Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература"

Файлы: 1 файл

litra.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Стихи Эдгара По и впрямь похожи на музыку. Для него понятие музыкальности включало всю звуковую организацию стиха в органическом единстве с образно-смысловым содержанием. Многочисленные попытки раскрыть секрет музыкальности стихов По чаще всего оканчивались неудачей потому, что критики ограничивались рассмотрением «чистого звучания», отключая его от других элементов художественной системы, не замечая при этом, что звук, взятый в изоляции, «пустеет», теряет эмоциональную окрашенность и действенность. По никогда не уравнивал поэзию с музыкой. Он настаивал на том, что поэзия — это музыка в сочетании с мыслью.

Пытаясь очертить границы  деятельности поэтического таланта, Эдгар  По писал: «Если и существует некий  круг идей, отчетливо и ощутимо  выделяющийся посреди клокочущего  хаоса умственной деятельности человечества, — это вечнозеленый, сияющий рай, который доступен истинному поэту, и лишь ему одному, как ограниченная сфера его власти, как тесно замкнутый Эдем его мечтаний и сновидений». Иными словами, По не допускал выхода поэтического творчества за пределы жестко очерченной эмоционально-эстетической задачи и тем самым обрекал поэзию на неподвижность, лишал ее способности выражать внутренний мир человека в его сложности и богатстве. Уделом поэзии оставался «мир сновидений». «Истина бытия» была достоянием прозы.

 

2. Ребекка Шарп: успехи и поражения.

«Ярмарка тщеславия» — «роман без героя», — так в подзаголовке Теккерей назвал свою книгу. В этих трех словах он полемически выразил и свой замысел, и свою идейную позицию, и новаторскую творческую задачу, и горький итог своих наблюдений над современным ему обществом.

И нет среды, нет духовной атмосферы, в которой могло бы развиваться героическое начало и предстать в живом образе. Быт, нравы изображены в «Ярмарке тщеславия» со всеми подробностями, среда представлена многими лицами — и титулованной и денежной знатью, но все это — посредственность, с каким бы самомнением, с какой бы помпой она ни заявляла о себе.

Ни одной истинно  широкой натуры, духовно возвышенной  и значительной. Ни одной сколько-нибудь масштабной личности. Самой яркой  фигурой в толпе разноликих персонажей оказывается Бекки Шарп — выдающееся достижение художественного реализма. Вспомним восхищенное мнение Л. Н. Толстого о Диккенсе, которое поражает необычайностью формы выражения, неожиданным выводом: «Просейте мировую прозу, останется Диккенс, просейте Диккенса, останется «Дэвид Копперфилд», просейте «Копперфилда», останется описание бури на море». Проделаем ту же процедуру с Теккереем. Просеем все его произведения, останется «Ярмарка тщеславия», просеем персонажей этого романа, всю их огромную толпу, останется Ребекка Шарп, просеем всех персонажей всех английских романов XIX и XX веков, Бекки Шарп останется в ряду самых значительных и живучих. Можно сказать, что Бекки Шарп давно стала именем нарицательным, и в той или иной концентрации в разных общественных слоях и сферах заявляет о себе до сих пор.

Среди вереницы персонажей это незаурядное лицо: «Пусть это  роман без героя, но мы претендуем, по крайней мере, на то, что у нас  есть героиня». По-разному можно  воспринимать это авторское заявление — и соглашаясь с ним, и сомневаясь в нем, — автор склонен подшутить и над собой и над читателем, но мнение автора, какой бы подтекст у него ни был, не следует игнорировать. Ребекка Шарп умна, остроумна, артистична, обаятельна, полна энергии, деятельна, обладает твердостью духа, решимостью, силой воли. Когда она впервые появляется на страницах романа, непредубежденный читатель невольно проникается к ней симпатией. Как независимо и непринужденно, с понятной и обоснованной дерзостью, возмущенная бездушием, лицемерием, несправедливостью, ведет себя юная Бекки, покидая пансион мисс Пинкертон, напыщенной, чванливой и тщеславной женщины; пансион молодых девиц, где сироту Бекки, дочь бедных родителей, — одаренного, но беспечного и спившегося художника и незаметной танцовщицы,— держали по необходимости, на положении" парии. ,Но сущность характера Бекки Шарп, ее жизненная цель и средства, избираемые ею для достижения цели, образ ее поведения отнюдь не героические.

Черта Бекки Шарп — воплощенный авантюризм, обусловленный корыстной целью. Пробиться вверх, к большим деньгам и знатному или видному положению — вот задача ее жизни. Пробиться вверх для того, главным образом, чтобы иметь тщеславное удовольствие на все и всех смотреть сверху вниз.

В своих устремлениях и в выборе средств для хищного  самоутверждения эта героиня  легко пренебрегает нравственностью, высокими понятиями и человеческими  чувствами, все свои достоинства  мобилизует и расходует для достижения эгоистичной суетной цели. Бекки Шарп отнюдь не склонна себя винить за безнравственный образ жизни, а всю вину переносит на внешние обстоятельства, так сказать, на недостатки материального обеспечения. «Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч в год». Так рассуждает про себя Бекки. «Какой-нибудь олдермен, возвращающийся с обеда, где его угощали черепаховым супом, не вылезет из экипажа, чтобы украсть баранью ногу; но заставьте его поголодать — и посмотрите, не стащит ли он ковригу хлеба. Так утешала себя Бекки, соразмеряя шансы и оценивая распределение добра и зла в этом мире». «Кто знает,— комментирует автор «Ярмарки тщеславия», — может быть, Ребекка и была права в своих рассуждениях и только деньгами и случаем определяется разница между нею и честной женщиной!»

Может показаться, что Теккерей разделяет софизмы «маленькой авантюристки», как он называет свою героиню, имея в виду не масштабы авантюризма, а ее маленький рост. Так может казаться, но не должно. Теккерей с глубоким интересом обращался к английской литературе XVIII века, высоко ценил литературу эпохи Просвещения, особенно Филдинга, опирался на традицию просветительского романа. Он склонен был разделять взгляды просветителей на прямую линейную зависимость характера от среды. Жизнь на глазах Теккерея обнажала утопизм многих, в том числе восторженных представлений просветителей. Рассуждения Ребекки относительно того, что и она «была бы хорошей женщиной», имей она «пять тысяч 144 фунтов в год», не безоговорочны, не случайно она начинает это свое рассуждение с вводного слова «пожалуй». И автор в своем комментарии избегает категоричного суждения, он, в свою очередь, говорит: «может быть» и вскоре отметит несостоятельность и фальшь аргументов своей героини. И она «могла бы возиться в детской», если бы была материально обеспечена, говорит про себя Ребекка. Нет, не могла бы. Это знает и об этом скажет автор.

У Бекки появится такая  возможность, появятся деньги, милейший ребенок, мальчик Родон, отличная детская, но возиться она в ней не захочет, не сможет, это чуждо ее натуре. Добрые мысли и тихие удовольствия были противны миссис Бекки: они раздражали ее; она ненавидела людей, которым они нравились; она терпеть не могла детей и тех, кто любит их». Из разных уст слышит читатель резкие и не пустые слова о Бекки Шарп: она способна «лгать без зазрения совести», «извлекать пользу из всего решительно», «вероломный друг и вероломная жена», она «злая, дурная женщина». Автор не оспаривает всех этих обличений маленькой Бекки и все же скажет о ней: «в сущности не злая». И также из разных уст читатель может услышать, что Бекки и мила и очаровательна, что она «добродушное и милое создание». И сам автор не раз взглянет на нее увлеченно, будет сравнивать ее с другими лицами и не сможет удержаться, чтобы не отметить ее поразительную и озадачивающую привлекательность.

 

Можно рассказать о том, что происходило с Ребеккой, проследив отношение к ней  Эмили:

Эмилия, по природе кроткое  и миролюбивое существо, считает  в начале романа Бекки своей подругой и, более того, даже сестрой. Когда, покинув  пансион мисс Пинкертон, Бекки гостит у Эмили и, познакомившись с Джозом, братом Эмми, решает, что должна выйти за него замуж, Эмилия радуется перспективе породниться с подругой, пожалуй, даже более искренно, чем сама Ребекка. После того, как помолвка Бекки с Джозом не выходит и Бекки уезжает к баронету Питту Кроули гувернанткой, Эмилия крайне трогательно провожает подругу, одаривает ее сверх меры своими лентами и платьями и искренне плачет, провожая взглядом увозящую Бекки карету. В то время, как Бекки вытирает глаза платочком ровно до того момента, как карета выезжает из ворот дома Седли. Далее писатель рассказывает о жизнях Эмили и Бекки отдельно, и развитие их взаимоотношений откладывается до того момента, как Эмили приезжает к Бекки в поместье Кроули. К этому моменту Бекки уже тайно обручена с Родоном Кроули и, хотя она открыто ничего не говорит об этом Эмилии, чуткое женское сердце последней обо всем догадывается. Когда они остаются наедине в комнате Бекки, Эмилия восхищенно говорит, что все поняла. Эмми восторгается находчивостью и изобретательностью Ребекки, ведь сама она ни за что ни на что подобное не решилась бы. Но в дальнейшем дорожки героинь расходятся и дружба вроде бы заканчивается. Эмилия выходит замуж за обожаемого ею Джорджа Осборна, Бекки сбегает вместе с Родоном и начинает свое восхождение в свете. Об этом не говорится в романе, но я думаю, что, несмотря на то, что общение подруг прерывается, кроткая и добродушная Эмми все равно любит Ребекку, считает ее близким себе, верным, хорошим человеком, не верит всем сплетням о Бекки, которыми полон свет. Эмилия до последнего верит в порядочность Бекки. Последним оказывается тот эпизод, когда чета Осборнов встречает чету Родонов в военном Брюсселе. Джордж Осборн восхищен Бекки, он оказывает ей всяческие знаки внимания. Бедная Эмилия все это видит, но не хочет замечать. Она понимает, что не в состоянии тягаться с умом, красотой, положением, остроумием Ребекки. И Эмилия начинает ужасно ревновать мужа к подруге, хотя и пытается(в меру своих возможностей) всячески ревность скрывать. Она не выдерживает на балу, когда муж оставляет ее одну, а сам, завидев вошедшую Ребекку, устремляется к ней. Как Эмми узнает потом, в тот вечер ее Джордж хотел бежать с Бекки:он оставил ей записку в букете с признанием и просьбой бежать с ним. В тот вечер сердце бедной Эмми переполняет ревность, обида и негодование. Ей вспоминаются все разговоры о Бекки, холодность обращения с ней подруги и многое другое. Эмилия решает больше никогда ни в чем не помогать Бекки, она чувствует, что над ее дружбой надругались, оскорбили ее. Затем Джордж еще и погибает на войне. Тут Эмили совсем безутешна, ведь она понимает, что последний вечер своей жизни ее обожаемый муж провел не с ней, а с Бекки. И когда Ребекка приходит навестить овдовевшую подругу, Эмили набрасывается на нее с упреками и оскорблениями. Чего Ребекка, конечно же, не собирается терпеть. Казалось бы, любые отношения между подругами закончены. Повествование идет своим чередом, и вот автор вновь сталкивает своих героинь. Через много лет опозоренная, потерявшая все Ребекка встречает Джоза Седли, брата Эмилии, в карточном клубе. Ребекка в маске, но Джоз узнает ее голос. Бекки рассказывает ему все неудачи своей жизни и умоляет придти в ее отель на встречу. Джоз навещает Бекки и ее история(а Бекки обладает неслабым актерским талантом, между прочим) производит такое впечатление на Джоза, что, придя домой, он рассказывает все сестре, чем повергает в шок и испуг кроткую Эмили(напомним, что Джоз склонен все преувеличивать, очень любит говорить крайне красноречиво).Эмилия приходит к Ребекке, убеждается в том, какая жизнь настала у ее старинной подруги, и жалость переполняет бедную наивную Эмили. Она перевозит Бекки в свой дом с решительностью, ей совершенно несвойственной. Она не слушает доводы Доббина(это друг Джорджа, который всю жизнь безответно любит Эмми), который видит сущность Бекки и остерегает Эмили от нее. Но Эмили непреклонна. Из-за того, что Бекки начинает жить в доме Эмилии, у последней происходит ссора с Доббином и он уезжает. Здесь Ребекка не выдерживает глупости Эмилии(ведь Бекки видит то,чего упорно не желает замечать Эмми: только Доббин всю жизнь любил Эмили, а она его отвергла). Ну и + Бекки чувствует свою вину в ссоре и отъезде Доббина. Короче, она решает наставить неразумную Эмми на путь истинный и показывает ей ту самую записку, которую вложил в букет Джордж Осборн много лет назад. Ребекка видит, как Эмили ослеплена любовью к Джорджу, видит, что именно стыд перед своей супружеской неверностью этому «святому» человеку не дает Эмили расслабиться и жить спокойно и счастливо с Доббином. Потому она показывает ей записку. Реакция Эмили была точно такой, как ожидала Бекки. Эмилия идет на пристань встречать пароход, на котором, она чувствует, должен приехать Доббин(предварительно Эмми написала ему письмо с признаниями, извинениями и мольбой вернуться). Доббин приплывает, происходит чудесной воссоединение любящих, все счастливы, что Доббин вернулся. Бекки видит его отношение к ней и понимает, что больше ей здесь делать и ждать нечего. Она оставляет счастливых влюбленных впокое. В конце романа автор вновь разводит подруг: Ребекка ведет беспокойную жизнь и потихоньку разоряет Джоза, Эмили обретает полноценную счастливую семью. И, хотя она не общается с Бекки и автор не говорит о том, каково отношение Эмилии к Ребекке в конце романа, но мне кажется, что Эмми искренне благодарна Бекки за ее жестокий, но правильный настоящий поступок. И возможно, даже, Эмилия благодарит Ребекку за то, что через все лишения и удары судьбы(в которых часто Эмми винила Ребекку) она все же обрела свое счастье. 

 

Отношение Ребекки  к Эмили:

Отношение Бекки к  Эмилии мотивируется натурой Ребекки: она использует людей в личных целях и хорошо разбирается в  людях. Она видит непритязательный ум Эмми, ее чрезмерную кротость, скромность и доброту. Я вообще серьезно сомневаюсь, что Бекки способна на настоящую, искреннюю дружбу. Она не умеет бывать даже просто по-настоящему благодарной. Но зато умеет очень хорошо играть это чувство, как и многие другие. Она добра и внимательна к Эмми, когда видит прямую выгоду в таком отношении. К примеру, в начале романа, когда они оканчивают пансион, или когда Бекки едет к Эмили гостить. Она прекрасно сознает свою власть над этим кротким сердечком и пользуется ею. На протяжении всего романа Бекки считает Эмилию глупой, наивной, слишком доброй, слишком застенчивой. И Бекки скрывает и показывает эти чувства по мере того, нужно ли ей что-то от Эмили или нет. Так же важно сказать, что с самого начала Ребекка завидует Эмилии. Ведь у Эмми есть богатая любящая семья, есть мать и отец, которые занимаются ее замужеством и устройством ее жизни, есть деньги и имя. А у Бекки кроме ее ума, ловкости и находчивости нет больше ничего. И потому в самом начале романа Ребекка ставит себе цель: стать лучше Эмилии. Выше. Успешнее. И Ребекка испытывает гордость от сознания своего триумфа, когда встречает коляску Эмилии, а сама едет верхом рядом с одним из самых богатых и известных генералов английской армии.  Бекки всегда счастлива проявить снисходительность по отношению к Эмилии, когда она имеет на то основания, но и не гнушается жаловаться, якобы раскаиваться(я считаю, что она не способна раскаиваться в чем-то) и умолять о помощи, если Эмми может ей как-то помочь. Так, переходя из одной крайности в другую, и строятся взаимоотношения Бекки и Эмили со стороны первой. Между триумфами и поражениями проходит весь роман, и лишь в конце Теккерей решает дать своей героине шанс «исправиться» в глазах читателя.  Через много лет опозоренная, потерявшая все Ребекка встречает Джоза Седли, брата Эмилии, в карточном клубе. Ребекка в маске, но Джоз узнает ее голос. Бекки рассказывает ему все неудачи своей жизни и умоляет придти в ее отель на встречу. Джоз навещает Бекки и ее история(а Бекки обладает неслабым актерским талантом, между прочим) производит такое впечатление на Джоза, что, придя домой, он рассказывает все сестре, чем повергает в шок и испуг кроткую Эмили(напомним, что Джоз склонен все преувеличивать, очень любит говорить крайне красноречиво).Эмилия приходит к Ребекке, убеждается в том, какая жизнь настала у ее старинной подруги, и жалость переполняет бедную наивную Эмили. Она перевозит Бекки в свой дом с решительностью, ей совершенно несвойственной. Она не слушает доводы Доббина(это друг Джорджа, который всю жизнь безответно любит Эмми), который видит сущность Бекки и остерегает Эмили от нее. Но Эмили непреклонна. Из-за того, что Бекки начинает жить в доме Эмилии, у последней происходит ссора с Доббином и он уезжает. Здесь Ребекка не выдерживает глупости Эмилии(ведь Бекки видит то,чего упорно не желает замечать Эмми: только Доббин всю жизнь любил Эмили, а она его отвергла). Ну и + Бекки чувствует свою вину в ссоре и отъезде Доббина. Короче, она решает наставить неразумную Эмми на путь истинный и показывает ей ту самую записку, которую вложил в букет Джордж Осборн много лет назад. Ребекка видит, как Эмили ослеплена любовью к Джорджу, видит, что именно стыд перед своей супружеской неверностью этому «святому» человеку не дает Эмили расслабиться и жить спокойно и счастливо с Доббином. Потому она показывает ей записку. Реакция Эмили была точно такой, как ожидала Бекки. Эмилия идет на пристань встречать пароход, на котором, она чувствует, должен приехать Доббин(предварительно Эмми написала ему письмо с признаниями, извинениями и мольбой вернуться). Доббин приплывает, происходит чудесной воссоединение любящих, все счастливы, что Доббин вернулся. Бекки видит его отношение к ней и понимает, что больше ей здесь делать и ждать нечего. Поступком с запиской от Джорджа Бекки впервые в жизни делает добро без расчета на собственную от того выгоду. Со стороны Ребекки этот эпизод может говорить о том, что она не такая уж антигероиня: черствая, холодная, расчетливая. Возможно, она все же благодарна Эмилии, и ведь есть за что быть благодарной)Возможно, Бекки даже немного сентиментальна, что несвойственно ее натуре, ведь она всю жизнь хранила шкатулку, которую подарила ей именно Эмилия. Правда, в этой шкатулке Бекки прятала от мужа подаренные богатыми мужчинами драгоценности и денежную заначку, но не суть. Конечно, она доставила Эмилии много горя и разочарований, и после того, как поспособствовала воссоединению подруги с Доббином, продолжила разорять брата Эмили Джоза, но ведь именно Бекки Эмили обязана своим жизненным счастьем. Таким образом, нельзя говорить о том, что отношение Ребекки к Эмили лишь потребительское и неблагодарное. Оно многогранно и противоречиво, как и сама Бекки, как и сама жизнь.

 

Эмилия и  Ребекка: разные судьбы и цели

Эмилия Седли и Ребекка протипоставляются друг другу, их характеры обусловлены их положением. Жизнь развела "дорогих подруг": одна осталась дома, у фортепиано, с женихом и двумя новыми индийскими платками, другая поехала "на ловлю счастья и чинов", на ловлю богатого мужа или покровителя, богатства и независимости. Ребекка Шарп - сознательная актриса. Её появление очень часто сопровождает театральная метафора, образ театра. Её встреча с Эмилией после долгой разлуки, во время которой Бекки оттачивала свои мастерство и коготки, произошла в театре, где "ни одна танцовщица не проявила столь совершенного искусства пантомимы и не могла сравняться с ней ужимками". На слова лорда Стейна «у отца Бекки был талант писать картины, но не жить» Бекки отвечает: «Я пытаюсь нарушить это правило». Бекки - самая сильная личность романа, и только перед одним проявлением человеческих чувств она пасует - перед человечностью. Ей, эгоистке, просто не понятен поступок леди Джейн, вначале выкупившей Родона у кредиторов, а потом взявшей его и его сына под своё покровительство. Ей не понять и Родона, сбросившего маски офицера-гуляки и мужа-рогоносца, и приобретшего лицо в своей заботливой любви к сыну, в своём обманутом доверии он возвысился над Бекки, которая ещё не раз вспомнит и пожалеет "об его честной, глупой, постоянной любви и верности". Однако, она честна перед Эмилией, указывает на любовь Доббина, которую та упорно не замечает. С детства  Бекки цинична, беззастенчива. Теккерей по ходу романа настойчиво подчеркивает, что она не хуже и не лучше других, и что неблагоприятные обстоятельства сделали ее такой, какая она есть. Ее образ лишен мягкости. Она показана неспособной к большой любви, даже к любви собственного сына. Она любит только себя. Ее жизненный путь – гипербола и символ: образ Ребекки помогает понять весь замысел романа. Тщеславная, она ищет славы не теми путями, и в конце приходит к пороку и несчастию.

У Эмилии какая-то такая  «кисельная» жизнь, и она вечно  плачет, вечно жалуется, вечно виснет на локте своего мужа, который уже  не знает, как бы ему вздохнуть  посвободнее.  Так устроена Ярмарка Тщеславия, что на ней доброта, любовь, верность не только теряют свою ценность, но что-то утрачивают и в себе, становясь спутницами неловкости, слабости, недалёкости. И тщеславного, суетного себялюбия: кем, в конце концов, оказалась Эмилия, "как не беспечной маленькой тиранкой"?Теккерей своими двумя портретами героинь показал две традиции в своем романе – романтическую (Эмилия) и плутовскую (Бекки). Причем сюжетными линиями обеих девушек Теккерей развенчивает обе традиции. И та, и другая по-своему где-то счастливы, но где-то и несчастны. Эмми он показал хрупкой и нежной, чувствительной и самоотверженной, беззаветно преданной памяти мужа, который ее совсем не стоил. И в то же время нам видно ее бездушие к Доббину, который действительно любит ее, который посвятил ей всю свою жизнь, мы видим ее эгоизм, ограниченность. «Tender parasite» (нежный паразит), - именно так назвал свою героиню сам писатель.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"