Речевой портрет главных героев на примере романа Теодора Фонтане «Эффи Брист»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования являются особенности создания речевого портрета главного героя художественного произведения. Предмет исследования – средства создания речевых портретов главных героев романа «Эффи Брист».
Материалом для исследования послужило художественное немецкоязычное произведение Теодора Фонтане «Эффи Брист». Целью нашей работы является создание речевых портретов героев романа Т. Фонтане и выявление способов и особенностей создания речевых портретов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3
Глава I . РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ…………...5
1.1. Прямая речь, как средство создания речевого портрета………………………………...6
1.2. Особенности несобственно-прямой речи и косвенной речи как способа создания образа в художественном произведении………………………………………….…………12
Выводы по I главе……………………………………………………………………………..19
ГЛАВА II. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ГЕРОЕВ РОМАНА ТЕОДОРА ФОНТАНЕ «ЭФФИ БРИСТ»………………………………………...........................................................................20
2.1. Теодор Фонтане и его роман…………………………………………………………….20
2.2. Речевой портрет героев романа Т. Фонтане «Эффи Брист»………………...................20
Выводы по II главе…………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Речевой портрет.docx

— 75.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

 

«Эффи Брист» (1895) считается наиболее удачным и известным романом Фонтане, вобравшим в себя художественный опыт всего его творчества.

Исследовав текст романа «Эффи Брист» и составив на его  основе сравнительную статистику, мы обнаружили в нём 43% прямой речи (диалоги, монологи), 50% несобственно-прямой речи и 7% косвенной речи. Данная статистика подтверждает тот факт, что излюбленным  способом создания речевого портрета в романах является несобственно-прямая речь.

Для создания речевых портретов  героев данного романа мы выбрали  и проанализированы два диалога  между главными героями. Речевые  портреты были составлены на основе характеристик  героями друг друга и самих  себя.

Роман Теодора Фонтане о «частной жизни» является одновременно романом об обществе, о времени и об эпохе. В личной жизни героев запечатлеваются общественные формы, порядки и нравы. Фонтане удалось повернуть немецкий роман лицом к европейской литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе данного исследования были выполнены поставленные задачи: определить содержание понятия «речевой портрет» и определить способы его создания; изучить немецкоязычный текст романа «Эффи Брист» и выбрать героев для создания речевых портретов; составить речевые портреты выбранных героев и выявить основные способы и особенности создания речевых портретов.

Мы выяснили, что проникновение во внутренний мир героя требует своих способов, средств, приёмов создания художественного образа. Одним из таких способов создания полноценного художественного образа является и речь персонажа.

Речь персонажа всегда социально обусловлена, поскольку социальное положение, возраст, образование, профессия и другие факторы не могут не сказаться на его речевом портрете. По тому, как персонаж выбирает и произносит слова, мы судим о пристрастии персонажа к книжной речи или, напротив, к просторечной лексике, узнаём, предпочитает он ласковую или грубую форму выражения, искреннюю или фальшивую интонацию. При этом не только слова, словосочетания, синтаксические построения, но и голос, акцент, произношение, сама манера речи указывают на социальную принадлежность говорящего.

Прямая речь действительно  содержит ту или иную информацию, необходимую  для развития сюжета, и, выполняя функцию  дословной передачи чужого высказывания, может не только своим содержанием, но и способом выражения мыслей и  чувств быть средством характеристики говорящего лица, средством создания образа. Прямая речь персонажа даёт более полное представление о нём, расширяет портретную характеристику, помогает в развитии сюжета романа.

Несобственно-прямая передача чужой речи как нельзя более соответствует  проникновению в мир мыслей и  чувств героя. Несобственно-прямая речь служит для передачи речи героев, чужой  речи, для обрисовки характера, имеет  информационную функцию, позволяет  сделать повествование эмоциональным.

Косвенная речь как особый способ изображения чужой речи используется в тех случаях, когда важна  не языковая форма чужого высказывания, а его содержание, заключенная  в нем информация.

Внутренний монолог, непосредственно, напрямую отражающий и воспроизводящий  психические процессы, душевное состояние  героев, по своей форме является областью, наиболее подверженной влиянию  авторского слова, авторской обработки.

Диалоги всегда придают динамичность действию. Так же, как и в монологах, в диалогах персонажей раскрываются их характеры, мировосприятие. Через  диалоги выражается и авторское  отношение к тому или иному  персонажу.

Итак, проведя наблюдение над речью персонажей очерков, мы приходим к выводу, что в речи персонажа могут быть отражены историческая эпоха, его национальная, социальная и профессиональная принадлежность и т.д., то есть она типизирована, а также его душевный склад, характер, темперамент, речевые привычки, вкусы, то есть она индивидуализирована. Речевой  портрет, представляющий собой совокупность специфических фонетических, грамматических и лексических особенностей «говорения»  персонажа - это единство социальной и индивидуальной характеристики персонажа. Речь персонажа очерка характеризует  его и как члена определённой социальной среды, класса; и как представителя  определённой профессии; как представителя  определённой нации, народа; как представителя  определённой исторической эпохи; как  жителя определённой местности или  территории.

Стилистически безукоризненно выполненное переплетение прямой, несобственно-прямой и косвенной речи, диалога, монолога накладывается на общую для всего  очерка речевую канву. Характерные  особенности речи допускают совмещение с экспрессивной стремительностью рубленой фразы, с обилием эмоционально окрашенных вопросительных и восклицательных  фигур, с синтаксическими повторами, с необычайной выразительностью вводных слов и оборотов, со своеобразным порядком слов.

Автор, пользуясь разнообразными художественно-выразительными средствами изображения, имеет широкие возможности в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев посредством ярких деталей и особенностей речи, и т.д.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гончарова Е. А., Шишкина И. П. Интерпретация текста: Немецкий язык. [Текст] / Гончарова Е.А., Шишкина И.П. – М.,: Высшая школа, 2005. – с. 250-280.
  2. Ризель Э.Г. Стилистика немецкого языка [Текст] : учебник на нем. яз. для пед. ин-тов и фак. ин. яз. / Э.Г. Ризель. - М. : Высшая школа, 1963. – с. 287-292.
  3. Юзифович В.А. Речевой портрет как структурный элемент очерка [Текст] / Юзифович В.А. – Москва, 2011. – с. 135-170.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ

 

  1. Theodor Fontane, Effi Briest. [Текст] / Schoeller & Hoersch, 1996.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

  1. http://www.hqlib.ru/st.php?n=101.
  2. http://knowledge.allbest.ru/literature/2c0b65625b3bd68b4c43b89421306c37_0.html.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Речевой портрет главных героев на примере романа Теодора Фонтане «Эффи Брист»