Тема кохання та особливостi її розкриття в сонетах Петрарки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – изучение сонет и истории создания «Книги песен». Исследование темы любви Петрарки в «Канцоньере».
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
• изучение жизни Петрарки;
• исследование источников, доказывающих существование Лауры;
• изучение сонетов;
• исследование исторических событий, повлиявших на творчество Петрарки;
• исследование творчества трубадуров;

Содержание работы

Вступление…………………………………………………………………..3
Раздел I……………………………………………………………………….4
История создания «Канцоньере»…………………………………………4
1.1. Идеологические противоречия Петрарки……………………………...4
1.2. История написания «Канцоньере»……………………………………..6
Раздел II……………………………………………………………………...8 Тема и структура «Книги песен»………………………………………....8
2.1. «Канцоньере» - рассказ зрелого человека……………………………..8
2.2. Противоречие «Книги песен»…………………………………………..9
2.3. Хронология «Канцоньере» и реальность любви Петрарки………….10
Раздел III………………………………………………………………....….12
Тема любви в сонетах Петрарки................................................................12
3.1. Роковая власть Амора над человеком....................................................12
3.2. Лаура – реальная историческая личность..............................................13
3.3. Традиции поэзии на народном языке.....................................................16
3.4. Внутренняя борьба героя.........................................................................17
3.5. Парадоксы любви Петрарки....................................................................18
Раздел IV..........................................................................................................19
Петрарка и современники……………………………………………........19
4.1. Влияние Данте на творчество Петрарки……………………………….19
4.2. Особенность образа Лауры……………………………………………...20
4.3. Любовь – грустное, мучительное чувство……………………………...25
4.4. Безответная любовь Петрарки…………………………………………..27
Раздел V……………………………………………………………………….29
На смерть Лауры.............................................................................................29
5.1. Скорбь по Лауре………………………………………………………...29
Выводы..............................................................................................................31
Список использованной литературы……………………………………..32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. ..doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Не знаю. В зной – дрожу, горю – зимой.

                            (CXXXII, Перевод Вяч. Иванова)

 

4.4. Безответная любовь  Петрарки

 

Так же подчеркнутость внутренних противоречий в сонете CXXXV: «Pace non trovo e non `o da far querra». Именно поэтому, чтоЛаура – земная женщина и вместе с тем больше, чем просто женщина, неразделенная любовь к ней становится в «Книге песен» образом сложного, противоречивого, неспокойного отношения реального человека ко всему окружающему его реальному миру. Герой «Книги песен» только-только вышел за пределы средневековой идеологии. Он еще помнит о том, что любовь к земному миру почитается грехом, и это воспоминание переплетается в его сознании с воспоминаниями о Лауре.

Безответность любви в «Книге песен» мотивирована добродетелью. Чувственность в «Книге песен» осуждается и подавляется, но противоречие и смятение чувств выставляются в ней напоказ как реальная человеческая ценность с еще большей смелостью и еще большей поэтической силой, чем в «Тайне». В этом смысле особенно показательна канцона «L`vo pensando…» (CCCLXIV).[6, c. 27-29]

Но любование прекрасной моделью не имеет у Петрарки самодовлеющего характера. Описание красоты Лауры является только поводом для выражения переживаний влубленного в нее поэта. Лаура остаются всегда суровой повелительницей; любовь поэта к ней безнадежна, она питается только грезами, она заставляет его желать смерти и искать облегчения в слезах. Жалобы Петрарки на свою горькую участь лишены однообразия, потому что он находит бесконечные вариации для передачи одних и тех же переживаний.

Эти переживания, эти «порывы скорбного сердца» составляют основное поэтическое содержание «Канцоньере». Подобно трактату «О презрении к миру», книга стихов Петрарки вскрывает его душевные противоречия; она рисует мучительное раздвоение поэта между взвышенным платонизмом и чувственной земной любовью, греховность которой он сознает. Петрарка мастерски изображает борьбу с собственным чувством, свое тщетное стремление подавить его, свое бессилие вернуться назад. Он говорит: «С одной стороны меня уязвляют стыд и скорбь, влекущие меня назад, а с другой стороны меня не отпускает страсть, которая в силу привычки так усилилась во мне, что дерзает спорить с самой смертью». Идеологический конфликт, владеющий сознанием Петрарки, сообщает драматизм его любовной лирике; он вызывает динамику образов и настроений, нарастающих, сталкивающихся, переходящих в собственную противоположность. Внутренняя борьба Петрарки завершается сознанием неразрешимости конфликта. Он ощущает раздвоенность и ущербность своей психики, фиксируя ее в знаменитых словах: «Ни да, ни нет полностью не звучат в моем сердце». Невозможность подавить свое «греховное» чувство вызывает горестное восклицание Петрарки: «И вижу я лучшее, но склоняюсь к худшему!»[1, c. 89-90]

Внутренний конфликт чувств никогда не перерастает у Петрарки в конфликт с действительностью и не порождает разорванности сознания. Средневековый аскетизм в «Книге песен» полностью отсутствует. Петрарка кается в греховности своей любви перед богородицей (CCCLXVI), жалуется на быстротечность жизни (CCCLXIII), объявляет «соблазны мира» – кратким сном (I), устремляется мыслью к небу (CCCLXII), но никогда не отрекается от своей любви и не проповедует аскетического презрения к миру. Он оценивает все только с точки зрения земного человека, осознавшего ценность природы, красоты, любви и вообще человеческих чувств, пробуждаемых реальной действительностью. Выйти за пределы этой действительности его гуманистическое сознание уже не может.  Поэтому в «Книге песен» не Петрарка поднимается к умершей возлюбленной, как это делал Данте, а Лаура спускается к нему (CCCLIX). Мир трансцендентного – не мир Петрарки. Лаура и после смерти остается воплощением красоты э т о г о  мира, и вся печаль «Книги песен» порождена пониманием того, что его красоту человек удержать не в состоянии: что она хрупка и переходяща.

 

 

Раздел V 
        На смерть Лауры 

 

5.1. Скорбь по Лауре

 

За пределами смерти для Петрарки нет ничего. Лирический герой «Книги песен» боится смерти и мучится мыслями о своей посмертной судьбе, потому что он – человек религиозный, но еще больше потому, что он научился ценить природу, человека и земную любовь, потому что он совсем по-новому осознал себя в своих взаимоотношениях с окружающей его действительностью. Но именно поэтому главное в «Книге песен» - не страх смерти, а ренессансное утверждение того нового мира реальной поэзии, который открылся «герою» в его любви к Лауре. «Книга песен» заканчивается страстной апологией этой любви в канцоне CCCLX, непосредственно предшествующей обращению к богородице. Свою посмертную судьбу Петрарка отождествляет в ней с бессмертием своего чувства, а также с бессмертием пробужденных им стихов. «Книга песен» была устремлена в будущее итальянской поэзии. В ней уже были сформулированы основные мировоззренческие и формообразующие принципы индивидуалистической литературы Возрождения.[6, c. 29-30]

Во второй части «Канцоньере», посвященной умершей Лауре, жалобы на суровость возлюбленной сменяются скорбью о ее утрате. Образ возлюбленной освящается в воспоминаниях; он становится более живым и трогательным. Лаура сбрасывает с себя обличие суровой мадонны, восходящее еще к лирике трубадуров. Она шепчет утешения поэту, дает ему советы, осушает его слезы, присев на край его ложа, и внимательно выслушивает историю его сердечных мук. Подобно Данте, Петрарка превращает свою умершую возлюбленную в святую. При этом, находясь в райской обители, Лаура все время думает о нем и оборачивается назад, стремясь убедиться, что поэт следует за ней. После смерти Лауры кончается страстная борьба против чувства, потому что оно теряет свой земной характер. Однако и здесь временами возникают у поэта сомнения в допустимости любви к «святой» Лауре, услаждающейся лицезрением бога. «Канцоньере» заканчивается канцоной, обращенной к деве Марии, - поэт просит ее вымолить для него прощение у бога за любовь, от которой он не в силах отказаться.

Характерной особенностью поэтического стиля Петрарки по сравнению с Данте является то, что Петрарка придает поэтической форме самостоятельное значение, тогда как для Данте поэтическая форма являлась только орудием мысли. Лирика Петрарки всегда артистична, она отличается исканием изящества, беспрестанным стремлением к внешней красоте. Этот последний момент вносит в его поэзию зачатки эстетизма и даже манерности.

Так, например, стремясь изобразить красоту своей возлюбленной, Петрарка охотно прибегал к вычурным сравнениям: волосы Лауры - золото, ее лицо – теплый снег, брови – абеновое дерево, уста – жемчуг и розы. К этим сравнениям присоединяются блестящие, но холодные метафоры, например: Лаура – солнце, а он – снег, тающий под лучами этого солнца, его любовь – огонь, а он сам – воск, растапливаемый этим огнем, и т.д. Особенно охотно Петрарка играет именем возлюбленной и созвучными с ним словани (помимо приведенных выше Laura – laura, еще l`aura, «дуновение», «ветерок»), строя на таких созвучиях целое стихотворение.

Петрарка увлекался также метрическими трудностями, изощренными комбинациями ритмов и рифм. Он писал, например, секстины. Затрудненность формы секстины, естественно, толкала поэта на искусственные извороты мысли, в результате чего «чувство теряется порой в погоне за формой» (Веселовский). [1, c. 90-91]

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

 

Таким образом,  творчество Петрарки имеет схожие черты с творчеством его современников, в частности с творчеством Данте. Но основная черта, отличающая «Канцоньере» от других произведений того времени состоит в манере изображения объекта любви – Лауры. В отличие от Беатриче, Лаура изображена не в образе небесной богини, а в образе обычной земной женщины. Изображая Лауру, Петрарка показывает ее схожесть с природой, ее красоту, которая освещает ему путь даже после смерти возлюбленной.

Петрарка говорит о своей любви. Его любовь горька, печальна и медленно убивает его. Он говорит, что если любовь несчастна и безответна, то человек выбрал неправильный объект любви. И в то же время утверждает, что в своем выборе он не ошибся, но его страдания будут длиться веками.

Сначала автор жалуется на суровость своей возлюбленной, но вскоре после смерти Лауры жалобы сменяются скорбью об утрате любимой. Свой последний сонет Петрарка адресует Богородице. В его строках нет отчаянья. Поэт твердо уверен, что он запечатлел в истории свою возлюбленную и любовь к ней. Он говорит о бессмертии своих стихов и бессмертии своего чувства.

В последней канцоне Петрарка просит Марию вымолить для него прощение. Он считает свою любовь греховной, но он не в силах от нее отказаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1)Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С. и др.: История  зарубежной литературы. Средние  века и Возрождение.- М.: 1987.- 415 с.

 

2)Балашов Н. И., Брагинский И. С., Гринцер П. А., и др.: История всемирной  литературы ( Т. 3), -  М.: «Наука», 1985.- 816 с.

 

3)Парандовский Я.: Петрарка.// Иностранная  литература.- М.: 1974.- № 06.- С. 16-24

 

4)Погребная Я.В.: История зарубежной литературы Возрождения.

 Тема 10. Ф. Петрарка. "Канцоньере". - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011.- 312 с.

 

5)Томашевский Н.Б.: Петрарка Ф. Лирика. - М.: 1980.- 381 с.

 

6)Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. – М.: «Наука», 1974. – 176 С.

7)Чередеева Е. И. Провансальская традиция в лирике Ф. Петрарки.// Филологические науки.- М.: Высшая школа, 1981.- № 4.- С. 37-41.

 

8)Черноземова Е.Н. Парадоксы любви…// Культура и время.- М.: 2006.- № 1(19).- С. 88-95.

 

9)Шлапак В.В., Авров Д.Н., Акопов  В. и др.: Петрарка Ф.// Ренессанс.- К.:1994.- №7.- 204 с.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Тема кохання та особливостi її розкриття в сонетах Петрарки