Шпаргалка по "Литературе 19-20 век"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 20:09, шпаргалка

Описание работы

Историко-культурная ситуация в России рубежа 19-20 вв.
Это время характеризовалось напряженностью и трагичностью. Россия пережила русско-японскую войну 1944-1945гг. и революцию 1905г. За ними последовали 1 мировая война 1914-1918гг., февральская и октябрьская революции 1917г. и гражданская война 1918-1921гг.

Файлы: 1 файл

Litera_Gotovo.doc

— 643.50 Кб (Скачать файл)

Сквозному «мотиву юности» в «Поединке» сообщен емкий смысл. Молодость Ромашова усиливает его муки от повсеместной «нелепости, сумбурности, непонятности». Вместе с тем возраст героя вызывает иную ассоциацию — обновление, преображение жизни. Поэтому столь трагичным воспринимается финал повести — бессмысленная, неожиданная смерть Ромашова на дуэли. Этот последний аккорд исполнен не только боли, сострадания. В нем — осуждение эгоистичных людей, не заметивших, не оценивших еще несильно, но прекрасно расцветающую юность.

Трудно, а может быть, невозможно переключить внимание с произведений одного писателя на создания другого. Очень ярки, самобытны творческие индивидуальности современников. Поэтическое, взволнованное повествование Куприна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Своеоб звуч темы  любви в расс Куприна «Гран  брасл»

У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них не находят счастья или гибнут в столкновении с враждебным миром, но всем своим существованием, всеми своими мечтами они утверждают мысль о возможности счастья на земле.  
Любовь — заветная тема для Куприна. Любовью величественной и все проникающей, вечной трагедией и вечной тайной наполнены страницы «Олеси» и «Сула-мифи». Любовь, возрождающая человека, раскрывающая все человеческие способности, проникающая в самые потаенные уголки души, входит в сердце читателя со страниц «1ранатового браслета». В этом удивительном по своей поэтичности произведении автор воспевает дар неземной любви, приравнивая его к высокому искусству.  
В основе сюжета рассказа лежит курьезный случай из жизни. Единственное, что изменил автор, это финал. Но удивительно то, что анекдотическая ситуация превращается под пером писателя в гимн любви. Куприн считал, что любовь — это дар от Бога. На прекрасное, возвышенное чувство способны далеко не многие. Герой «Поединка» Назанский говорит о любви так:  
«Она — удел избранных. Вот вам пример: все люди обладают слухом, но у миллионов он как у рыб, а один из этого миллиона — Бетховен. Так во всем: в поэзии, в художестве, в мудрости... И любовь имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов».  
И такая любовь озаряет «маленького человека», телеграфиста Желткова. Она становится для него великим счастьем и великой трагедией. Он любит прекрасную княгиню Веру, не надеясь на взаимность. Как точно замечает генерал Аносов, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».  
Все происходящее далее обостряет сознание исключительности прошедшей мимо любви, а когда наступает развязка, княгиня видит на мертвом лице Желткова «то самое умиротворенное выражение», как «на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Величие пережитого простым человеком чувства постигается ею под звуки бетховенской сонаты, как бы доносящей до героини его потрясение, его боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души все суетное, вселяя ответное облагораживающее страдание.  
Последнее письмо Желткова поднимает тему любви до высокого трагизма. Оно предсмертное, поэтому каждая его строка наполнена особенно глубоким смыслом. Но еще важнее, что со смертью героя не заканчивается звучание патетических мотивов всевластной любви. Желтков, умирая, завещает свою любовь миру и Вере. Великая любовь безвестного человека входит в ее жизнь и будет существовать в ее сознании как неизгладимое воспоминание о таинстве, с которым она соприкоснулась и значение которого не сумела вовремя понять.  
Имя героини Куприн выбирает не случайно — Вера. Вера остается в этом суетном мире, когда умирает Желтков, она познала, что такое настоящая любовь. Но и в мире остается вера в то, что Желтков был не единственным человеком, наделенным таким неземным чувством.  
Эмоциональная волна, нарастающая на протяжении всего рассказа, достигает предельного накала в заключительной главе, где тема великой и очищающей любви раскрывается полностью в величественных аккордах гениальной сонаты Бетховена. Музыка властно овладевает героиней, и в ее душе слагаются слова, которые как бы нашептывает любивший ее больше жизни человек: «Да святится имя Твое!..» В этих последних словах звучит и мольба о любви, и глубокая скорбь о недостижимости ее. Здесь и происходит то великое соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла другую. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Сюж-комп особенн расс  Купр «Гран брасл»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. А.И.Куприн «Гран брасл». Утв выс нравств идеалов. Образы Желткова и Веры Шеиной

Куприн А. И. - «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе Как известно, Александр Иванович Куприн — писатель был психолог. Свои наблюдения человеческого характера он перенес в литературу, чем обогатил и разнообразил ее. Читая его произведения, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое осознание всего. Кажется, писатель знает то, о чем ты переживаешь, и старается помочь тебе, направляет на верный путь. Ведь тот мир, в котором мы живем, иногда настолько загрязнен ложью, подлостью и пошлостью, что нам порой необходим заряд положительной энергии, чтобы противостоять засасывающей трясине. Кто же укажет нам источник чистоты? По-моему, Куприн обладает таким талантом. Он, как мастер, шлифующий камень, открывает в наших душах богатство, о котором мы сами не догадывались. В своих произведениях для раскрытия характеров героев он использует прием психологического анализа, изображая главным персонажем человека духовно раскрепощенного, стараясь наделить его всеми теми прекрасными качествами, которые нас восхищают в людях. В особенности же чуткостью, пониманием к окружающим и требовательным, строгим отношением к себе. Примеров тому много: инженер Бобров, Олеся, Г. С. Желтков. Все они несут в себе то, что мы называем высоким нравственным совершенством. Все они любят бескорыстно, забывая себя. В рассказе “Гранатовый браслет” Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он не хочет смириться с пошлыми, практичными взглядами на любовь и брак, обращая наше внимание на эти проблемы довольно необычным способом, равняясь на идеальное чувство. Устами генерала Аносова он говорит: “.Люди в наше время разучились любить! Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел”. Что это? Вызов? Неужели же то, что мы чувствуем, не истина? Есть же у нас спокойное умеренное счастье с нужным нам человеком. Чего же больше? По Куприну, “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и нравственным. Я до сих пор не могу забыть, какое впечатление произвели на меня чувства Желткова. Как сильно он любил Веру Николаевну, что смог покончить с собой! Это же безумие! Любя княгиню Шеину “семь лет безнадежной и вежливой любовью”, он, ни разу не встречаясь с ней, говоря о своей любви только в письмах, вдруг кончает жизнь самоубийством! Не оттого же, что брат Веры Николаевны собирается обратиться к власти, и не оттого, что вернули его подарок — гранатовый браслет. (Он является символом глубокой огненной любви и одновременно жутким кровавым знаком смерти.) И, наверно, уж не из-за того, что растратил казенные деньги. Для Желткова просто не было другого выхода. Он любил замужнюю женщину так, что не мог не думать о ней и минуты, существовать без того, чтобы не вспоминать ее улыбку, взгляд, звук походки. Он сам говорит мужу Веры: “Остается только одно — смерть. Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме”. Ужасно то, что к этому решению его подтолкнули брат и муж Веры Николаевны, пришедшие требовать оставить их семью в покое.

Они оказались как бы косвенными виновниками его гибели. Они имели право требовать покой, но со стороны Николая Николаевича была недопустима, даже смешна угроза обращаться к власти. Как власть может запретить человеку любить! Идеалом Куприна является “любовь бескорыстная, само отверженная, не ждущая награды”, та, за которую можно и жизнь отдать, и что угодно вынести. Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: “Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: “Да святится имя Твое”. Слова эти, которыми была переполнена его душа, чувствует княгиня Вера в звуках бессмертной сонаты Бетховена. Они не могут оставить равнодушным и вселяют в нас безудержное желание стремиться к такому же бесподобно чистому чувству. Его корни восходят к нравственности и душевной гармонии в человеке. Княгиня Вера не жалела о том, что любовь эта, “о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”. Она плачет от того, что душа ее переполнена восхищением перед возвышенными, почти неземными чувствами. У человека, который смог так сильно полюбить, должно быть какое-то особое мировосприятие. Хотя Желтков был всего лишь маленьким чиновником, он оказался выше общественных норм и стандартов. Таких людей, как они, людская молва возводит в ранг святых, и долго живет о них светлая память. Список литературы

Думаю, законы социалистического искусства открыл вовсе не Маркс, а английский физик Дальтон. Суть их — патологическая неспособность различать цвета. Шатаясь, вышла на костылях из застенков исхудавшая история — другой хлипкий источник литературоведа. Куприн, кажется, предвидел это: «А ведь русская литература, — как бы ни уродовали, ни терзали и ни оскопляли ее всем известные обстоятельства, — всегда была подвижнической». Мэтр написал эти слова еще до революции. Сегодня они звучат как напоминание, как завет последнего из могикан. Куприноведению, столь легко менявшему одни предвзятые позиции на такие же предвзятые другие, суждено поменяться опять, на этот раз в поисках истины.

    Главный герой «Гранатового браслета» — мелкий чиновник со смешной фамилией Желтков, безнадежно и безответно влюбленный в княгиню Веру, жену предводителя дворянства. Желтков Г.С. Герой «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему…было около 30, 35-ти». 7 лет назад Ж. влюбился в княгиню Веру Николаевну Шеину, писал ей письма. Потом, по просьбе княгини, перестал ее беспокоить. Но сейчас вновь признавался княгине в любви. Ж. прислал Вере Николаевне гранатовый браслет. В письме он пояснял, что гранатовые камни раньше были в браслете его бабки, позже они были перенесены на золотой браслет. В своем письме Ж. раскаивался, что писал раньше «глупые и дерзкие письма». Теперь в нем осталось «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Это письмо прочитала не только Вера Николаевна, но и ее брат и муж. Они решают возвратить браслет и пресечь переписку княгини и Ж. При встрече Ж. спросив разрешения, звонит княгине, но она просит прекратить «эту историю». Ж. переживает «громадную трагедию души». Позже из газеты княгиня узнает о самоубийстве Ж., который объяснял свой поступок казенной растратой. Перед смертью Ж. написал Вере Николаевне прощальное письмо. В нем он называл свое чувство «громадным счастьем», посланным ему Богом. Ж. признавался, что его, кроме любви к Вере Николаевне, «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя Твое». Придя проститься с Ж., Вера Николаевна замечает, что в его лице после смерти светилась «глубокая важность», «глубокая и сладкая тайна», а также «умиротворенное выражение», которое было «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».

Вера Николаевна Шеина – княгиня, жена князя Василия Львовича Шеина, возлюбленная Желткова. Живя в, казалось бы, благополучном браке, прекрасная и чистая В.Н. угасает. С первых строк рассказа, в описании осеннего пейзажа с «травянистым, грустным запахом» южного предзимья, возникает ощущение увядания. Подобно природе увядает и княгиня, ведя однообразный, дремотный образ жизни. Он основывается на привычных и удобных связях, занятиях, обязанностях. Все эмоции героини давно притупились. Она «была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». В жизни В.Н. нет настоящей любви. С мужем она связана глубоким чувством дружбы, уважения, привычки. Впрочем, во всем окружении княгини нет человека, награжденного этим чувством. Сестра княгини, Анна Николаевна, замужем за человеком, которого терпеть не может. Брат В.Н., Николай Николаевич, не женат и жениться не собирается. Сестра князя Шеина, Людмила Львовна, — вдова. Недаром друг Шеиных, старик-генерал Аносов, у которого тоже в жизни не было настоящей любви, говорит: «Не вижу настоящей любви». Царское спокойствие В.Н. разрушает Желтков. Героиня испытывает пробуждение нового душевного настроя. Внешне ничего особенного не происходит: съезжаются гости на именины В.Н., ее муж с иронией рассказывает о странном поклоннике княгини, возникает и осуществляется план посещения Желткова. Но все это время нарастает внутреннее напряжение героини. Самый напряженный момент – прощание В.Н. с умершим Желтковым, их единственное «свидание». «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Возвратившись домой, В.Н. застает знакомую пианистку, которая играет ей любимый отрывок Желткова из второй сонаты Бетховена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Л.Н.Андреев «Иуда Искариот». Проблематика, система образов, художественное своеобразие произведения

В 1900-е годы Л.Н.Андреева волновала тема Богочеловека, раскрытию которой посвящены такие произведения писателя, как «Христиане», «Жизнь Василия Фивейского», «Елеазар» и др.

    Согласно христианским представлениям,  Христос – воплощение истины, добра и красоты, а предавший его Иуда – олицетворение лжи, подлости и коварства. Традиционное противопоставление «неверного» Иуды одиннадцати верным апостолам вызывало у Л.Н.Андреева большое сомнение. Только ли подлость вела Иуду к предательству, и только ли нравственную чистоту проявляли во время кульминационных событий христианской истории Пётр, Иоанн, Фома и другие ученики Христа? Эти вопросы и побудили Л.Н.Андреева к созданию повести «Иуда Искариот».

   Произведение начинается с изложения слухов, благодаря которым образ Иуды формируется в зеркале чужих мнений. Так, еще не зная Иуды из Кариота, апостолы утверждают, что он дурной человек, не доверяют этому «рыжему и безобразному иудею» и считают, что, кроме коварства и зла, от него нечего ожидать.

    Автор идёт вслед за евангельской историей: Иисус Христос знал о предательстве, но «с тем духом светлого противоречия, которое неудержимо влекло его к отверженным и нелюбимым, он решительно принял Иуду и включил его в круг избранных».

     Начало первой главы повести пронизано чувством тревоги: что же теперь произойдёт? Это ощущение усиливается описанием природы: воздух был «прозрачный, внимательный и чуткий» и одновременно «тяжёлый и тревожный», и, «казалось, будто бы сохранил он в своей прозрачной глубине всё то, что кричалось и пелось в эти дни людьми…». Состояние природы не изменяется на протяжении всего произведения, в котором повествование движется в атмосфере духоты и тяжести. Обычно это предшествует грозе, когда природа ждёт перемен. В этом состоянии находятся и герои повести: Иисус ожидал того дня, когда его предаст Иуда, а он жил надеждой на то, что когда иудеи увидят страдания Христа в руках римских солдат, непременно освободят Учителя и пойдут за ним. Таким образом, описание природы оттеняет развёртывающееся в повести действие.

     На фоне тревоги  и ожидания даётся портретная характеристика главного персонажа произведения. Лицо Иуды было из двух разных половинок: «… одна сторона его лица, с чёрным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, на другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, а незрячий глаз затянут белой мутью». Эта двойственность лица свидетельствует о том, что Иуда не так  прост. По его речам и поступкам невозможно определить, насколько он откровенен и что скрывается за «мертвенно-гладкой» половиной лица.

     Ещё И.-В. Гёте говорил, что «поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». Вот почему мотивы поведения становятся главным объектом внимания для Л.Н.Андреева. Его Иуда весь состоит из противоречий:  1) высокий ростом, «он низко кланялся» и «выгибал спину»; 2) от природы крепкий, «зачем-то притворялся хилым и болезненным»;  3) взял на себя все хозяйские хлопоты и тут же украл три динария;  4) рассказывал истории ученикам, заставляя их верить ему, и сам же признался в том, что обманывал их.

    Апостолы встретили Иуду неодобрительно. При его появлении они «брезгливо отодвинулись от него» и сдержанно роптали, недоумевая, почему Иисус приблизил к себе коварного Иуду. Однако, помня заветы Учителя, они старались  преодолеть свою неприязнь и этим заслужить поощрение Иисуса. Вслед за Петром «один за другим подходили к Иуде смущённые ученики, заговаривали ласково, но отходили быстро и неловко». Автор подчёркивает, что апостолы не были искренними в своём поступке. Почти никто из них не сомневался, что Иуда «скрывает какое-то тайное намерение». При этом сами апостолы обладают «земными», человеческими качествами и не  являются идеальными.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе 19-20 век"