатирическое освещение, вместо острых карикатур рисовал живые характеры. Широко используется Пушкиным и фольклор. Пушкин любил снабжать свои произведения эпиграфами, но ни в одном из его прежних повествовательных сочинений нет эпиграфа, взятого из фольклора; все эпиграфы заимствованы чаще всего из литературных источников, при некоторых даны ссылки на частные письма, на светскую болтовню; очень много эпиграфов на иностранных языках, в основном на французском. Из 17 эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», большая часть заимствована из народного творчества. Это не только придает роману Пушкина народность, но и вполне соответствует его содержанию.

В сюжет не только введено большое количество персонажей из народа (их примерно столько же, сколько дворянских), но многие из них развернуты в исключительно яркие, полновесные художественные образы. Это, прежде всего, образы Пугачева и Савельича.

Именно в результате принципа историзма предводитель «русского бунта» Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки ХVIII-XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем. А. С. Пушкин в полном соответствии с исторической правдой показывает социальный и национальный состав охваченных восстанием народных масс.

Основную причину восстания ― политическое и экономическое угнетение народных масс ― А. С. Пушкин в своем романе полностью не раскрывает, однако читатель ее хорошо понимает. Автор в целом ряде лаконичных замечаний в различных главах романа говорит о недовольстве народа, о жестокости правительства.

Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали.

В награду за чарку водки, поднесенную «вожатому» во время бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал. «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, [1] - говорит Гринев, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты...» И действительно, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и отпускает Гринева вместе с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать»[2].

Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. Он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в. «доброго царя». В его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего «государя». «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою», - С горечью осознает Пугачев, которого уже не радует власть. Герой понимает, что он всего лишь самозванец. Он чувствует свою обреченность и живет только надеждой на будущее.

И все же главное в образе Емельяна Пугачева - это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. Он ассоциирует себя с орлом, который живет «всего-навсего только тридцать три года», но зато пьет «живую кровь».

 

 

 

[1]- Хрестоматия школьника – АСТ,Астрель,Харвест., 2007., с. 134

[2] - Хрестоматия школьника – АСТ,Астрель,Харвест., 2007., с. 86

 

Подчеркивая в Пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского национального характера. Но Пушкин далек от идеализации Пугачева предводителя крестьянского восстания. Автор «Капитанской дочки» отдает предпочтение реформам перед революцией, он не приемлет кровопролития. Именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известными слова: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»[3] Расценивая пугачевское восстание не иначе, как бессмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в повести злодейства пугачевцев. Он пытался воссоздать историю восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить, что этот замысел Пушкин мастерски реализовал.

Форма мемуаров, выбранная автором для описания «русского бунта», говорит о его исторической зоркости. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был бы лично знаком с Пугачевым и его окружением.

Пушкин намеренно выбрал для этого дворянина. Как дворянин по своему социальному происхождению и офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести.

В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который своим тайным присутствием все время наблюдает за событиями и поступками героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя очень четкая. Очевидно, что Гринев выражает мысли автора о восстании. А.С. Пушкин в повести говорит нам не только о бунте в России, а о бунте вообще, как о социальном явлении. Любой бунт обречен на поражение, потому что с помощью насилия можно только разрушать. В основе любого насилия лежит ненависть, а созидающим началом является любовь. Автор этих удивительных и интересных произведений стоит на позиции неприятия зла в любом его проявлении, пусть даже и оправданном. Он показывает читателю причины народного бунта, понимает и сочувствует восставшим, но не является сторонником их позиции. Ведь путь, основанный на насилии, не приведет ни к чему. Это тупик. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».

Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни. Однако Пушкин — единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева.

 

 

 

[3] - Хрестоматия школьника – АСТ,Астрель,Харвест., 2007., с. 133

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Судьба Пушкина: роман – исследование/ Б. Бурсов. – СПБ.: Сов. писатель, 1986. – с. 512
  2. Повести о прозе / Шкловский В. Б. – М.: Т.2. – М.: художественная литература, 1966. – с.463
  3. Путешествие Пушкина в Оренбургский край/ Смольников И. Ф. – М.: Мысль,1991. – с.271
  4. Светлое имя Пушкин/ Сост., коммент. В. В. Кунина.- М.: Правда; 1998. – с.606
  5. Синявский А. (Абрам Терц) Путешествие на Черную речку. – М., 2002
  6. Читая Пушкина/ Вс. Рождественский – СПБ.: Дет. Литература, 1962. – с.188
  7. А.С. Пушкин избранные сочинения/ Сост. Н. А. Чечулина – СПБ.,1968
  8. Всеволод Воеводин Повесть о Пушкине. – Л., 1966.
  9. Хрестоматия школьника – АСТ,Астрель,Харвест., 2007., с. 157
  10. Социальный протест в народной поэзии. Русский фольклор/ Ред. А.А. Горелов – Л.: «Наука», 1975.
  11. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений том четвертый – Красноярск: «Универс», ПСК «Союз», 1999.

 

 

 


Информация о работе Тема народного восстания в "Капитанской дочке"