Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 20:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Русский язык".

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 117.05 Кб (Скачать файл)

Позиция свободная: постпозиция, предпозиция, интерпозиция.

В фонетич плане: интонация водности, паузы, пониж тона…

В морфолог плане: ИС (правда, словом); ИП (между прочим, самое большое); М (кроме того); Н (короче, по-моему); ГЛ (говорят, видите ли, кажется, значит, случается,); ИНФ (признаться, знать); деепр (честно говоря, мягко выражаясь).

Вводн сл называют модальными.

 Разряды:

1.Модальное знач – уверенности (конечно, разумеется, правда, несомнено)

2.Эмоц оценка – к счастью, к несчастью, к сожалению, к огорчению

3. Источник сообщения – по-моему, помнится, слышно, известно

4. порядок мыслей – во-первых, наконец, следовательно, наоборот, напротив, итак

5. привлечение внимания – видите, представьте себе, согласитесь.

6. степень обычности сообщения – бывает, случается, как водится

7. оценка меры – по крайней мере, как минимум, самое большое,

8. Экспрессивный характер высказывания - кроме шуток, по правде, по совести, по справедливости.

 

Вставные конструкции (Виноградов, Шапиро, Розенталь).

Сходство:

  1. грамм-ки не связаны с предлож, но связаны по смыслу
  2. выраж слова,  сл/соч, предлож-я
  3. могут включ. в пред-я при помощи союзов и без них

Различие:

  1. вставн конструкции выраж не отнош говорящего к сообщению, а добавочное замечание, пояснение, поправку. Не делятся на разряды
  2. ВК носят спонтанный хар-р, возникают по ходу речи
  3. ВК входят в речь с большей паузой, потому выдел ( ) или ― (реже).
  4. для ВК харак-на интрепозиция и постпозиция, а также за пределами предлож в ( ) после точки.

(В этот же день мы  были у Никиты (фамилия зятя). Солдаты – их было трое – сидели на траве).

ВК исп-ся для оформл-я ссылок (Пешковский 1995: 3).

 

33. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому бращена речь.

 Обращение распространяет  предложение, но не является  его членом (т.е. не выполняет  функцию подлежащего, сказуемого  или второстепенного члена).

Обращения выражаются сущ. в  форме И.п. или субстантивным словом или СЛС. (Услышь меня, хорошая. Здорово, шестая!).

Различаются обращения нераспространенные и распространенные.

Позиция Обр. свободн. Выдел запятой и !.

Обращения могут представлять собой не только по названии лиц, к  которым обращается говорящий, но и выражать эмоциональное отношение к этому лицу. Это достигается набором эмоций лексики или ироническим употреблением слов СЛС. (Любимая, меня вы не любили)

Роль обращ в тексте:

  1. тема высказывания (Звезды милой родины,как вы ярко светите)
  2. основная часть сообщения (Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь…)
  3. контраст (Тише, ораторы, ваше слово, Товарищ Маузер)
  4. предмет с минимальной обращенной к нему речью (порости-прощай, моя красавица, моя душа, мой верный человек.)

вокативные предложения

  Разновидность односоставных  предложений, называемых «предложениями-обращениями», :

  1) как особый тип  односоставных предложений;

  2) разновидность номинативных  предложений;

  3) нечленимые предложения.

  В.п. – это обращения,  осложненные выражением нерасчлененной  мысли, чувства, волеизъявления. «Маша!» – позвала мать. «Маша!»  – это В.п., в котором имя  собеседника осложнено желанием  привлечь его внимание. В.п. отличаются  семантико-грамматической изолированностью. Они содержат имя существительное  или местоимение в именительном  падеже, произносимое с особой  интонацией, передающей:

  1) призыв;

  2) побуждение к прекращению  действия;

  3) несогласие с собеседником;

  4) укор;

  5) упрек;

  6) сожаление;

  7) негодование и т.п.

  Междометия и частицы  усиливают и дифференцируют структурно-семантические  свойства вокативных предложений.

  По значению выделяются следующие группы В.п.:

  1) В.п. – призывы,  называющие адресата речи с  целью привлечь его внимание: «Водитель!» – крикнул пассажир;

  2) В.п., выражающие эмоциональную  реакцию на слова и действия  собеседника: «Мама!» – застонал  ребенок. В.п. стоят на границе  односоставных и нечленимых. А.А. Шахматов включал их в односоставные, но они не являются типичными односоставными, что определяет потенциальную способность. В.п. к переходу в разряд нечленимых предложений при утрате лексической значимости существительных: Вблизи послышалось: «Батюшки!»

34.В зависимости от коммуникативной  задачи, которую ставит перед  собой говорящий, одно и то  же предложение может приобретать  разный смысл. Коммуникативная задача - это стремление говорящего подчеркнуть тот аспект содержания предложения, который является важным, существенным в данном контексте или в данной речевой ситуации. Например, в предложении Брат купил книгу, коммуникативной задачей может быть сообщение о том, что сделал брат (купил книгу). Смысл этого предложения может измениться, если говорящий поставит перед собой другую коммуникативную задачу - сообщить о том, что купил брат: Брат купил книгу.

Такая коммуникативная задача предполагает, что слушателям известно, что брат купил какой-то предмет, но неизвестно, какой именно. Возможна и иная коммуникативная задача - сообщить о том, кто купил книгу: Книгу купил брат. Коммуникативной  задачей может быть сообщение  о том, каким способом брат приобрел книгу: Брат книгу купил. Таким образом, в зависимости от конкретной коммуникативной  задачи предложение членится на две  части: одна часть представляет собой  исходный пункт сообщения, то, о чём  сообщается; исходный пункт сообщения  часто (но не всегда) бывает известен слушателям или может предопределяться ситуацией или контекстом. Другая часть сообщает нечто о первой части и заключает в себе основное коммуникативное содержание предложения, то, что сообщается; чаще всего вторая часть содержит новое, неизвестное читателю или слушателю.

 

   Членение предложения  на две части, определяемое  коммуникативной задачей, существенной  для данного контекста или  данной речевой ситуации, называется актуальным членением. Исходная коммуникативная часть предложения, содержащая предмет сообщения, то, о чем сообщается, называется темой. Главная коммуникативная часть сообщения, содержащая то, что сообщается о теме, называется ремой. В дальнейшем изложении членение предложения на тему и рему показывается знаком // (две косых черты).

 

Рема как коммуникативный  центр предложения обязательно  должна быть выражена в предложении. Предложение без ремы невозможно. Тема, если она содержит нечто известное  читателю или слушателю, в неполных реализациях предложений может  быть опущена; например: Константин приподнялся, пошарил на полках над диваном, не сразу нащупал "бычок". Потом  следил, как дымок вился, таял в  солнечных полосах, пронизывающих  комнату. Лежал в утренней тишине дома, слышал все звуки (Бонд.) (в двух последних предложениях опущена  тема - подлежащее).

 

   Варианты одного  и того же предложения, различающиеся  коммуникативной задачей и обладающие  разным актуальным членением,  называются коммуникативными вариантами  пред-ложения. Коммуникативные варианты предло-жения различаются порядком слов и интонацией.

Актуа́льное члене́ние предложе́ния — используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:

=исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой, исходной точкой или основой;

=новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;

=элементы перехода.

Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».

Актуальное членение предложения  исходит из выражения им конкретного  смысла в контексте данной ситуации — в противоположность формальному  членению предложения на грамматические элементы.

Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным, в противном случае — субъективным, например: «отец (тема) идёт (рема)» — если ждут отца; «отец (рема) идёт (тема)» — если услышали шаги.

Актуальное членение предложения  может выражаться порядком слов, интонацией и другими средствами

35.Учёные, входящие в Пражский  лингвистический кружок, создала  теорию актуального членения  предложения (основы этой теории  заложил В. Матезиус, чешский языковед).

 Актуальное членение  отличается от формально-грамматического  анализа по членам предложения,  предусматривающего выделение группы  подлежащего и группы сказуемого. При актуальном членении (АЧ) предложения в зависимости от актуальности информации (ее важности, значимости для ситуации, контекста) выделяется исходная часть (данное, известное, т. е. то, о чём сообщается) – тема и часть, содержащая новую информацию, ядро высказывания, – рема.

 Соотношение данного  и нового (темы и ремы) в предложении  образует его функциональную  перспективу. Определить, что в  предложении является данным  и новым, можно только в отношении  к конкретной ситуации. Причём  любой член предложения в зависимости  от контекста или ситуации  может выступать в качестве  темы (Т) или ремы (Р).

 Т                                                           Р

А.        Я  люблю                         /      твои золотые переменчивые глаза (Чуркин).

 Для данной ситуации  важно, что любит автор. Состав  ремы может измениться, если автору  необходимо подчеркнуть, за что  он любит эти глаза, например:

 Т                                                           Р

 Я люблю твои глаза,  /          золотые,  переменчивые.

 Учёные, исследовавшие  языки с так называемым свободным  порядком слов, отмечают, что слова  в предложении располагаются  в письменной речи в соответствии  с его функциональной перспективой: данное (тема) обычно предшествует  новому (реме), логическое ударение  приходится на конец предложения.  Этот порядок следования компонентов  АЧ называется объективным.

 Однако в целях усиления  эмоциональной выразительности  или выделения какого-то элемента высказывания возможен обратный порядок компонентов АЧ: рема предшествует теме, при этом актуализация достигается порядком слов и ударением. Такой порядок расположения компонентов АЧ называется эмфатическим или инверсионным, как это имеет место в высказывании:

                          Р                                                           Т

Б.        Будет  нами прожит и выжит / этот третий жестокий год (А. Сурков).

 Состав темы помогает  определить местоимение «этот», осуществляющее связь с предшествующим  контекстом. Следовательно, рема  – это вынесенные вперед слова,  которые несут наибольшую смысловую  информацию и эмоционально выделены.

 В устной речи средством  актуального членения служит  интонация, логическое ударение.

 

36 Чтобы определить состав  Т и Р→ поставить  скрытый  вопрос, ответом на кот. Явл-тся анализируемое предложение-высказывание. Та часть предложения, кот.. повторяется и в вопр. и в отв., служит Т. Та часть, кот. Непосред-о отв-ет на вопр, служит Р. Нап-р, Гребцы машут веслами медленно, мерно, как машина. Это высказ-е явл-ся отв. на скрытый вопрос: «Как гребцы машут веслами?»→Т она повторяется и в вопр, и в отв. Непоср-ным ответом на вопр «как?» служат слова медленно, мерно, как машина, →, это Р.

2.способ определения: необходимо  построить парадигму из двух  членов, утвердительной модальностью  отрицательной). Отрицание→это Р: Кривые переулка Арбата были занесены снегом. Кривые переулка Арбата не были занесены снегом.

 

К о м м у н ик а т и в н о - с и н т а к с и ч е с к и е т и п ы простого предложения – это объединение предложений, построенных по одной и той же структурной схеме, выполняющих однотипное коммуникативное задание и характеризующихся однотипной интонацией и порядком слов. И.И.Ковтунова выделила и описала следующие коммуникативно-синтаксические типы предложений.

1 тип: двусоставное предложение, без детерминанта, подлежащее – тема, сказуемое – рема, коммуникативное задание – характеризация предмета, обозначенного в теме.

Н-р: радостьТ была огромнойР.

2 тип: двусоставное предложение, с детерминантом в начале предложения, детерминант – тема, сказуемое и подлежащее - рема, коммуникативное задание – сообщение события, которое наблюдается в указанных условиях.

КаждуюТ весну в петербурге проводитсяР фестиваль искусствН-р:

3 тип: двусоставное предложение, с детерминантом, комплексная (сложная) тема из 2 частей: детерминант + подлежащее; сказуемое – рема. Коммуникативное задание – характеристика предмета, включенного в определенную ситуациюН-р: в Т1юности Т2горький обошел Рпешком пол россии.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"