«Серебряный век» русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 22:25, контрольная работа

Описание работы

В настоящей контрольной работе я постаралась показать неповторимый момент российской культуры, как «серебряный век». Этот период последовал за веком «золотым», когда случился необыкновенный взлет литературы, науки и искусства в России. Век «серебряный» продолжил начатое, но вдохнул в него новое, свое, современное.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………… 3
1 «Серебряный век» русской культуры…………………………………………… …....5
1.1 Русская философия …………..……………………………………………………. 5
1.2 Наука и образование ………………...……………………………………………...7
1.3 Литература : поэзия, проза, публицистика….……………………………………10
1.4 Искусство : театр, живопись, музыка, архитектура …………………………….13
2 Кризис «классической модели» культуры….………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….18
Библиографический список……………………………………………………………. 20

Файлы: 1 файл

контр.раб.docx

— 308.79 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………… 3

1 «Серебряный век» русской культуры…………………………………………… …....5

   1.1 Русская философия …………..……………………………………………………. 5

   1.2 Наука и образование ………………...……………………………………………...7

   1.3 Литература : поэзия, проза, публицистика….……………………………………10

   1.4 Искусство : театр,  живопись, музыка, архитектура …………………………….13

2 Кризис «классической модели» культуры….………………………………………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….18

Библиографический список……………………………………………………………. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые  это название было предложено философом  Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях  культуры своих современников отблеск  российской славы предшествующих «золотых»  эпох, но окончательно в литературный оборот это  словосочетание вошло  в 60-е годы прошлого столетия.

«Серебряный век» занимает  совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время  духовных поисков и блужданий, значительно  обогатило все виды искусств и  философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные  основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями.

Индустриальная эпоха  диктовала свои условия и нормы  жизни, разрушающие традиционные и  представления людей. Агрессивный  натиск производства приводил к нарушению  гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся  катастрофы. Все выстраданные предшествующими  поколениями представления о  добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным  и требовали срочного и кардинального  пересмотра.

Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение  было характерно не только для нашей  страны, в России духовные искания  проходили более болезненно, более  пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в  этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого  поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры.

В настоящей контрольной  работе я постаралась показать неповторимый момент российской культуры, как «серебряный век». Этот период последовал за веком «золотым», когда случился необыкновенный взлет литературы, науки и искусства в России. Век «серебряный» продолжил начатое, но вдохнул в него новое, свое, современное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Русская философия

 

Русская философская мысль  рубежа 19 – 20 столетий может считаться  своеобразной классикой. Ее важной чертой была тесная связь с отечественной  литературой, прежде всего с литературой  символизма, что предопределило ее преимущественно религиозно-символический  и религиозно-мистический характер. Это было особенно характерно для  философии русского космизма и проявилось через стремление мыслителей разработать  проблемы космической и божественной природы человека и его неразрывного единства и взаимодействия с космосом и Богом.

Центральной темой одного из направлений русского космизма представленного  философией «общего дела» Н.Ф.Федорова , стала идея о постоянном расширении сферы деятельности человека, который, подчиняясь внутренним импульсам развития, сначала покоряет Землю, а потом  и всю Вселенную.Овладев не только пространством, но и временем, человек  обретет бессмертие и, более того, будет способен возвратить к жизни  давно ушедшие поколения.

В.С. Соловьев, автор философии  «всеединства», сделал вывод о том, что человечество может и должно перейти на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникнет  «богочеловечество». Возвышенное и  одухотворенное, оно станет сотворцом  Бога и сможет участвовать в грандиозной  задаче по совершенствованию мира.

«Космическая философия» К.Э. Циолковского рисует космос, заполненным  различными формами жизни – от примитивных до лучезарных, способных  вечно потреблять энергию солнц. Разум и воля людей помогут  им выйти в космос, где постепенно изменится их физическая природа  и они приблизятся к высшим

бессмертным организмам, населяющим межзвездное пространство.

           Общим для всех направлений русского космизма была вера в безграничные возможности людей; прогресс не мыслится вне единства всего человечества; абсо -

                                                              5

лютной и обязательной основой развития было неуклонное нравственное совершенствование всех и каждого, а главное направление движения определялось как постепенное приближение  человека к Богу или высшим бессмертным  субстанциям.[3,стр.273]

Идеологической базой  культуры является «критический  идеализм»  разновидность религиозно-философского учения, в частности, философия  В.С. Соловьева. Он считал, что победа культуры над природой   приведет к бессмертию, так  как «смерть есть явная  победа  бессмыслия над смыслом, хаоса над космосом».

Понимание любви и смерти сближают русскую культуру «Серебряного века» и психоанализ  Фрейда. Многие люди стремились вырваться за пределы  обыденной жизни, в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены  переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась  глубочайшая опустошенность. Поэтому  судьбы многих людей «Серебряного века»  трагичны. И все же это непростое  время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру.

Таким образом, «Серебряный век» – время противопоставлений. Основное противопоставление этого периода – оппозиция природы и культуры, создание новой системы - опыт синтеза религии, философии и науки, причем не христианская доктрина обогащается за счет философии, а наоборот, в философию вносятся христианские идеи и ими обогащают и оплодотворяют философскую мысль.

 

 

 

                                                                     

 

                                                                     6

1.2 Наука и образование

 

XIX столетие приносит значительные  успехи в развитии отечественной  науки: она претендует на равноправность  с западноевропейской, а порой  и на превосходство. Нельзя  не упомянуть ряд работ русских  учёных, приведших к достижениям  мирового уровня. Д. И. Менделеев  в 1869 г. открывает периодическую  систему химических элементов.  А. Г. Столетов в 1888-1889 гг. устанавливает  законы фотоэффекта. В 1863 г.  выходит работа И. М. Сеченова  «Рефлексы головного мозга». К.  А. Тимирязев основывает русскую  школу физиологии растений. П.  Н. Яблочков создаёт дуговую  электрическую лампочку, А. Н.  Лодыгин – лампочку накаливания.  А. С. Попов изобретает радиотелеграф.  А. Ф. Можайский и Н. Е.  Жуковский  своими исследованиями  в области аэродинамики закладывают  основы авиации, а К. Э. Циолковский  известен, как основоположник космонавтики. П.Н. Лебедев является  основоположником  исследований в области ультразвука.  И. И. Мечников исследует область  сравнительной патологии, микробиологии  и иммунологии. Основы новых  наук – биохимии, биогеохимии,  радиогеологии – заложены В.И.  Вернадским. И это далеко не  полный список  людей, сделавших  неоценимый вклад в развитие  науки и техники. Значение научного  предвидения и ряда основополагающих  научных проблем, поставленных  ученым в начале века, становится  ясным только теперь.

Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших  в естествознании. Ученые-гуманитарии, как В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, С.А. Венгеров и другие, плодотворно работали в области экономики, истории, литературоведения.                                                         

В 1897 г. проводилась Всероссийская  перепись населения. Согласно переписи, в России средний уровень грамотности  составлял 21,1%: у мужчин - 29,3%, у женщин - 13,1%, около 1% населения имели высшее и среднее образование. В средней  школе, по отношению ко всему грамотному населению, обучалось всего 4%. На рубеже веков система образования по-прежнему   включала  три     ступени:

                                                          7

начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).

1905 г. министерство народного  просвещения вынесло проект закона  «О введении всеобщего начального  обучения в Российской империи»  на рассмотрение II Государственной  думы, однако этот проект так  и не получил силу закона. Но  растущая потребность в специалистах  способствовала развитию высшего,  в особенности технического, образования.  В 1912 г. в России было 16 высших  технических учебных заведений,  помимо частных высших учебных  заведений. В университет принимались  лица обоего пола независимо  от национальной принадлежности  и политических взглядов. Поэтому  количество студентов заметно  выросло – с 14 тысяч в середине 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г.  Дальнейшее развитие получило  и высшее женское образование,  и юридически в 1911 г. было  признано право женщин на высшее  образование.

Одновременно с воскресными  школами стали действовать новые  типы культурно-просветительских учреждений для взрослых – рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома – своеобразные клубы с библиотекой, актовым  залом, чайной и торговой лавкой.

Большое влияние на просвещение  оказало развитие периодической  печати и книгоиздательства. В 1860-е  годы издавалось 7 ежедневных газет  и работало около 300 типографий. В 1890-е  годы – 100 газет и примерно 1000 типографий. А в 1913 г. уже издавалось 1263 газет  и журналов, а в городах насчитывалось  примерно 2 тысячи книжных магазинов.                                                         

По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место  в мире после Германии и Японии. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин  в  Петербурге и И.Д. Сытин  в Москве способствовали приобщению народа к  литературе, выпуская книги по доступным  ценам: «дешевая библиотека» Суворина и «библиотека для  самооб-разования» Сытина.

                                                          8

Процесс просвещения был  интенсивным и успешным, а количество читающей

публики быстро возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце XIX в. было примерно 500 публичных библиотек и около 3-х  тысяч земских народных читален, а уже в 1914 г. в России насчитывалось  около 76 тысяч различных общественных библиотек.

Итак, начало 20 столетия в  области науки отличалось широтой  интересов, постановкой глубоких научных  проблем и предвидением открытий в самых разных научных областях, а рост индустрии рождал спрос  на образованных людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

                                                                    9

1.3 Литература: поэзия, проза,  публицистика

 

В самом конце 19 столетия в развитии русской литературы, прежде всего поэзии, обозначился переход  к новому этапу, который  условно  называют «серебряным» веком». У его  истоков стояли поэты-символисты К. Бальмонт, В.Брюсов, А.Блок, А.Белый( настоящее  имя Б.Бугаев), С.Черный (настоящее  имя М.Гликберг),З.Гиппиус, Ф.Сологуб (настоящее имя Тетерников). Всем им было присущи желание раздвинуть рамки реалистического метода в литературе и желание уйти от обыденности, тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических потрясений.[3.стр.273].

Важнейшим и крупнейшим течением не только в поэзии, но и в целом  в литературе и в искусстве  начала ХХ века был символизм, признанным идейным вождем которого можно назвать  поэта и философа В. Соловьева.

В среде символистов начался  творческий путь А.Блока. Раннюю поэзию Блока определяли оторванность от реальной действительности, анализ личных душевных переживаний. В сборнике «Стихи Прекрасной Даме» он выступил, как лирик-символист, находящийся под сильным влиянием философии В.Соловьева. Его поэма  «Двенадцать» стала первой поэмой о  революции, в которой гуманистический  пафос, историзм мышления автора сочетается с оптимистичностью формы. Лирика Блока  – великое достояние русской  национальной культуры.

Одним из инициаторов и  организатором символизма в России был В. Брюсов, хотя его творчество вышло за рамки этого направления. Он поэт- лирик, драматург, переводчик, критик, теоретик  литературы. По словам Горького, Брюсов был «самым культурным человеком на Руси».[1,стр.320]

Информация о работе «Серебряный век» русской культуры