Шпаргалка по "Зарубежная литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 13:38, шпаргалка

Описание работы

1.Период рубежа XIX и ХХ веков является и самостоятельной литературной эпохой и, одновременно, своеобразным прологом к
XX веку. Несмотря на то что календарно ХХ столетие началось в 1900 г., основные специфические черты его истории, культуры и искусства складываются только к концу 1910-х годов. Можно выделить основные историко-культурные черты, определяющие специфику эпохи рубежа XIX—ХХ веков.

Файлы: 1 файл

ШПОРА ЗАРУБЕЖКА.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Искусство – это откровение. Искусство не зависит от жизни и уводит в прекрасный мир иллюзий и фантазий. Форма также важна и должна подчиняться законам искусства. Творчество не связано с повседневностью, оно ищет что-то прекрасное и идеальное.

«De Profundis»  - это тюремная переписка Уайльда с лордом Дугласом. Это своего рода исповедь, в которой автор беседует с молчаливым собеседником, задавая ему вопросы и получая ответы. В этой исповеди есть любовь и ненависть, забота и равнодушие.

Но самое яркое произведение – «Портрет Дориана Грея» великолепно освещает вопрос места искусства в этом мире. Искусство должно служить красоте. В этом романе образом красоты является юноша, чей портрет написан по его подобию. Шедевр настолько прекрасен, что Дориан мечтает в том чтобы его портрет мог меняться а он всегда оставался таким, какой есть. Грею казалось что искусство и реальность связаны. Но на самом деле реальность может быть ужасной, а искусство создает красоту. Оно не знает ни времени ни морали. Искусство должно служить красоте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Киплинг известный своим  главным произведением «Книгой  джунглей» изображает в своем  творчестве не только темы взаимодействия человека с природой, но и многие другие. Он хвалил человеческое мужество, стойкость и активность. Человек, который является сильным, смелым и энергичным подчиняется самой Англии. Не менее привлекательна тема Индии на страницах многих роман28. Трагическая судьба художника в романе Дж. Лондона «Мартин Иден».

«Мартин Иден» - это грустная история о жизни одного человека, его духовном росте, надеждах и разочарованиях. Идея романа – событие, которое изменило жизнь главного героя. Он приходит в дом к богатым людям, где влюбляется в их дочь. Его любовь к ней доходит до поклонения. Однако, когда у него заканчиваются средства к существованию, Мартин уходит в море и решает стать писателем. Когда он становится известным и его произведения появляются везде, но с минимальными гонорарами, родители его возлюбленной категорически против свадьбы своей дочери с ним, поскольку их принцип – деньги.

Внутренняя тема – одиночество, потому что творческий человек не находит понимания среди окружающих. Когда Мартин обретает успех и пользуется популярностью среди тех, кто читает его творения, он понимает что слава – явление временное, и что все похвалы со стороны общества – это стадное чувство. Когда Мартин был бедным и неизвестным, он буквально излучал энергию и был готов творить. Когда он стал богатым и знаменитым, его творчество словно куда-то исчезло. Он хотел стать знаменитым, но известность «ударила» по его творческому подходу. И в то же время его бывшая возлюбленная, которая отвергла его, приходит к нему, будучи уже с деньгами. Но Иден уже не тот, что был раньше. И не желает отношений. Он разочарован в богатых людях, которые не знают о таком понятии как мораль и справедливость. Он становится одиноким. Мартин Иден не принимался обществом до тех пор, пока не попробовал на себе жизнь богатого и знаменитого. Никто не хотел признавать его таким, какой он есть. И это вполне оправдано, ведь внутренний мир творческого человека очень сложно понять тем, кто отличается от него. Уставший от общественных порядков,  в которых существуют только стадные инстинкты и деньги, Мартин заканчивает свою жизнь трагически.  Он показывает сложную жизнь индийского народа, трудные взаимоотношения индийцев с англичанами. Индия изображается с точки зрения правды и одновременно с нею восхваляется Британия.

Белый человек  - главное звено. Киплинг действительно восхищается английскими колониальными чиновниками и солдатами. Они выполняют свой долг перед страной и мужественно несут свое бремя «белых людей». Они защищают интересы Англии. Чувство долга перед родиной – святое дело. Во многих таких произведениях герои ведут войну против «других». Они понимают, что поступают жестоко, но вместе с тем они знают о товариществе и способности переживать все ужасы войны. Киплинг также показывает, что жизнь представителей Индии тоже не хороша.  В некоторых своих рассказах он с сочувствием относится к индийцам.

«Книга джунглей» рассказывает об основах индийского фольклора и законе джунглей. Человек оказывается самым сильным существом, а животные наделены человеческими чертами: они разговаривают и помогают Маугли выживать в джунглях. Сами джунгли – это сама жизнь, в которой выживает самый сильный. Человек – это настолько сильное и великое творение природы, что животные беззащитны по сравнению с ним.

41. Неоромантизм Дж. Конрада. Проблема самопознания («Лорд Джим»).

В основе неоромантизма лежал разрыв между реальностью и мечтой. Для него главное – поиск идеала в этой жизни, нахождение героя внутри себя. Человек, который посмотрел на мир другим взглядом, видит в нем что-то необычное. Искусство подсказывает человеку о смысле жизни, требуя от него изменения взглядов. Сам Конрад изображает героев своих произведений как смелых и мужественных. Они способны жить полной жизнью, чувствовать ответственность за других людей, понимать ограниченность буржуазного общества.

«Лорд Джим» - самое известно произведение Конрада, повествующее о об образе самого автора.  Главное место здесь занимает проблема совести. Герой страдает от совершения в прошлом плохого поступка и хочет искупить свою вину. Джим судит себя и мечтает доказать свое мужество. Казалось бы, что Джим – простой человек, но он прошел через страдания, обретя веру в человеческое достоинство.

Сам рассказчик Марлоу пытается понять мотивы поведения Джима. Он сам ищет правду. Тема романа – трагедия человеческой судьбы. Мир полон противоречий и человек стремится найти свое достоинство в нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Дж.Джойс. «Дублинцы» как  опыт «романа в рассказах».

«Дублинцы»  - это рассказ о мрачной атмосфере, окружающей столицу Ирландии для выражения ее духовного состояния. И Дублин является основным местом событий. Надежды людей гибнут, их жизнь не имеет будущего, вокруг них царит ощущение бездушия. Одним словом, город парализован. Так, в рассказе «Мертвецы» главный герой осознает весь свой эгоизм. В нем представлены образы людей, которые далеки друг от друга морально. Они становятся живыми мертвецами.

«Портрет художника в юности» показывает путь становления творческой личности, который отказывается от всего ради творчества. Его цель  - творить и создавать даже если придется отдать свою жизнь.

«Поминки по Финнигану» - это попытка выражения подсознания человека во время сна и стремление передать весь мир снов. Герой находится в состоянии сна. И в своем сознании он видит историю Ирландии и всего человечества, прошлое, настоящее и будущее.

Человек предстает перед читателем как двуличный. Джойс показывает, что история человека подобна замкнутому кругу. Человек может поменять свое имя, но его сущность никогда не изменится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Произведение Джойса  «Потрет художника в юности» - это не что иное, как автобиография  самого автора. Его герой –  его образ. В самом романе автор  указывает на религиозно-философское  и интеллектуальное развитие  своего персонажа, который сомневается в правильности общественного устройства Ирландии и влиянии католичества. Герой как творческая личность творит новаторское искусство. Он проходит стадии от детства к юности, отказывается от семьи, родины и религии – со всем, что мешает его развитию. Он создает в своем сознании свой непохожий на реальный, мир. Будучи подростком, он терзается и понимает, что грешен и пытается искупить свой грех. В 4-ой главе герой осознает, что все происходящее в его сознании имеет для него большее значение чем то, что происходит в настоящем мире. Герой подобен мифическому герою Дедалу, который поднялся над землей на крыльях. Пусть смерть близка, но герой смел, чтобы испытать свои возможности. Стивен – художник, готовый пожертвовать всем ради искусства. Он будто взмывает над всеми, творя свой особенный мир. Герой хочет выразить себя в жизни и искусстве. Он не будет служить тому, чему не верит. Он хочет покинуть Ирландию ради своего дела. Его принципы – молчание, мастерство и изгнание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Твен – очеркист неотделим от Твена – юмориста, и подтверждение этому можно найти в его ранних юмористических рассказах. Они написаны тем же "почерком". В своих юмористических произведениях Твен сумел воспроизвести не только стиль западного фольклора, но и его атмосферу жизнерадостного, задорного "буйства". Тем самым закладывались предпосылки важнейшей литературной реформы. Вместе с фольклором Запада в литературу Америки вторгалась живая, неприкрашенная, неотлакированная жизнь и, громогласно утверждая свои права, вступала в борьбу со всем, что становилось ей "на горло". Влияние западного фольклора стало важнейшим формирующим фактором творчества Твена. Хотя большинство его юмористических рассказов было создано в 60— 70х годах, юмор с обычными для него фольклорными приемами пронизывает все его творчество (правда, в убывающей прогрессии). Даже в 80—90х годах, когда писатель находился во власти растущих пессимистических настроений, он иногда возвращался к своей прежней манере, и под его пером возникали такие юмористические шедевры, как "Похищение белого слона" (1882). Эти внезапные всплески великолепного, сочного юмора, неожиданно вырывавшиеся откуда-то из творческих глубин сознания Твена, свидетельствовали о неистребимости его гуманистических первооснов. Ранние рассказы Твена были написаны "в защиту жизни" и этим определяются принципы их художественного построения. Опорой при осуществлении этой программы Твену служила не только фольклорная традиция, но и те литературные явления, которые, подобно его собственному творчеству, взошли на почве западного фольклора. Его повествовательная манера многими своими сторонами соприкасалась с традициями так называемого газетного юго-западного юмора Юмористические рассказы Твена переносят читателя в особый мир, где все бурлит и клокочет, все буйствует. Даже сиамские близнецы превращаются здесь в чрезвычайно беспокойных и скандальных субъектов, которые в нетрезвом виде швыряют камнями в процессию "добрых храмовников", а покойник, вместо того чтобы мирно покоиться в гробу, садится рядом с кучером на козлы собственного катафалка, заявляя, что ему хочется в последний раз взглянуть на своих друзей. Здесь капитан Стромфильд, попав на небеса, немедленно устраивает состязание с первой попавшейся кометой; здесь обыкновенный велосипед едет куда хочет и как хочет, невзирая на усилия седока, тщетно пытающегося преодолеть сопротивление своенравной машины, а безобидные карманные часы умудряются с дьявольской изобретательностью придать своим стрелкам все мыслимые и немыслимые положения.

Марк Твен быстро получил славу первого юмориста Америки, и слава эта с течением времени крепла и ширилась, но в то время мало кто заметил, что твеновский юмор изменялся. Его ранние рассказы, «Простаки за границей», книга невадских очерков «Налегке» (1872), написанный в соавторстве с Ч.Д. Уорнером роман «Позолоченный век» (1873), произведения, относящие к жанру комедийной прозы - новеллы «Мои часы», «Журналистика в Теннесси» закрепили за их автором репутацию блестящего, хотя и беззлобного остроумца. Но впереди еще «Приключений Тома Сойера», которые завершат первый период творчества Твена и изменят мнение читателей о нем.

45. Порой сатира молодого Твен горька, но большинство его всемирно известных рассказов, написанных в начале 70-х гг. и вошедших в сборнике "Старые и новые очерки" (1875), заразительно веселы. Окрашивающий их буйный юмор передаёт ощущение ещё не растраченных сил американской демократии, умеющей посмеяться над собственными слабостями. Маска "простака" и приём комического приведения к абсурду помогают вскрыть алогизм привычного. В 1871-91 Твен жил в Хартфорде (штат Коннектикут). Писателю "границы" трудно дышалось в атмосфере Новой Англии с её литературными и моральными табу, буржуазные круги вызывали у него всё большее критическое отношение ("Письмо ангела-хранителя", 1887, опубликовано 1946).

В 1875 в "Атлантик мансли" ("Atlantic Monthly") Твен напечатал очерки "Старые времена на Миссисипи" в 1876 опубликованы "Приключения Тома Сойера" в 1883 вышла книга "Жизнь на Миссисипи", где к очеркам о старых временах добавлена современного хроника; в 1884 в Англии (в США в 1885) появились "Приключения Гекльберри Финна". Дистанция между прошлой и нынешней Америкой ощутима во всех этих книгах. Освобождаясь от иллюзий, Твен и в американской демократии прошлого видит немало жестокого и дикого. В его книгах о прошлом, отмеченных критической остротой и углублением в повседневность, возникла концепция Америки, поныне остающаяся современной. В автобиографическом "Томе Сойере" мир детства защищает себя от натиска благопристойности и благочестия.

Новый удар нанесла смерть дочери. Многие страницы, написанные Твен в последние два десятилетия его жизни, пропитаны чувством горечи. В нередко мизантропических суждениях героя повести "Простофиля Вильсон" (1894) вывернуты наизнанку традиционные верования американских мещан. Горькое разочарование в буржуазной демократии заставляет позднего Твен обнажать иллюзорность воспринятых с детства идеалов и норм. В повести "Таинственный незнакомец" (опубликована 1916) он пересматривает основные мотивы своего творчества. Вольное детство у реки в духе "Тома Сойера" вписано тут в мрачную картину средневековых нравов. Глумящиеся над человеческим самообольщением речи Сатаны впитали безысходную горечь Твена, но в его уста вложены и знаменитые слова об оружии смеха, перед которым ничто не устоит.

В 20 в. Твен - признанный классик мировой литературы и при этом подлинно национальный писатель, открыватель той Америки, где трагическое соседствует с комическим, ужасное - с поэтическим. Один из величайших юмористов нового времени, Твен - также любимый детский писатель. В России Твена оценили рано: в 1872 в "Биржевых ведомостях" появился перевод его рассказа о скачущей лягушке, в 1874 в "Отечественных записках" печатался "Позолоченный век" (под названием "Мишурный век"). О Твене тепло отзывались М. Горький, А. Куприн. В СССР традиционная популярность Твена ещё более упрочилась.

 

 

46. Произведение Марка Твена тесным образом связано и с литературной мифологией романа приключений. Литературный миф, как явление коллективное, очень близок по своим функциям архаическому. Он закрепляет в сознании знаки-заместители целостных ситуаций и сюжетов, несущих в себе память о прошлом и будущем состоянии образов, вводимых в произведения. В ситуации литературного сознательного авторства, благодаря той же «литургии повторения» (В. Мириманов) как важнейшего момента в понимании мифа, мифологизируются герои, коллизии, психологические свойства.

В литературном мифе, как и в ситуации архаического мифологизирования, старое всегда присутствует в новом, что позволяет говорить о стадиальности в эволюции мифа. Следует специально сказать о формах существования культурного мифа в творчестве художников нового времени. Сюжет «нового мифа», существующий в сознании писателя, складывается благодаря наслоению множества авторских интерпретаций вне художественного явления, потому индивидуальное сознание находится под сильнейшим воздействием коллективного, но полностью никогда ему не тождественно. В связи с этим в развитии культурного мифа легко выделяются этапы его становления — это этапы личного творчества конкретного автора. На каждом из них происходит, во-первых, осознание объективной реальности и ее оценка творящим субъектом, во-вторых, осознание и усвоение сотворенного другими вымысла о той же реальности; в-третьих, установление соответствия между «своими» и «чужими» выводами (может быть даже обнажение «чужого») и, наконец, создание собственного произведения с сохранением основных аспектов содержания и семантического статуса топосов. При этом происходит своеобразное обновление, привнесение личных открытий и в форме и в содержании, что тоже имеет все шансы закрепиться в сознании и впоследствии повториться в других условиях. На каждом этапе происходит синкретическое

сращение «своего» и «чужого», формы и содержания и возникают возможности будущего развития,в повести Марка Твена произошли именно такие процессы в связи с традицией романа приключений, поскольку художественное сознание необычайно чутко к мифопоэтике и продуцированию «новых мифов». Например, связь образа Тома с образом легендарного разбойника Робина Гуда не требует дополнительных пояснений и характеристик внутреннего мира мальчика.

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежная литература"