Шпаргалка по "Литературе 19-20 век"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 20:09, шпаргалка

Описание работы

Историко-культурная ситуация в России рубежа 19-20 вв.
Это время характеризовалось напряженностью и трагичностью. Россия пережила русско-японскую войну 1944-1945гг. и революцию 1905г. За ними последовали 1 мировая война 1914-1918гг., февральская и октябрьская революции 1917г. и гражданская война 1918-1921гг.

Файлы: 1 файл

Litera_Gotovo.doc

— 643.50 Кб (Скачать файл)

     Наряду со Щуровым  М.Горький показал Игната Гордеева, томящегося в условиях буржуазного предпринимательства, смутно жаждущего иной деятельности, вошедшего в мир хозяев жизни из крестьянской среды, из бурлаков. Игнат одарен умом, кипучей энергией, смелой инициативой, силой характера, но все эти качества извращаются.

      О растрате душевных  сил в процессе лихорадочной погони за рублём свидетельствуют минуты протрезвления, когда Игнат «чувствовал, что он не хозяин своего деда, а низкий раб его», и ощутил неясную тоску по утраченной воле. Тогда «казалось, что он бешено, рвёт все цепи, которые сам на себя сковал, и носит, рвёт их и бессилен разорвать».

      Игнат отличается  от других первонакопителей тем, что его жизнь «не текла ровно, по прямому руслу, а то и дело, мятежно вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны от наживы, главной цели существования» (недаром Игнат был прозван «шалым»). Однако, несмотря на внутренние противоречия, душевную борьбу, сознание опустошённости, бессмысленности бытия, Игнат уверенно идёт по пути первонакопительства.

Центральной фигурой среди хозяев является в романе Яков Маякин. По возрасту он принадлежал к старшему поколению купечества, но по своим взглядам и характеру деятельности был промежуточным звеном между представителями старой патриархальной буржуазии и новой, европеизированной. Он признанный руководитель купечества, идеолог растущей буржуазии, один из организаторов промышленности, «человек железный»  и при этом «мозговой», способный думать шире, чем того требовали его узколичные интересы.

 В образе Якова Маякина  М.Горький показал буржуазию, сознающую  свою экономическую мощь, жаждущую простора для деятельности, презирающую дворянство, рвущуюся к политической власти, В застольной речи на банкете при спуске нового парохода Яков всячески прославляет деятельность буржуазии, представляя её благодетельницей народа, сословием носителей культуры, строителей жизни, любящих труд: «Мы-то и имеем в себе настоящий культ к жизни…»; «только нам дело дорого ради самого дела, ради любви нашей к устройству жизни»; здесь, на Волге,  «всё – плод нашего ума, нашей русской смётки и великой любви к делу». Требуя простора для деятельности буржуазии, Яков  с сожалением говорит Фоме Гордееву о том, что командуют жизнью и устраивают её «дворяне, чиновники и всякие другие – не наши люди», а купечество до сих пор «рук приложить к ней не может».

Идеал Маякина – буржуазная монархия, когда сама правительственная власть обратится к купечеству и скажет: «Пожалуйста, господа, помогите!» А купцы в ответ: «Позвольте нам простору для работы! Включите нас в строители самой жизни!»

Яков  обучает Фому циничной «политике жизни». Отношения людей при капитализме - неравенство, ожесточённую конкуренцию, торжество сильных над слабыми – Маякин считает законом жизни: «Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: иди всех грызи, или лежи в грязи... Всякий себе лучшего желает... А что оно, лучшее? Вперёд людей уйти, выше их стать. Вот все и стараются достичь первого места в жизни...». Эти высказывания Маякина близки учению Ф.Ницше о прирождённом неравенстве людей, о стремлении их к власти как  к основному двигателю жизни, что имело своей целью «оправдание власти "хозяев"».

 Важна в романе тема «отцов и детей» буржуазное круга. Молодое буржуазное поколение представлено Тарасом и Любой Маякиными, Африканом Смолиным и Фомой Гордеевым.

    Тарас и Смолин  показаны как представители «европеизированного»  капитала. Они образованные организаторы промышленности, не чужды науке, искусству; дело отцов продолжают усовершенствованными методами «законной», научно проверенной эксплуатации. Они сторонники «порядка», эгоистичные, расчётливые, лишенные романтических мечтаний, безучастные к нуждам народа.

       Им  противопоставлен в романе Фома Гордеев. Его образ в детские годы овеян романтикой мечтаний о чём-то прекрасном чудесном, которое Фома жадно впитывал из народных сказок, легенд, рассказываемых тёткой Анфисой. Его томит проза жизни, и он ждет, что вот-вот перед ним откроется неведомый мир, но «чудесные царства не являлись перед ним».

     Фома начинает  испытывать драму рассеивающихся  иллюзий, которые разбивает проза буржуазной действительности: «Он всё ещё жил в мире сказок, но безжалостная рука действительности уже ревностно рвала красивую паутину чудесного, сквозь которую мальчик смотрел на всё вокруг».

   Фома постигает классовое неравенство. Это хорошо видно в эпизодах с лоцманом, машинистом, матросом, которых его отец-хозяин может прогнать, лишить заработка, безнаказанно избить. Рвётся связь Фомы с матросами, когда они начинают видеть в нём хозяйского сына.

      Входя в торговый  мир под управлением Якова  Маякина, Фома узнаёт «волчью политику жизни». Его благоговейная влюблённость в Медынскую терпит крушение, так как она оказывается не идеалом его мечтаний, а бездушной и развращённой женщиной, объектом купли-продажи. Все ценности в среде, окружающей Фому, оказываются мнимыми, фальшивыми, все вокруг – в масках, а он со своим собственным лицом, поэтому оказывается беззащитным и кажется дикарём.

     Фома предъявляет к социальной жизни естественные, человечески справедливые требования. Его возмущает неравенство людей, эксплуатация; паразитическая жизнь господствующего класса кажется ему неоправданной и бессмысленной.

   Утрата Фомой возвышенных иллюзий приводит его к стихийному бунту. Собственное богатство, положение капиталиста становится для него тяжёлой ношей. Он хочет вырваться из созданного отцами города «дела», даже ценой собственной жизни.

     Внутренняя драма Фомы в противоречии между его страстным желанием познать силы, управляющие жизнью, найти причины господствующего в ней зла, пути к её переустройству и неясностью общественного сознания самого Фомы, его слепотой.

На пароходе в ответ на хвалебную речь Якова Маякина в честь купечества Фома открыто обличает буржуазное общество, угрожает ему часом расплаты: «Не жизнь вы сделали – тюрьму... Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали... Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек... только терпением человеческим вы живы... Вы не жизнь строили – вы помойную яму сделали... Есть у вас совесть? Помните вы бога? Пятак – ваш бог! А совесть вы прогнали... Чужой силой живёте... чужими руками работаете! Сколько народу кровью плакало от великих дел ваших? И в аду вам, сволочам, места нет по заслугам вашим... Веками не избудете мучений...».

         Протест бунтаря-одиночки кончается  неудачей: «Я пропал – знаю! Только – не от вашей силы… а от своей слабости… И хоть слаба моя правда против вас, а всё-таки правда!» Сопротивление Фомы Яков Маякин  использует для того, чтобы объявить его сумасшедшим, взять под опеку и присоединить его капиталы к своему «делу».

Настоящего наследника Яков Маякин неожиданно находит в своём блудном сыне Тарасе. В своё время он ушёл из отцовского дома, сблизился с революционным движением, за что «в Москве сидел в тюрьме девять месяцев», затем был «сослан в Сибирь на шесть лет», а «когда получил возможность жить на воле, то поступил в контору управляющего золотыми приисками, два года прослужил у него, а потом женился на его дочери». Затем стал работать на содовом заводе, «начал своё дело». Его прежние взгляды существенно изменились. Возвратившись в родной город, Тарас становится на путь капиталистического предпринимательства. Благодаря этому в семье Маякиных воцаряется гармония: дети включаются в «дело» отца (Люба Маякина вступает в выгодный брак с коммерсантом Африканом Смолиным). Над Фомой же, выпущенным из больницы, купцы издеваются как над юродивым: «Ну-ка, насчёт светопреставления скажи слово, а? Про-орок!»

М.Горький не возлагал никаких социальных надежд на таких людей, как Фома Гордеев, но этот бунтарь-одиночка нужен был писателю для того, чтобы противопоставить его, «здорового человека», извращённым людям эксплуататорского класса, поставить судьёй над ними, показать трагедию «естественного» человека в классовом обществе.  М.Горький писал: «Фома не типичен как купец, как представитель класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках современности». Образ бунтаря-одиночки насыщен авторским предчувствием грядущего социального взрыва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Проблематика и худ своеоб ранних романт расск М.Горького «Макар Чудра и Старуха Изергиль»

В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» было опубликовано первое произведение Алексея Максимовича Пешкова – рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом Максим Горький. Причину создания в своём раннем творчестве романтических произведений он объяснил так: «Настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, что бы не было похоже на жизнь, а было выше её, лучше, красивее. Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнёт, – жизнь прикрасится, то есть  люди заживут быстрее, ярче» (из письма Горького к Чехову от 5января 1900 года).

Никогда ещё и никто в литературе не изображал бродячих и нищих людей красивыми. М.Горький первым увидел в них душевную красоту, скрытую за жалкими лохмотьями.

По своей композиции «Макар Чудра» представляет собой «рассказ в рассказе». Полулежащий на берегу моря «в красивой, сильной позе» старый цыган Макар Чудра рассказывает прохожему чудесную легенду-быль о гордых красавцах Радде и Лойко Зобаре, которая составляет ядро рассказа и даётся в качестве подтверждения размышлений Чудры о жизни. Её смысл он видит в необходимости жить вольно, свободно. Однако в буржуазном обществе господствует закон купли-продажи, взаимная вражда, лицемерие. Этого Чудра не приемлет и осуждающе говорит: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько», – он широко повёл рукою на степь. Эти люди, по мнению цыгана, глупы и жалки, так как не понимают смысла ни в работе, ни в своей жизни.

    По законам буржуазного общества живёт старый моравский магнат, который сватается к Радде и, получив отказ, говорит её отцу: «Продай дочь, что хочешь возьми!» В цыганском таборе превыше всего ценят волю и чувство человеческого достоинства, поэтому старый солдат Данило, отец Радды, так ответил заносчивому и спесивому господарю: «Это только паны продают всё, от своих свиней до совести своей, а я с Кошутом воевал и ничем не торгую».

   Макар Чудра не только чувствует, но и прекрасно понимает моральное превосходство бедного цыганского табора над богатым господарем. Вопреки установившемуся в мире порядку всесильное золото оказалось бессильным перед чувством человеческого достоинства, которое выразила Радда в своём ответе моравскому магнату: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Таким образом, М.Горький чётко определил в рассказе границы нравственного и безнравственного.

   Основное содержание  легенды составляет рассказ о  чувствах Радды и Лойко Зобара. Эти герои достойны друг друга: оба красивы, горды, свободолюбивы, обладают сильным и независимым характером и испытывают друг друга на прочность жизненных позиций. Оба погибают, но остаются верны своим идеалам свободы и воли, чем вызывают восхищение и уважение цыган.

   Однако Лойко  и Радда не одинаковы. Если Зобар был самонадеян и шёл к своей цели прямо и грубо, так как мужчина волен в своих поступках («Воле моей не перечь - я свободный человек и буду жить так, как хочу!»), то Радда, которая потеряла бы в браке всякую свободу, открыто и смело потребовала равенства женщины в отношениях с мужчиной. Оказалось, что воля дорога и Радде («Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»). Чудра не может уловить разницу между героями легенды и одинаково восхищается ими. Автор же отдаёт предпочтение героине и поэтому в конце рассказа говорит: «... никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

    Неслучайно именно Чудра рассказывает эту легенду. Он, как  и Лойко, сильный, смелый, мудрый и красивый человек, похожий в свои пятьдесят восемь лет «на старый дуб, обожжённый молнией, но всё ещё мощный, крепкий и гордый своей силой», и  имеющий право судить о жизни и людях. Однако он не может понять причину людских страданий и говорит: «Какому дьяволу нужно, чтобы люди горе горевали?» Автор подводит к мысли о том, что ответ на вопрос Чудры следует искать в социальных условиях жизни.

   М.Горький в своём произведении  убедительно показал, что только тот, кто превыше всего ценит свободу и стремится к ней пусть даже ценой собственной жизни, достоин восхищения и памяти: «...море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган – Лойке Зобару и Радде...».

В 1894 году М.Горький написал  рассказ «Старуха  Изергиль». Он имеет своеобразную композицию: первая часть содержит легенду о Ларре;  вторая – представляет собой рассказ Изергиль о своей молодости; третья часть – легенда о Данко. Таким образом, легенды обрамляют повествование старой цыганки о жизни. Последовательность расположения частей в рассказе тоже имеет своё значение.

    Главным персонажем  первой легенды является Ларра – сын женщины и орла. От своей матери он унаследовал красоту внешнего облика человека, а от отца – гордыню, физическую силу  и жестокость. Именно эти качества проявляются в поступках Ларры, который вступает в конфликт с племенем людей. Он хочет сохранить себя в жизни целым. Люди же руководствуются другими принципами: «За всё, что человек берёт, он платит собой, своим умом и силой, иногда – жизнью».

   Ларра  поставил себя вне законов племени людей, но жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Вот почему предложенное мудрецом наказание для Ларры за убийство девушки («пусть он будет свободен») оказалось самым правильным («силы небесные подтверждали речь мудрого») и страшным, потому что «наказание ему – в нём самом».

   Эгоист наказан уже тем, что всегда думает только о  себе, поэтому неслучайно себялюбивый  юноша «получил имя Ларра, что  значит: отверженный, выкинутый вон...» не только людьми, но и прежде всего самим собой.

   Первая часть  рассказа завершается символическим  описанием пения хора, в котором каждый голос звучал отдельно и по-своему красиво, но при этом, подобно ручейку, вливался в общий поток, сильный и прекрасный.

   Заканчивая легенду о Ларре, Изергиль вела рассказ «таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Затем «старуха вздохнула, замолчала», вероятно, судьба Ларры чем-то напомнила ей собственную жизнь.

   В молодости Изергиль тоже была красива, сильна, но эгоистична и порой жестока. Теперь же, в конце жизни, своим внешним обликом она похожа на Ларру: «...живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, – тоже почти тень».

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе 19-20 век"