Шпаргалка по "Зарубежная литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 13:38, шпаргалка

Описание работы

1.Период рубежа XIX и ХХ веков является и самостоятельной литературной эпохой и, одновременно, своеобразным прологом к
XX веку. Несмотря на то что календарно ХХ столетие началось в 1900 г., основные специфические черты его истории, культуры и искусства складываются только к концу 1910-х годов. Можно выделить основные историко-культурные черты, определяющие специфику эпохи рубежа XIX—ХХ веков.

Файлы: 1 файл

ШПОРА ЗАРУБЕЖКА.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

7. Роман «Жерминаль» (1885) - одно из самых ярких произведений в семейной хронике «Ругон Маккары». В нем Золя, как ранее в «Западне», значительное место отводит картинам тяжелых условий труда и жизни рабочих. С многочисленными подробностями рассказывает он о физической деградации обитателей поселка в Монсу.

Золя упорно продвигался к завершению «Ругон-Маккаров». После романа «Жерминаль» ему оставалось создать еще семь произведений, подвести читателя к финалу эпопеи – крушению Второй империи. От частных вопросов социальной и политической жизни Золя все чаще и чаще переходит к решению общих вопросов, связанных с судьбами буржуазной Франции. Золя обращается к изображению индустриального пролетариата (роман «Жерминаль»), представителей новой финансовой олигархии (роман «Деньги»). Через два года после создания романа о рабочих Золя решает показать современную деревню, многомиллионную массу крестьян, которые кормят и одевают Францию (роман «Земля»). Современный рабочий, современный крестьянин, современный капиталист – три главные темы времени. Золя подошел к ним, умудренный большим жизненным и творческим опытом, и не случайно, что эти произведения создавались им с небольшими интервалами на подступах к окончанию социальной эпопеи. Патриотический роман завершает социальную эпопею. Следующий и последний роман серии – «Доктор Паскаль» (1893) – понадобился Золя для обоснования его естественно-научных взглядов на природу и общество. Доктор Паскаль – убежденный последователь теории наследственности. В течение долгих лет собирает он данные о своих предках, ближайших родственниках, следит за жизньюотдельных представителей семьи Ругонов и делает вывод о закономерности их индивидуальных судеб. Множество страниц романа посвящено анализу психологии и   поступков уже знакомых персонажей. Большое место в романе занимает философия «радости жизни», которую на этот раз Золя почти полностью освобождает от всякой связи со своими социальными воззрениями и выводит из биологических законов жизни. Можно сказать, что ни в одном из романов серии с такой обнаженностью не проявлялись лженаучные взгляды Золя на человека и общество, как в это  произведении. Это обусловило художественное несовершенство романа «Доктор Паскаль», в котором риторика и надуманные ситуации почти не оставляют места для живого изображения действительности.

И все же «Доктор Паскаль» представляет известный интерес как книга, в которой Золя подводит итоги своей почти двадцатипятилетней работы над «Ругон- Маккарами». Несколько страниц «Доктора Паскаля» посвящены краткому изложению содержания «Ругон-Маккаров».

 

 

8. Известность пришла к Мопассану в 1880 году после опубликования его новеллы «Пышка», первого свидетельства его творческой зрелости. Новеллы и принесли ему славу замечательного французского рассказчика.Темы его новелл разнообразны. Но, пожалуй, одно из первых мест в его новеллах занимает тема патриотизма, которая ярче всего проявилась в его новеллах о франко-прусской войне.В новеллах о франко-прусской войне чувствуется гнев писателя, который он бросает в сторону тех государств и народов, которые затевают войну. Но в них же присутствует в полной мере и тема патриотизма того народа, который сражается за свою независимость и который не хочет отдать свою родную землю на поругание захватчикам     В конце своего рассказа он говорит захватчикам: «Восемь за отца, восемь за парня. Мы квиты. Я к вам не лез. Я знать-то вас не знаю. Не знаю даже, откуда вас принесло. Сели мне на шею и командуете тут, как у себя дома. А я взял да отвел душу на ваших шестнадцати. И не жалею».  

Погибает папаша Милон как истинный герой своего народа, до последней секунды невозмутимо улыбаясь своим родным.       

О зверствах захватчиков и о мести народного гнева говорят и другие новеллы Мопассана, например, «Два приятеля», «Помешанная», «Тетка Соваж», в каждой из которых по своему проявляется героизм простых людей из народа. И писатель восхищается этими людьми, пусть даже их патриотизм переходит все границы по своей жестокости. Писатель эту жестокость оправдывает. Ведь французский народ защищает свою родную землю. А в данном случае хороши все средства, лишь бы захватчики были изгнаны с родной земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Роман «Милый друг» был написан Мопассаном в 1885 году. Вальтера, министерскому статусу Ларош-Матье.

Художественная проблематика романа включает в себя осмысление не только личностных, но ещё и социальных, и философских (религиозных) вопросов. Социальное начало «Милого друга» выражено в описании нескольких общественных классов: крестьянства (родители Жоржа), интеллигенции (сотрудники «Французской жизни»), политиков (министр иностранных дел Ларош-Матье), знати (граф де Водрек и другие). В своём романе Мопассан показывает, как в конце XIX века происходит размытие одних социальных рамок и формирования других: главный герой произведения, выходец из крестьянской среды, в начале становится военным, затем журналистом, потом знатным человеком. Последнее получается совсем уж легко: Жорж меняет свою фамилию с Дюруа на Дю Руа де Кантель (по названию местности, где он родился и вырос), начинает подписывать ею свои статьи и со временем все привыкают к его новому социальному статусу.

Критика французского общества, развращённого деньгами, свободой нравов и погоней за властью, тесно соприкасается в «Милом друге» с темой смерти. О ней с Жоржем как-то заговаривает старый поэт Норбер де Варен. Одинокий творец пытается донести до своего юного друга, что жизнь – бессмысленна. Рано или поздно каждый человек начинает приближаться к смерти. Норбер де Варен не верит в Бога. Единственное, что утешает его страдающую душу, - творчество. Отношение Жоржа к религии в романе можно проследить только в эпизоде встречи с г-жой Вальтер в Троицкой церкви. С одной стороны, главный герой романа восхищается молитвенной страстью неизвестной ему бедной женщины; с другой – иронизирует над мнимой религиозностью знатных дам, заводящих «шашни перед алтарём».

Роман «Милый друг» в высшей степени реалистичен. Мопассан с величайшей тщательностью описывает внешность своих героев, окружающие их пейзажи, с мастерской точностью выписывает диалоги. Последние максимально приближены к жизни. Герои романа говорят друг с другом на простом языке, лишённом излишней литературной патетики.

Психологизм «Милого друга» тесно связан с раскрытием художественного образа главного героя. Мопассан периодически показывает читателю душевные терзания Жоржа Дюруа: его радость (когда он впервые облачается во фрак и начинает путь к новой жизни, радостно прыгая по лестнице и изучая своё отражение в зеркале), его страх (в ночь перед дуэлью героя бьёт лихорадка, он пытается спать, пить, писать письма родителям), его ревность (к умершему другу Форестье), его понимание истинной природы вещей (когда он осознаёт, что его жена Мадлена будет точно так же делать из него рогоносца, как это было и в случае с первым мужем), его зависть (по отношению к чужому богатству и положению). Образ Жоржа Дюруа – это образ беспринципного негодяя, идущего по головам к своей цели, но... Многие поступки героя обусловлены самой жизнью: он пытается заработать, чтобы прокормить себя; он предаёт Мадлену после того, как она изменяет ему с Ларош-Матье; он входит в семью Вальтера с целью добиться, наконец-то, уважения к себе, как к личности

10. Вершиной сатирического  мастерства Франса стал роман-памфлет  «Остров пингвинов». В этом произведении  состоялся окончательный поворот  от жизнеподобного изображения  к условному, гротескному, фантастическому,рассматривая возникновение «священного» права собственности, Франс описывает, как один пингвин бьет другого за клочок земли. Аббат Буллок подает в эту картину такой иронический комментарий: «Сейчас они заняты тем, что создают право, устанавливают собственность, утверждают основы цивилизации, основы общества и законы». Первым королем Пингвинов становится вор и мошенник Кракен, а первой святой — Орброза. Такими, по мнению писателя, являются истоки королевской власти и религиозного культа. Франс приходил к выводу, что история является рядом бессмысленных событий, абсурдных случайностей, а права, освященные буржуазным правом, — продукт человеческого невежества и жестокости.

В романах «Боги алкают» («Les Dieux ont soif, 1912) и «Восстание ангелов» («La revolte des anges», 1914) Франс обращается к теме Великой французской революции. Писатель проникается философскими и политическими вопросами. Он размышляет о возможностях реформирования общества, о перспективах революции, об оправдании революционного террора и т.д. В «Восстании ангелов» Франс развивает действие в двух планах — фантастическом и реальном. Сатана, который когда-то восстал против бога-тирана, теперь отказывается возглавить восставших ангелов, так как не верит в возможность установления справедливой власти. Любая власть является деспотической — к такому выводу приходит Франс. Изменить мир можно не насилием, а лишь одолевая страх и невежество в себе самому.

Начало Первой мировой войны Франс, как и многие другие французские писатели и деятели культуры, встретил под флагами шовинизма. Но в скором времени, ошеломленный многочисленными человеческими жертвами, он понял настоящую, зверскую сущность войны, выступил с резким осуждением кровавой резни. В 1918 г. Франса постигло горе: от гриппа умерла его дочь, Сюзанна Псикари. Ее 13-летний сын Люсьен осиротел, затем писатель взял на воспитание внука, который со временем стал его единственным наследником.

Последние произведения Франса - цикл воспоминаний о детстве «Маленький Пьер» («be petit Pierre», 1919) и повесть «Жизнь в цвету» («Lavieenfleur», 1922) - автобиографические произведения, которые помогают лучше понять формирование мировоззрения и таланта французского писателя. Творчество Франса оказало значительное влияние на Р. Мартен дю Гара, A. Барбюса, М. Пруста, А. де Сент-Экзюпери и др.

 

11. Лучшие книги «Жан-Кристофа» посвящены борьбе героя с буржуазным обществом, с упадочным искусством. Но герой одинок, и автор, как бы стремясь уравновесить борющиеся силы, гиперболизирует образ Жан-Кристофа, возвеличивает его и приподнимает над действительностью. Это заключает в себе положительное начало, давая возможность показать героизм Жаи-Кристофа, его моральную чистоту, активность плебейской натуры. Но это ведет и к абстрагированию героя, известному отрыву его от действительности.

В первых трех книгах романа - «Заря», «Утро», «Юность» - показано формирование характера Жан-Кристофа Крафта, пробуждение творческой личности. Действие происходит в одном из захолустных полуфеодальных герцогств Германии. На берегу Рейна начинается жизнь и проходит юность героя. Мощь реки сопутствует герою и символизирует большую судьбу его, значительность и необычность всей жизни Жан-Кристофа, его постоянное развитие. Мир Жан-Кристофа здесь еще ограничен узкими рамками семьи, провинциального городка. Усилия автора сосредоточены на раскрытии психологии Жан-Кристофа в различные периоды его детства и юности. Писатель проявляет большое мастерство, показывая, как различные жизненные препятствия формируют характер героя. По мере его возмужания усиливается социальная струя в романе. В четвертой книге - «Бунт»  дается уже обобщенная картина немецкой действительности. Активный протест героя против «окружающей филистерской среды» начинается со стремления отстоян, правдивость, реализм искусства.

Пятая книга романа - «Ярмарка на площади» - стала им ответом. Роллан всегда был интернационалистом, не случайно героем его романа является немец Кристоф. Еще в большей мере, чем «Бунт», «Ярмарка на площади» имеет памфлетный характер, Роллан подвергает в пей уничтожающей критике все области духовной жизни буржуазной Франции, ее культуру, политику, нравы. «Ярмарка на площади» - достойное продолжение традиций Бальзака, Флобера, Золя, обличавших буржуазную культуру. Атмосфера Франции становилась «все более удушливой, искусство разлагалось, цинизм и безнравственность разъедали политическую жизнь». Писателю больно видеть свою родину, французское искусство в столь бедственном состоянии. Отсюда взволнованность и страстность его тона.

Кристофа, как и Оливье, все больше волнуют социальные вопросы. Критика Ролланом реформизма в рабочем движении, руководителей-оппортунистов, которые, по его мнению, мечтают «улечься в теплую постель буржуазии», справедлива. Но Роллан в ложном снеге изобразил рабочее движение вообще, не отличая его от «буржуазной ярмарки политических страстей», не веря в него. Объяснить это можно только тем, что Роллан не знал тогда пролетариата, его жизни и борьбы. Индивидуализм Кристофа проявляется в неприятии диктатуры рабочего класса; он боится за свою свободу, заявляя, что художник должен стоять над партиями. Правда, Кристофа захватывают волнения майской демонстрации, оп оказывается среди восставших на баррикаде. По Кристоф, как и Оливье, не смог сознательно присоединиться к рабочему движению. Оливье бессмысленно гибнет, растоптанный в схватке на демонстрации. Кристоф вынужден эмигрировать в Швейцарию.

12. Натурализм как литературное направление второй половины XIX в. Стал распространяться по всей Европе из Франции благодаря философским идеям О.Конта и И.Тэна, но главным образом благодаря романам и эстетическим теориям Э.Золя. Строго говоря, сам термин «Н.» применим более всего к творчеству самого Золя, да и то с большими оговорками, и некоторых его ортодоксальных французских последователей. Интерес к жизни «низов» и сострадание к ним, а также опирающийся на естественнонаучные закономерности анализ общественных явлений стали во второй половине XIX в. доминировать в духовной жизни всех европейских стран, хотя совсем не везде оформились в такую мощную систему философских и эстетических взглядов, как во Франции.

На немецкий натурализм большое влияние оказало сочинение О.Конта «Курс позитивной философии», в котором закономерности общественной жизни подчинены естественнонаучным категориям, а также труды И.Тэна «Философия искусства» и «История английской литературы», где впервые сформулированы три принципа: расы, среды, момента, которые определяют всю духовную деятельность человека, а следовательно, и искусство.

В период становления натурализма в Германии в сер. 80-х гг. энергичнее всего развивалась поэзия, затем принципы натурализма принесли особенно заметный результат в драме, в отличие от французского натурализма, реализовавшегося в первую очередь в прозе.

В истории немецкого натурализма важной вехой оказывается 1889 г., своеобразный пик натуралистического движения. В этом году в Берлине по примеру парижского «Свободного театра» организуется частное театральное общество Свободная сцена», которое, наряду с журналом «Свободная сцена современной жизни» становится форумом немецкого натурализма. Там в том же 1889 г. Была поставлена первая драма Гауптмана «Перед восходом солнца».

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежная литература"