Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 20:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Русский язык".
Позиция свободная: постпозиция, предпозиция, интерпозиция.
В фонетич плане: интонация водности, паузы, пониж тона…
В морфолог плане: ИС (правда, словом); ИП (между прочим, самое большое); М (кроме того); Н (короче, по-моему); ГЛ (говорят, видите ли, кажется, значит, случается,); ИНФ (признаться, знать); деепр (честно говоря, мягко выражаясь).
Вводн сл называют модальными.
Разряды:
1.Модальное знач – уверенности (конечно, разумеется, правда, несомнено)
2.Эмоц оценка – к счастью, к несчастью, к сожалению, к огорчению
3. Источник сообщения – по-моему, помнится, слышно, известно
4. порядок мыслей – во-первых, наконец, следовательно, наоборот, напротив, итак
5. привлечение внимания – видите, представьте себе, согласитесь.
6. степень обычности сообщения – бывает, случается, как водится
7. оценка меры – по крайней мере, как минимум, самое большое,
8. Экспрессивный характер высказывания - кроме шуток, по правде, по совести, по справедливости.
Вставные конструкции (Виноградов, Шапиро, Розенталь).
Сходство:
Различие:
(В этот же день мы были у Никиты (фамилия зятя). Солдаты – их было трое – сидели на траве).
ВК исп-ся для оформл-я ссылок (Пешковский 1995: 3).
33. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому бращена речь.
Обращение распространяет
предложение, но не является
его членом (т.е. не выполняет
функцию подлежащего,
Обращения выражаются сущ. в форме И.п. или субстантивным словом или СЛС. (Услышь меня, хорошая. Здорово, шестая!).
Различаются обращения нераспространенные и распространенные.
Позиция Обр. свободн. Выдел запятой и !.
Обращения могут представлять собой не только по названии лиц, к которым обращается говорящий, но и выражать эмоциональное отношение к этому лицу. Это достигается набором эмоций лексики или ироническим употреблением слов СЛС. (Любимая, меня вы не любили)
Роль обращ в тексте:
вокативные предложения
Разновидность односоставных
предложений, называемых «
1) как особый тип односоставных предложений;
2) разновидность номинативных предложений;
3) нечленимые предложения.
В.п. – это обращения,
осложненные выражением
1) призыв;
2) побуждение к прекращению действия;
3) несогласие с собеседником;
4) укор;
5) упрек;
6) сожаление;
7) негодование и т.п.
Междометия и частицы
усиливают и дифференцируют
По значению выделяются следующие группы В.п.:
1) В.п. – призывы,
называющие адресата речи с
целью привлечь его внимание:
«Водитель!» – крикнул
2) В.п., выражающие эмоциональную
реакцию на слова и действия
собеседника: «Мама!» –
34.В зависимости от
Такая коммуникативная задача предполагает, что слушателям известно, что брат купил какой-то предмет, но неизвестно, какой именно. Возможна и иная коммуникативная задача - сообщить о том, кто купил книгу: Книгу купил брат. Коммуникативной задачей может быть сообщение о том, каким способом брат приобрел книгу: Брат книгу купил. Таким образом, в зависимости от конкретной коммуникативной задачи предложение членится на две части: одна часть представляет собой исходный пункт сообщения, то, о чём сообщается; исходный пункт сообщения часто (но не всегда) бывает известен слушателям или может предопределяться ситуацией или контекстом. Другая часть сообщает нечто о первой части и заключает в себе основное коммуникативное содержание предложения, то, что сообщается; чаще всего вторая часть содержит новое, неизвестное читателю или слушателю.
Членение предложения
на две части, определяемое
коммуникативной задачей,
Рема как коммуникативный центр предложения обязательно должна быть выражена в предложении. Предложение без ремы невозможно. Тема, если она содержит нечто известное читателю или слушателю, в неполных реализациях предложений может быть опущена; например: Константин приподнялся, пошарил на полках над диваном, не сразу нащупал "бычок". Потом следил, как дымок вился, таял в солнечных полосах, пронизывающих комнату. Лежал в утренней тишине дома, слышал все звуки (Бонд.) (в двух последних предложениях опущена тема - подлежащее).
Варианты одного
и того же предложения,
Актуа́льное члене́ние предложе́ния — используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:
=исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой, исходной точкой или основой;
=новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;
=элементы перехода.
Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».
Актуальное членение предложения
исходит из выражения им конкретного
смысла в контексте данной ситуации
— в противоположность
Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным, в противном случае — субъективным, например: «отец (тема) идёт (рема)» — если ждут отца; «отец (рема) идёт (тема)» — если услышали шаги.
Актуальное членение предложения может выражаться порядком слов, интонацией и другими средствами
35.Учёные, входящие в Пражский
лингвистический кружок, создала
теорию актуального членения
предложения (основы этой
Актуальное членение
отличается от формально-
Соотношение данного
и нового (темы и ремы) в предложении
образует его функциональную
перспективу. Определить, что в
предложении является данным
и новым, можно только в
Т
А. Я люблю / твои золотые переменчивые глаза (Чуркин).
Для данной ситуации
важно, что любит автор.
Т
Я люблю твои глаза, / золотые, переменчивые.
Учёные, исследовавшие
языки с так называемым
Однако в целях усиления эмоциональной выразительности или выделения какого-то элемента высказывания возможен обратный порядок компонентов АЧ: рема предшествует теме, при этом актуализация достигается порядком слов и ударением. Такой порядок расположения компонентов АЧ называется эмфатическим или инверсионным, как это имеет место в высказывании:
Р
Б. Будет нами прожит и выжит / этот третий жестокий год (А. Сурков).
Состав темы помогает
определить местоимение «этот»,
осуществляющее связь с
В устной речи средством
актуального членения служит
интонация, логическое
36 Чтобы определить состав Т и Р→ поставить скрытый вопрос, ответом на кот. Явл-тся анализируемое предложение-высказывание. Та часть предложения, кот.. повторяется и в вопр. и в отв., служит Т. Та часть, кот. Непосред-о отв-ет на вопр, служит Р. Нап-р, Гребцы машут веслами медленно, мерно, как машина. Это высказ-е явл-ся отв. на скрытый вопрос: «Как гребцы машут веслами?»→Т она повторяется и в вопр, и в отв. Непоср-ным ответом на вопр «как?» служат слова медленно, мерно, как машина, →, это Р.
2.способ определения:
К о м м у н ик а т и в н о - с и н т а к с и ч е с к и е т и п ы простого предложения – это объединение предложений, построенных по одной и той же структурной схеме, выполняющих однотипное коммуникативное задание и характеризующихся однотипной интонацией и порядком слов. И.И.Ковтунова выделила и описала следующие коммуникативно-синтаксические типы предложений.
1 тип: двусоставное предложение, без детерминанта, подлежащее – тема, сказуемое – рема, коммуникативное задание – характеризация предмета, обозначенного в теме.
Н-р: радостьТ была огромнойР.
2 тип: двусоставное предложение, с детерминантом в начале предложения, детерминант – тема, сказуемое и подлежащее - рема, коммуникативное задание – сообщение события, которое наблюдается в указанных условиях.
КаждуюТ весну в петербурге проводитсяР фестиваль искусствН-р:
3 тип: двусоставное предложение, с детерминантом, комплексная (сложная) тема из 2 частей: детерминант + подлежащее; сказуемое – рема. Коммуникативное задание – характеристика предмета, включенного в определенную ситуациюН-р: в Т1юности Т2горький обошел Рпешком пол россии.