Тема бала в произведениях русских писателей 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель научного проекта:
исследование темы бала в произведениях Пушкина, Толстого;
Задачи:
исследование темы бала в произведениях;
определение разновидностей балов;
сопоставительный анализ трех балов
цель балов XX века

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….
Глава I.БАЛ В ЖИЗНИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА:
1.История бала………………………………………………..
2.Виды балов………………………………………………….
3.Планирование бала …………………………………………….
5.Бальный этикет …………………………………………………..
6.Танцы………..………………………………………………….
Глава II. ТЕМА БАЛА В РУССКОЙ КЛАСИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:
1.Повесть ”Пиковая дама” А.Пушкин…………………………….
2.Рассказ ”После бала” ” Л.Толстой ………………………………...
3.Роман ”Война и мир” Л.Толстой………………………………
Глава III. БАЛ В XI ВЕКЕ
1.Бал в современном мире и его назначение…………………………….
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…...
Приложение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

проектная работа про бал.docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

Полонез, которым открывался бал, вошел  в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его  можно было назвать торжественным  шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал: 

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихор шумный,

Чета мелькает за четой.

Вальс — танец романтический  и безумный: партнер обхватывает  даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах  «летучие, почти воздушные вальсы».

Мазурка — это середина бала. Она  «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце  проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет  трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы,

Теперь  не то: и мы, как дамы,

Скользим  по лаковым доскам.

 

Мазурку танцевали в  четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и  больше танцевальной игры, свободы  движений. В конце бала исполняли  французский танец котильон. Он представлял  собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают  через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные  танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей  балов. 

Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих  оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился  за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после  чего играли русскую и гости пускались  в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам  и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами

В перерывах между танцами можно  вести беседу, ухаживать за дамами, решать любовные споры и т.п., но помнить  о главном предназначении бала, о  танцах.

Кроме того, в богатые дома приглашали знаменитых музыкантов - исполнителей. Сначала это были в основном вокалисты, солисты придворных театров или  гастролеры, затем, с развитием инструментального  исполнительства,  - виртуозы - пианисты и скрипачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Тема бала в русской  классической литературе:

1.Повесть ”Пиковая дама” А.Пушкин.

Курьёзный случай, ставший известным  Пушкину, дал толчок к сюжетному  замыслу “Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил  своему другу Нащекину, что главная  завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал  ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить  у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

«Сегодня бал у *** ского посланника..» Из этих слов мы можем сделать вывод, что это великосветский бал который   давали представители    знатнейших    и    богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.

«В самый тот вечер, на бале Томский, дуясь на молодую княжну Полину, которая против обыкновения кокетничала  не с ним, желал отомстить, оказывая равнодушие: он позвал Елизавету Ивановну и танцевал с нею бесконечную  мазурку…». Читая данную цитату , мы можем сказать, что мазурку танцевали в середина бала, следовательно, бал был в самом разгаре.

«Дама, выбранная Томским была сама княжна***. Она успела с ним изъясниться, обежав лишний круг и лишний раз повертевшись перед своим стулом… Она непременно хотела  возобновить прерванный разговор; но мазурка кончилась..» Опираясь на выше изложенное, можно сделать вывод, что кавалеры могли пригласить любую даму и даже поговорить с ней во время танца, но после него было, по – видимому,  не положено общаться наедине, так что танец – это возможность общение между молодыми людьми.

 

2.Рассказ ”После бала”  ”  Л.Толстой.

В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Николаевича  Толстого — Иваном. В ту пору Лев  Николаевич, будучи студентом, жил в  Казани вместе с братьями. Иван Николаевич был влюблён в дочь военного начальника Л. П. Корейша и бывал у них  в доме. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки, чувства влюблённого  быстро охладели, и он отказался  от намерения жениться.  «… Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с подвитыми усами, белыми же подведёнными к бакенбардами и с зачёсанными вперёд висками, и та же ласковая радостная улыбка, как у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными плечами, стройными ногами…» - этими словами автор хотел показать какой воспитанный и благонравный полковник, какой хороший он семьянин, как ухаживает он за дочерью, он хотел показать себя образцовым джентльменом, что он послушен всем правилам галантного кавалера. Л. Н. Толстой всеми своими словами и эмоциями хочет передать нам всю правильность, порядочность и образованность отца Вареньки, вначале он очень симпатичен автору.

    «… Дождавшись начала  мазурочного мотива, он бойко  топнул одной ногой, выкинул  другую, и высокая, грузная фигура  его то тихо и плавно, то  шумно и бурно, с топотом  подошв и ноги об ногу, задвигалась  вокруг залы…» – этим отрывком  автор хочет показать нам, что  несмотря на свой не очень  молодой возраст он хорошо  управляет собой и своим телом. 

    Когда автор увидел  полковника после бала, он удивился  его строгости и злобе, доминирующей  в его сущности: «… Высокий  военный в шинели и фуражке…»,  «… Шёл твёрдой, подрагивающей  походкой, высокий военный…», «Делая  вид, что он не заметил меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся…». После того, как автор увидел жестокую  расправу над беззощитным татарином,  он изменил всё своё представление  о полковнике и, в некотором  роде, о Вареньке.

 

3.Роман ”Война и мир”  Л.Толстой.

Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой  посвятил семь лет напряженного и  упорного труда. Свой замысел – запечатлеть  в художественной форме полувековую  историю страны – Толстой назвал «Три поры. На протяжении этих  лет  напряженного труда, которого потребовало  написание «Войны и мира», Толстого не покидали душевный подъем и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени. Один из самых значительных  эпизодов -это первый бал Наташи Ростовой. У Наташи  Ростовой в  романе свой, ни на чей  непохожий, путь. Наташа — любимая героиня  Льва Николаевича Толстого. В образе Наташи собраны черты русского национального  характера. Главное, что привлекает в героине — это искренность, чуткость, душевная щедрость, тонкое  понимание природы.  Вероятно  самому Толстому в светском обществе очень не хватало непосредственности, а мы знаем, что в юности он увлекался  балами, а в зрелости – женщинами, поэтому он с таким самозабвением  описывает Наташу. С  помощью образа Наташи Толстому удалось оттенить фальшь светского общества. Девушка едет на первый в своей жизни бал! Столько  волнений и тревог во время приготовлений: вдруг приглашение не будет получено, или платье не будет готово. И  вот наступает этот долгожданный день. То, что ее ожидало, было так  прекрасно, что она не могла поверить. В богатой душе Наташи не помещаются все чувства, которые она испытывает. Эти чувства отражаются на ее лице: "блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе". Первый бал Наташи Ростовой - самые запоминающиеся страницы романа Л.Н.Толстого "Война и мир". Ведь здесь мы можем разглядеть многое из того, ҹто было или будет, а также рассмотреть характеры главных героев. Бал происходит 31 декабря, накануне нового 1810 года, но это не только наступление нового года по календарю: бал приносит новое и в судьбы, мысли, ҹувства главных героев.

Автор мастерски изображает переживания  Наташи. Здесь можно выделить следующие  ключевые сцены. Картина бала начинается с описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал  и Наташа впервые представляет, что  ей предстоит увидеть и пережить. «То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что  это будет: так это было не сообразно  с впечатлением холода, тесноты и  темноты кареты» — психологический  комментарий автора здесь очень  выразителен. И бал действительно  заканчивается ощущением безмерного счастья, переполняющего Наташу. Когда Ростовы приехали на бал, «хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одно и то же, также встретили и Ростовых». И «две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели». «Но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе» и вспомнила, «может быть, все свое золотое невозвратное девичье время и свой первый бал».

 

Благодаря мастерству Толстого- писателя, мы видим фальшь светского общества во время бала. Автор отмечает, что  при появлении государя воспитанные  люди, принадлежавшие к высшему свету, забывают о правилах хорошего тона. «Ка-кой-то молодой человек с растерянным  видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими  совершенную забывчивость всех условий  света, портя свои туалеты, теснились  вперед».

 

 

 

Толстой хотел показать не испорченную  светом девушку, восхищенную первым балом.

 

 Эпизод является одним из  ключевых в романе: на балу  Андрей танцевал и разговаривал  с Наташей Ростовой; после бала  произошли изменения во внутреннем  мире Андрея, в понимании им  смысла жизни. Бал положил начало  отношениям Наташи и Андрея, стал  одним из важнейших событий  в их судьбах.

III. БАЛ В XI ВЕКЕ

 

1.Бал в современном  мире и его назначение

 

Балы существуют и в современном  мире,но только значение балов  поменялось.В  настоящее время балы проводятся в виде      благотворительности.Ярким  примером этого может послужить  Благотворительный Бал в Алматы,который  состоялся уже в четвертый  раз  и с каждым годом интерес к этому проекту только возрастает.

 

Этому грандиозному мероприятию не раз присуждался титул «событие года», а в 2010 году Бал был внесен в десятку успешных проектов XXI века по версии журнала «ДМ». Благотворительный  Бал в Алма-Ате принимает более  тысячи гостей — представителей общественности и культуры, политики и бизнеса, а  также представителей средств массовой информации из Казахстана,России,Великобритании,США  и других стран.

 

 Первый Венский Бал в Алма-Ате прошёл 14 апреля 2007 года в Доме Приемов и был организован компанией «Венский Бал» (ныне группа компаний «Eventica») совместно с ООО «Венский Бал Москва».

 

С 2009 Венский Бал был переименован в Благотворительный Бал и  стал одним из первых грандиозных  проектов группы компаний «Eventica». Первый Благотворительный Бал в Алма-Ате  прошёл 21 ноября 2009 года в «Алматы Тауэрс», и был самостоятельно (после отделения от Московского офиса) организован руководителями «Eventica Group» Маратом Омаровым и Анастасией Лотоцкой. Этот Бал собрал более двух тысяч гостей и был признан самым большим балом в СНГ.

 

Программа Бала, которая длится с  семи часов вечера до трёх часов  ночи, отличается насыщенностью и  разнообразием. Здесь играют симфонические  и джазовые оркестры, выступают мировые  звезды оперы и балета, выдающиеся дирижёры и музыканты.

 

 

IV.Заключение.

 

Тема бала в литературе являлась ключевой. Кто-то принимал важное решение, решалась чья -то судьба, кто-то находил  свою первую и на всю жизнь единственную любовь, а кто-то расставался навсегда. Проливались слезы счастья и  радости, горя и печали.

Исходя из анализов,можно сделать  такой вывод,что бал имел очень  огромное значение  в русской  литературе,так как используя  описание бала автор может показать ту темную сторону общества,читатель сам понимает,что в настоящей  жизни герои снимают свою маску,надетую  на балу,ярким примером этого служит рассказ Л.Толстого «После бала»,а иногда на балу случается такое событие,которое может изменить жизнь гостя,приглашенного на бал.И даже в наше время бал не утратил свою ценность,поменялось всего лишь значение бала. .Бал является самым ярким,красочным эпизодом в художественных произведениях.

 

 

                                              Приложение

 

Здесь будет сценарий, фильм, соц.опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Использованная литература

 

 

1.Захарова.О.Ю «Русский бал XVIII - начала XX века»,2011г

 

2.Е.Полякова «Реальность и фантастика «Пиковой дамы»

 

3. Л.Н Толстой «Война и мир» Первый бал Наташи Ростовой. http://video.yandex.kz/#search?id=39327890-11-12&where=all&text=%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%20%D1%83%20%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%88%D0%B8%20%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C

 

4.Весенний бал.

 http://vk.com/balmi9

 

5. Рассказ Л. Толстого «После бала»

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00041501184864178654/

 

 

6.Статья В.В.Виноградова  стиль «Пиковой дамы»

Информация о работе Тема бала в произведениях русских писателей 20 века