Тема бала в произведениях русских писателей 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель научного проекта:
исследование темы бала в произведениях Пушкина, Толстого;
Задачи:
исследование темы бала в произведениях;
определение разновидностей балов;
сопоставительный анализ трех балов
цель балов XX века

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….
Глава I.БАЛ В ЖИЗНИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА:
1.История бала………………………………………………..
2.Виды балов………………………………………………….
3.Планирование бала …………………………………………….
5.Бальный этикет …………………………………………………..
6.Танцы………..………………………………………………….
Глава II. ТЕМА БАЛА В РУССКОЙ КЛАСИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:
1.Повесть ”Пиковая дама” А.Пушкин…………………………….
2.Рассказ ”После бала” ” Л.Толстой ………………………………...
3.Роман ”Война и мир” Л.Толстой………………………………
Глава III. БАЛ В XI ВЕКЕ
1.Бал в современном мире и его назначение…………………………….
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…...
Приложение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

проектная работа про бал.docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

Управление образования города Алматы

КГУ «Общеобразовательная школа № 52»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный проект по русской литературе

Тема бала в произведениях

русских писателей XIX века

(на  материале произведений А.С.Пушкина «Пиковая дама», Л.Н. Толстого «После бала», «Война мир»)

 

 

Выполнила:

Ученица 10 «А» класса

Аджиева Ламия

 

 

 Руководитель проекта:

учитель русского языка  и литературы

Ткачева И.В.

                                                                                                                                                      

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….

Глава I.БАЛ В ЖИЗНИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА:

1.История бала………………………………………………..

 

2.Виды балов………………………………………………….

 

3.Планирование  бала …………………………………………….

 

5.Бальный этикет …………………………………………………..

 

6.Танцы………..………………………………………………….

 

 Глава II. ТЕМА БАЛА В РУССКОЙ КЛАСИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:

1.Повесть ”Пиковая  дама” А.Пушкин…………………………….

2.Рассказ ”После бала” ”  Л.Толстой ………………………………...

3.Роман ”Война  и мир”  Л.Толстой………………………………

 Глава III. БАЛ  В XI ВЕКЕ

1.Бал в современном мире и его назначение…………………………….

 

IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…...

Приложение

 Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

             Тема данного научного  проекта посвящена изучению темы бала в произведениях русских писателей XIX  века, а именно А.С.Пушкин «Пиковая дама», Л.Н.Толстой «После бала», «Война и мир».

             Данный научный проект построен  преимущественно на исследовании, анализе и сопоставлении  балов  в данных произведениях.

                           Общеизвестно, что роман  и повесть Л.Н.Толстого, повесть А.С.Пушкина  включены в школьную программу, но учащиеся так мало знают о жизни людей, живших в XIX  веке, о балах, бальном этикете, о цели балов. Поэтому наш проект может послужить учебным материалом для учителей- предметников, а также учащихся старших классов.

            

 Цель научного проекта:

 

исследование темы бала в произведениях Пушкина, Толстого;

                 

                  

   Задачи:

              исследование  темы бала в произведениях;

              определение разновидностей балов;

              сопоставительный анализ трех балов

        цель балов XX века

 

 

Методы исследования:

  метод классификации;

  сравнительный метод;

                     описательный метод;

метод анализа и синтеза.

 

 

 

 

 

 

II. Бал в жизни русского  общества.

1.История бала.

Слово бал пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.

Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском  дворах. Первый бал, о котором имеются  сведения в истории, был дан в 1385 г. в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Но сомнительно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах.

В XV и XVI веках большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко, и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при галантном короле Генрихе IV, балы получили широкое распространение. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств.

Для балов выработался  мало-помалу, первоначально во Франции, определённый церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в XIX веке несколько упрощён. С 1715 г. в Париже стали устраиваться балы в здании оперного театра (Bal de l’Opèra), и вместе с тем дана возможность лицам третьего сословия, за известную плату, принимать участие в этих посвящённых исключительно танцам увеселениях. С тех пор балы становятся общественным развлечением для всех сословий.

Бал как культурное явление  является исключительной принадлежностью  европейской традиции, а потому был  привнесен на русскую почву Петром Первым вместе с прочими приметами европеизации в директивном порядке. Соответственно, допетровская Россия балов не знала. Петровские ассамблеи всегда открывались полонезом, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы. В мемуарах голштинского камер-юнкера Берхгольца, относящихся к последним годам царствования Петра Великого, можно найти любопытные сведения о тогдашних ассамблеях.

Императрица Елизавета Петровна, будучи хороша собою, особенно любила танцевать, а потому танцевал и весь её двор. Исключение составляет разве что самые последние годы её правления, когда стареющая государыня по болезни прекратила посещать придворные развлечения. В результате балы стали проводиться реже, а то и вовсе отменялись.

Немалое внимание уделялось  балам с танцами и в эпоху  правления Екатерины II, поощрявшей благоразумные светские развлечения. Говорят, императрица любила повторять: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью, что подчёркивали даже люди, видавшие великолепие Версаля. Провинциальное дворянство посещала балы в губернском дворянском собрании; особенно славились балы в Московском Благородном собрании.

Монополия театральных представлений дирекции императорских театров (1783—1883 гг.) касалась также и балов, так как в 26-м пункте высочайшего указа, данного на имя Адама Олсуфьева от 12 июня 1783 г., сказано: «В театральных залах дозволяется давать для приращения доходов дирекции театральной: балы в масках и без масок», вследствие чего дирекция стала получать часть сборов также с балов, даваемых в частных залах столиц.

 В России до конца XVII в,  ничего похожего на балы не  существовало.

 В 1718 г. указом Петра были  учреждены ассамблеи, ставшие  первыми русскими балами.

На протяжении XVIII — XIX вв. балы все  прочнее входили в русский  обиход и вскоре перестали быть принадлежностью  только дворянского образа жизни, проникнув  во все слои городского населения. Некоторые  бальные танцы, например «кадриль», в XIX в стали танцевать даже в деревне.

Важной особенностью официальных  придворных балов служило то обстоятельство, что они выполняли функцию  официального приема, чествования, встречи  гостей, послов и прочее. Таковая роль балов, придворных, равно и прочих официальных (напр., балы у наместников провинции и губернаторов для местных дворян), просуществовала до Октябрьской революции, после чего она была отброшена вместе с другими приметами старой дворянской культуры, и была заменена на разного рода торжественные собрания, концерты и проч.

Одним из самых необычных  и зрелищных балов в Зимнем дворце был костюмированный бал 1903 года, на который царское окружение явилось в тщательно воссозданных нарядах допетровского времени. Последний императорский бал, проходивший в 1913 году в Большом Николаевском зале Зимнего дворца, воссоздан в фильме Александра Сокурова «Русский ковчег» (2002).

 

Бал   имел  свои  правила,  свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью  бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал  дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и  музыкантов — из числа гостей, живые  картины, даже любительский спектакль.

Балы проходили в огромных и  великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался  множеством восковых свечей в хрустальных  люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных  столов, на которых лежали колоды нераспечатанных  карт. Здесь играли, сплетничали  и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты  размещались у передней стены  на длинных, установленных амфитеатром  скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.

 

2. Виды балов.

 

Наибольшее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах  было обязательным для приглашенных.

Великосветские балы  давали представители    знатнейших    и    богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости  созывались по выбору хозяев дома из числа  их друзей, родственников и великосветских знакомых. Здесь чаще всего происходили  светские дебюты молодых людей и  девушек, которые начинали выводить в свет.

Блестящая гвардейская молодежь с  удовольствием наезжала в Москву из Петербурга. В зале Благородного собрания два раза в неделю устраивались балы, на которые собиралось до пяти тысяч человек. На таких балах  можно было веселиться от души в  отличие от чинных и церемонных придворных балов в холодном Петербурге, На Московских балах сговаривались  свадьбы "Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками", - писал  Пушкин.

Общественные балы часто давались в провинции. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых. Проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия и т. п. Общедоступные балы для различных слоев населения. Здесь можно было видеть студентов, художников, мелких чиновников.

 

3. Планирование бала.

 

Вся ответственность за проведение частного бала, естественно, целиком ложится на хозяина с хозяйкой, которые решили его дать, однако, к счастью, они могут рассчитывать на помощь многих из тех, кто был включен в список приглашенных. Обслуживание гостей, еда и напитки для бала могут быть предоставлены клубом или рестораном гостиницы, где решено проводить торжественное мероприятие, а если те устраивают дома, можно обратиться в агентство, по доставке продуктов и обслуживанию гостей. Сотрудники ближайшего цветочного магазина смогут позаботиться и об украшения помещения, а специально подготовленные секретари возьмут на себя хлопоты, связанные с приглашениями гостей. Однако независимо от того, насколько их деятельность может облегчить организацию бала, право принимать окончательные решения принадлежит тем, кто дает бал, и чтобы он прошел успешно, им следует вникать во все детали подготовки праздника. Организация общественного бала возлагается на подготовительный комитет, функции председателя которого сопоставимы с функциями хозяйки, однако в отличие от нее, бремени полной ответственности за проведение бала комитет не несет. Каждому члену подготовительного комитета дают какое-то конкретное поручение по организации бала: один занимаемся приглашениями, другой убранством помещения, остальные - выбором оркестра, угощением гостей.

 

Вечер бала

Организаторы бала ровно в назначенный  час собираются    у    входа    в     помещение,    где    будет проходить    торжественное    мероприятие,    чтобы приветствовать гостей. Если  бал частный,  приглашенных встречают  хозяин и   хозяйка, если  общественный  ответственные члены  подготовительного комитета гостей   организаторы   бала   располагаются   около входа в зал, в котором проводится вечер, а не перед входной дверью   в здание. Гости заходят в частный дом, где организован прием, и перед тем, как подойти к хозяевам и поприветствовать их, снимают в гардеробе верхнюю одежду. После обмена рукопожатиями с хозяевами гости проходят в зал, в котором состоится бал. Вспомните первый бал Наташи Ростовой! К балу готовятся - ведь это целый спектакль.

Когда   танцы   заканчиваются,   каждый   гость   перед   уходом   обязан подойти к хозяину  и хозяйке, поблагодарить их и  попрощаться.

Угощение включалось, в программу  любого приема, однако различалось  по масштабу. Если это был большой  прием, настоящий ужин чаще всего  отодвигался на поздний вечер, даже ночь, поскольку обычно бал начинался  ближе к полуночи, а ужин следовал после бала. Самые парадные приемы с обширной программой могли начинаться с позднего обеда, тогда ужин после  бала отсутствовал или предлагался  в облегченном варианте. Само собой  разумеется, в кладовых доставались  парадные сервизы на большое количество персон.

 

4.Бальный этикет.

Еще в Петровскую эпоху появилось  первое руководство по этикету и  хорошему  тону. Называлось оно “Юности  честное  зеркало, или Показание к житейскому обхождению”.Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось “руками и ногами по столу везде колобродить ,но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай. Придворный человек не должен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван и не  приглашен в гости не ходи, ибо говорится :кто ходит, не зван ,тот не отходит, не бран”.

 

 

5. Танцы.

Танцы осваивали с раннего детства  — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в  нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих  независимо от их волнения «делали  свое дело». Танцы придавали манерам  дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку  тон балу задавали танцы, то они и  были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал  польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне  на балы ездили с удовольствием.

Информация о работе Тема бала в произведениях русских писателей 20 века