Серебряный век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 22:27, реферат

Описание работы

Серебряный век – период перелома в сфере фундаментальных жизненных смыслов, время новых духовных ориентиров, новых форм самореализации творческой личности.
Серебряный век продолжает привлекать внимание современных ученых, как отечественных, так и зарубежных. Основным стремлением исследователей на данном этапе изучения эпохи Серебряного века является анализ природы этого феномена, предпринимаются попытки целостного восприятия периода и определения характерных черт культуры рубежа XIX – XX вв.

Содержание работы

Введение
3

Глава 1. Мировоззренческие аспекты Серебряного века
1.1. Основы мировоззрения Серебряного века
1.2. Понятие индивидуализма
1.2.1 Внешний индивидуализм
1.2.2 Внутренний индивидуализм
6
6
7
7
10

Глава 2. Реализация мировоззренческих идей на практике
2.1. Новая концепция искусства
2.2. Литература, музыка, театр Серебряного века
13
15

18

Заключение
22

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат серебряный век русской культуры.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

Шифр:

 

 

 

 

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТОРОЛОГИИ

По теме: «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск - 2013

 

 

Содержание

 
 

Введение

3

 

Глава 1. Мировоззренческие аспекты Серебряного века

     1.1. Основы мировоззрения Серебряного века

     1.2. Понятие индивидуализма

            1.2.1 Внешний индивидуализм

            1.2.2 Внутренний индивидуализм

6

   6

7

7

10

 

Глава 2. Реализация мировоззренческих идей на практике

     2.1.  Новая концепция искусства

     2.2. Литература, музыка, театр Серебряного века                                            

13

  15

 

  18

 

Заключение

22

 

Список используемой литературы

24


 

 

Введение

 

Одним из интереснейших этапов истории российской культуры был Серебряный век, границы которого определены глубочайшими переменами в общественной жизни, происходившими на рубеже XIX – XX веков. Это было время, богатое достижениями как в области художественного творчества, так и в области мировоззренческого поиска.

Серебряный век – период перелома в сфере фундаментальных жизненных смыслов, время новых духовных ориентиров, новых форм самореализации творческой личности.

Серебряный век продолжает привлекать внимание современных ученых, как отечественных, так и зарубежных. Основным стремлением исследователей на данном этапе изучения эпохи Серебряного века является анализ природы этого феномена, предпринимаются попытки целостного восприятия периода и определения характерных черт культуры рубежа XIX – XX вв.

Существует целый ряд глубоких исследовательских работ, посвященных Серебряному веку. Новый всплеск интереса к этому периоду приходится на последние десятилетия. Среди исследований подобного рода можно выделить, во-первых, исследования, посвященные анализу Серебряного века как особого типа русской культуры. Анализ эпохи, поиск истоков такого феномена, как культура рубежа XIX – XX вв. представлен в работе Л. Е. Кертмана1. Данное исследование, проводившееся в советское время, отличается идеологической ангажированностью, однако, несмотря на это, автор достаточно объективно оценил истоки и содержание эпохи. Отличительной особенностью работы можно назвать тот факт, что автор вписал Серебряный век в контекст мировых культурных процессов и попытался найти истоки этого феномена прежде всего в европейской культуре.

Исследователи И. В. Кондаков, Ю. Р. Кричевская, А. Л. Русакова, Л. А. Рапацкая2 и др. представляют в своих работах общую оценку культуры «русского ренессанса». Их труды направлены на изучение картины мира культуры Серебряного века, на определение характерных черт данной культуры. Ученые расходятся в некоторых нюансах, однако общая логика определения сохраняется. Особенности, выделенные ими, органически продолжают одна другую и фактически складываются в единую целую картину мировоззрения Серебряного века.

Во-вторых, существуют работы, исследующие конкретные явления и формы культуры Серебряного века. Так, это исследования соавторов Е. А. Борисовой и Г. Ю. Стернина, А. Пайман, Е. И. Кириченко3. Эти ученые посвятили свои труды таким взаимосвязанным чертам культуры Серебряного века, как символизм и модерн. Их работы характеризуются глубинным анализом сущности данных явлений, установлением их взаимосвязи, исследованием конкретных феноменов, относящихся к данному периоду отечественной культуры. Все исследователи, независимо друг от друга, приходят к выводу о явной взаимосвязи символизма и модерна, где модерн является формой, а символизм – содержанием.

Среди авторов исследований конкретных явлений и форм культуры Серебряного века стоит также отметить работы С. Д. Титаренко и соавторов Б. В. Емельянова и А. И. Новикова4, представивших основные принципы мышления творческих личностей эпохи рубежа XIX – XX вв., а также основную идеологию Серебряного века, вписав ее в контекст мировой философии5.

Основная проблема, затрудняющая исследования данного периода, – отсутствие четких концептуальных основ, устойчивого терминологического аппарата. Несмотря на обилие исследований, посвященных эпохе рубежа XIX – XX вв., вопрос о целостном и однозначном восприятии данного феномена остается дискуссионным.

 

Глава 1. Мировоззренческие аспекты Серебряного века

 

    1. Основы мировоззрения Серебряного века

 

Данная работа представляет собой попытку обобщения мнений современных исследователей, той информации о Серебряном веке, которая наработана на текущий момент. Анализируя работы различных ученых, посвященные изучению этого периода, можно обнаружить спорные моменты, противоположные мнения, разнообразную расстановку акцентов, что демонстрирует неоднозначность и многоплановость эпохи.

Однако, несмотря на тот факт, что однозначная оценка эпохи Серебряного века на данный момент еще не сформирована, представляется возможным выделить некоторые черты, характерные для картины мира рубежа XIX – XX вв.

Основой мировоззрения человека Серебряного века, как полагают практически все исследователи данного периода, становится обращение к духовному началу, осмысление цели человеческой жизни. Носители культуры этой эпохи полагали, что современная им ситуация в России характеризуется кризисным состоянием духовных основ общества, сменой личностных ценностных ориентиров. «Мы калеки потому, что наша личность раздвоена, что мы утратили способность естественного развития, где сознание растет заодно с волею, что наше сознание… умчалось далеко и мчится впустую, поставив втуне конец чувственно-волевой жизни, – пишет М. О. Гершензон. – Стали мы все калеками, с глубоким расколом между нашим подлинным «я» и нашим сознанием»6. По мнению интеллигенции рубежа XIX – XX вв., причиной кризисного состояния было именно отсутствие внутренней личностной гармонии, потеря духовных основ.

Мыслители Серебряного века в своих исканиях обратились к духовным началам, к анализу проблемы личности. Они предложили в качестве основной ценности творчество, сделали акцент на творчестве как способе существования человека. Изменение ценностных ориентиров, смещение акцента на творческое начало человека повлекло за собой переосмысление образа личности, субъекта творчества. Для картины мира эпохи рубежа XIX – XX вв., согласно мнению исследователей данного периода, была характерна антропоцентрическая традиция восприятия человека-творца, уходящая корнями в эпоху Ренессанса. Существует предположение, что люди этой эпохи, приняв ренессансную модель личности, стали сознательно и планомерно воплощать ее в жизнь.7

 

    1. Понятие индивидуализма

 

Подобно мыслителям эпохи Возрождения, философы Серебряного века воспринимали человека как личность «свободную, творческую, героическую».8 По их мнению, человек может считаться личностью, если он индивидуален. Индивидуализм также понимался мыслителями рубежа XIX – XX вв. в рамках ренессансного толкования данного термина.

 

1.2.1 Внешний индивидуализм

 

Для эпохи Возрождения считалось необходимым разделять внешний индивидуализм и внутренний индивидуализм. Под внешним индивидуализмом подразумевалось осознание уникальности внешности, имени и биографии. Носители культуры Серебряного века приняли и переосмыслили данное понятие. Они сознательно пытались соответствовать ренессансному пониманию термина «внешний индивидуализм». Так, для этой эпохи была характерна тщательная продуманность псевдонимов, зачастую трактовавшихся символически. Примером может служить символичный псевдоним Бориса Бугаева – Андрей Белый, где имя «Андрей» ассоциировалось апостолом Андреем Первозванным, и, как следствие, с Библией, божественным. Фамилия же фактически дублировала ассоциативный ряд, призывала видеть свет и чистоту Божественного откровения.

Следует также отметить особое внимание носителей культуры Серебряного века к внешнему виду. Исследователи эпохи утверждают, что данный период явил особый «стиль жизни».9 Под последним подразумевается манера одеваться, держаться в обществе, разговаривать.10 Иными словами, человек рубежа XIX – XX вв. зачастую сознательно стремился выработать персональный внешний облик. Одной из концептуальных основ формирования персонального внешнего облика была экстравагантность, иногда переходящая в эпатажность, как в одежде, так и в манере общаться, в поведении. Исследователями неоднократно отмечались элегантно-эпатажная одежда Зинаиды Гиппиус, рискнувшей надеть мужской брючный костюм, оранжевый галстук как атрибут одежды Владимира Маяковского, подчеркнутый аристократизм и нервность жестов Александра Скрябина, ослепительная элегантность Андрея Белого.

Многие художники в широком смысле слова сознательно или бессознательно старались выработать собственную манеру говорить. Так, довольно часто исследователи в своих работах обращаются к воспоминаниям о творческих личностях Серебряного века и обнаруживают наличие личностного ораторского стиля, направленного на привлечение внимания. Основным приемом, служащим для привлечения внимания, практические у всех носителей культуры Серебряного века было дублирование голосовых модуляций с мимикой и жестикуляцией. Они старались добиться того, чтобы «движения говорили также выразительно, как слова. Они должны были быть полны ритма»11. Подобное явление также характеризует стремление выделиться из общей массы, приобрести некие черты индивидуализма.

Наконец, последним критерием, позволяющим достичь внешнего индивидуализма, согласно трактовке данного термина, признавалась необычная биография, то есть некоторые вехи жизненного пути, выходящие за пределы обыденной жизни. Согласно источникам (воспоминаниям современников), творческие личности Серебряного века полагали, что жизненный путь личности формируется самой личностью, поэтому возможность менять свою жизнь, создавать знаковые вехи, вполне реальна. Подобное стремление сами носители культуры Серебряного века именовали «жизнетворчеством»12, подразумевая искусственное создание неких моментов биографии, которые могут показаться символическими или «роковыми». Неоднократно упомянутый в работе мыслитель Андрей Белый верил, что сама жизнь является категорией творчества. Мыслитель полагал, что ярчайшим признаком личности можно считать самостоятельное формирование собственного жизненного пути, а также стремление «содействовать преображению человека в таком направлении, чтобы он стал сам творить свою жизнь, населяя ее событиями роковыми».13

Среди искусственно создаваемых «символических» моментов биографии наиболее распространенным, согласно комментариям исследователей, следует считать стремление обожествлять своих возлюбленных, видеть в них святых, преклоняться, опасаться прикоснуться, взглянуть, дабы не осквернить грешным.

Помимо обожествления возлюбленных и родных для Серебряного века было также характерно стремление вести жизнь, полную событий: бесконечных поездок, новых впечатлений, увлечений. Это позволяло увеличить возможность жизнетворчества. Наконец, символически воспринималась смерть каждой творческой личности. Некоторые исследователи полагают, что не до конца понятные смерти Есенина, Маяковского, а также «мистические» смерти Белого, Скрябина могли быть восприняты таковыми, поскольку носители культуры Серебряного века ожидали реализации жизнетворчества и искали подтверждения последнего.

 

1.2.2  Внутренний индивидуализм

 

Однако следование всем трем критериям, которые характеризовали понятие «внешний индивидуализм», не признавалось достаточным для того, чтобы человека можно было назвать личностью. Согласно трактовке эпохи Возрождения, помимо внешнего индивидуализма необходим внутренний индивидуализм. Под этим термином мыслителями Ренессанса понималось богоподобие человека. Человек мыслился активной творческой сущностью, творящим субъектом, не только восстанавливающим и гармонизирующим мир, но и создающим его наподобие Бога.

Философы Серебряного века, следуя за мыслью эпохи Ренессанса, предположили, что для достижения богоподобия человека необходима внутренняя способность и готовность личности продолжать дело Бога-творца. Человек должен быть достаточно развит, чтобы реализовать свой потенциал. Поэтому одним из основных критериев внутреннего индивидуализма полагалась энциклопедичность, то есть наличие качественных, глубоких знаний в разных областях человеческой деятельности. Наиболее ценным признавалось умение собирать знания из разных областей воедино, создавать «метанауки», «творить на грани». Именно так, по мнению исследователей, появился «особый тип ренессансного человека ХХ в., художника, ученого и мыслителя».14 Очевидно то, что навыки в этих трех областях человеческой деятельности (искусство, наука, философия) считались мыслителями Серебряного века первостепенными.

Наконец, наличие знаний и навыков из разных областей человеческой деятельности позволяло, согласно предположениям носителей культуры Серебряного века, достичь той степени индивидуализма, которая дает возможность человеку, личности ощутить себя подобным Богу, то есть творить мир. Для данного периода культуры характерно утверждение первенствующей роли автора, режиссера и художника.15 Для Серебряного века художник в широком смысле слова мыслился не только как творец образов, но и как «демиург, создающий миры»16.

Согласно концепции личности Серебряного века, истинной «идеальной личностью» может стать лишь тот человек, кто гармонично соединил в себе внешний и внутренний индивидуализм. Безусловно, в реальности подобное сочетание представлялось труднодостижимым (если вообще достижимым). Более приближенным к реальности, согласно предположениям исследователей, был «тип человека не столько как создателя художественных ценностей, сколько как носителя творческих потенций высшего порядка, обладателя утонченной интуиции и безудержной фантазии, то есть как исключительной личности, возвышающейся над «толпой».17

Подобная «исключительность» предполагала, что творческой личности открыто нечто, недоступное окружающим «людям толпы». Творческая личность признавалась духовным лидером, мессией, способным повести за собой и помочь остальным осознать себя, а именно возможности и обязанности личности как субъекта творчества. По мнению теоретиков культуры Серебряного века, мессианство творца заключалось в создании «идеального произведения искусства», которое было бы способно сплотить, вдохновить, утешить, помочь познать себя и окружающий мир, сподвигнуть на подвиги каждого, прикоснувшемуся к нему.

Информация о работе Серебряный век русской культуры