Речевой портрет главных героев на примере романа Теодора Фонтане «Эффи Брист»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования являются особенности создания речевого портрета главного героя художественного произведения. Предмет исследования – средства создания речевых портретов главных героев романа «Эффи Брист».
Материалом для исследования послужило художественное немецкоязычное произведение Теодора Фонтане «Эффи Брист». Целью нашей работы является создание речевых портретов героев романа Т. Фонтане и выявление способов и особенностей создания речевых портретов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3
Глава I . РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ…………...5
1.1. Прямая речь, как средство создания речевого портрета………………………………...6
1.2. Особенности несобственно-прямой речи и косвенной речи как способа создания образа в художественном произведении………………………………………….…………12
Выводы по I главе……………………………………………………………………………..19
ГЛАВА II. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ГЕРОЕВ РОМАНА ТЕОДОРА ФОНТАНЕ «ЭФФИ БРИСТ»………………………………………...........................................................................20
2.1. Теодор Фонтане и его роман…………………………………………………………….20
2.2. Речевой портрет героев романа Т. Фонтане «Эффи Брист»………………...................20
Выводы по II главе…………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Речевой портрет.docx

— 75.33 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ р.ф.

                  Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Астраханский государственный  университет»

 

                                 Допускается к защите

                                                 «___» ________________ 2012 г.

                                             Зав. кафедрой нем. филологии

                                                                       кандидат филологических наук

                                                                       доцент Т.А. Бударина _________

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ  ГЕРОЕВ РОМАНА

ТЕОДОРА ФОНТАНЕ  «ЭФФИ БРИСТ»

 

 

Выполнила:

студентка группы ЛН-41

Кошкарова М.А._______

 

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент кафедры

немецкой филологии

Маняшина Л.В.________

 

 

Астрахань – 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3

Глава I . РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ…………...5

1.1. Прямая речь, как средство создания речевого портрета………………………………...6

1.2. Особенности несобственно-прямой речи и косвенной речи как способа создания образа в художественном произведении………………………………………….…………12

Выводы по I главе……………………………………………………………………………..19

ГЛАВА II. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ГЕРОЕВ РОМАНА ТЕОДОРА ФОНТАНЕ «ЭФФИ БРИСТ»………………………………………...........................................................................20

2.1. Теодор Фонтане и  его роман…………………………………………………………….20

2.2. Речевой портрет героев романа Т. Фонтане «Эффи Брист»………………...................20

Выводы по II главе…………………………………………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящая курсовая работа посвящена изучению проблемы создания речевых портретов главных героев на примере романа Теодора Фонтане «Эффи Брист».

Объектом данного исследования являются особенности создания речевого портрета главного героя художественного произведения.

Предмет исследования – средства создания речевых портретов главных героев романа «Эффи Брист».

Материалом для исследования послужило художественное немецкоязычное произведение Теодора Фонтане «Эффи Брист».

Целью нашей работы является создание речевых портретов героев романа Т. Фонтане и  выявление способов и особенностей создания речевых портретов.

Данная цель обусловила необходимость  постановки и решения следующих задач:

  1. Определить содержание понятия «речевой портрет» и определить способы его создания;
  2. Изучить немецкоязычный текст романа «Эффи Брист» и выбрать героев для создания речевых портретов;
  3. Составить речевые портреты выбранных героев и выявить основные способы и особенности создания речевых портретов.

Практическая  значимость работы заключается в возможности применения ее положений в курсах стилистики, интерпретации художественного текста, теории перевода, типологической стилистики и в переводческой практике.

Методика исследования, обусловленная многообразием рассматриваемых проблем, включала различные формы анализа: описательно-логический, и сопоставительный. Переводческий метод является комплексным диалогическим методом и состоит из сочетания лингвистических и литературоведческих методов: компаративного, типологического, трансформационного анализа.

Цель и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении речь идёт о цели нашего исследования и о поставленных в ходе исследования задачах.

Первая глава посвящена раскрытию понятия «речевой портрет» и способам его создания.

Во второй главе даётся характеристика творчества Т. Фонтане, романа «Эффи Брист», а также на основе диалогов составлены речевые портреты главных героев данного романа.

В заключении мы рассказываем о том, были ли решены поставленные в ходе исследования задачи.

В списке литературы приводится использованная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I . РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

 

Изучение понятия «речевой портрет» исторически начинается с  фонетического портрета, важные приемы описания которого разрабатываются  в середине 60-х годов ХХ века М.В. Пановым. Анализируя произношение отдельных  личностей, М.В. Панов дает характеристику литературной нормы в диахроническом аспекте и создает ряд фонетических портретов политических деятелей, писателей, ученых.

По мнению С.В. Леорды, «речевой портрет – это воплощенная  в речи языковая личность» [Леорда 2006], а проблема речевого портрета является частным направлением исследования языковой личности. Е.В. Осетрова отмечает большую роль речевого портрета как  составляющей облика говорящего в формировании целостного образа личности. Т.П. Тарасенко  определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и  речевых характеристик коммуникативной  личности или определённого социума  в отдельно взятый период существования» [Тарасенко 2007:8]. Исследователь выделяет ряд характеристик личности, отражающихся в речевом портрете: возрастные, гендерные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические.

Г.Г. Матвеева понимает под  речевым портретом «набор речевых  предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий  воздействия на слушающего» [Матвеева 1998:14]. Исследователь отмечает, что  с помощью речевого портрета фиксируется  речевое поведение, которое «автоматизируется  в случае типичной повторяющейся  ситуации общения» [Матвеева 1993:87].

Также Г.Г. Матвеевой отмечается, что, как и языковая личность, речевой  портрет бывает индивидуальным и  коллективным. В центре внимания индивидуального  речевого портрета находится индивидуальный стиль, отражающий особенности конкретной языковой личности. Такой портрет  составляется чаще всего при исследовании личности неординарной, элитарной. Кроме  того, индивидуальный речевой портрет  дает возможность судить о речевых  характеристиках той или иной социальной группы. Коллективный речевой  портрет позволяет обобщить явления, присущие определенному кругу людей, объединенных в национальном, возрастном, социальном, профессиональном плане. Кроме того, существует понятие национального речевого портрета, подразумевающего определение особенностей, присущих национальной языковой личности.

Объектом изучения может  стать и персонаж художественного  произведения. В литературе речевой  портрет является средством создания художественного образа.

Художественный образ  – форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с  тем обобщённая картина человеческой жизни, преображаемой в свете  эстетического идеала художника, созданная  при помощи творческой фантазии.

Художественный образ  – одно из средств познания и  изменения мира, синтетическая форма  отражения и выражение чувств, мыслей, стремлений, эстетических эмоций художника. Его основные функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая, воспитательная. Только в своей совокупности они  раскрывают специфические особенности  образа, каждая из них в отдельности  характеризует только какую-то одну его сторону; изолированное рассмотрение отдельных функций не только обедняет представление об образе, но и ведёт  к утере его специфики, как  особой формы общественного сознания.

 

    1. Прямая речь, как средство создания речевого портрета

 

Как известно, характеристика персонажа включает описание внешнего вида (портретная характеристика), внутреннего  состояния и мотивировок действий (психологическая характеристика), особенностей речевого поведения (речевая  характеристика). Речевое поведение  персонажа даёт нам исчерпывающую  информацию о говорящем и может  рассказать о нём очень многое.

Речь персонажа, или его  речевая характеристика, - это определение  отличительных качеств через  речь. В речевой характеристике всегда отражаются понимание и оценка автором  своего героя.

Язык персонажа неразрывен с его физическим обликом и  психическим складом души. По особенностям речи мы можем многое узнать о человеке: о его типе сознания, характере  мышления, способности к выражению  эмоциональной реакции, культурном уровне и уровне образования, эрудиции, интеллекте и многом другом [Юзифович В.А. 2011:135].

Речь героя выражает его  индивидуальный опыт, психологическое  состояние. В речи персонажа отражается его социальный статус, профессия, по речи часто можно определить территорию, где проживает данный человек. Речь отражает и социальное, и биологическое  развитие персонажа, изображённого  в конкретном тексте. Естественно, что  в речи персонажа могут быть отражены историческая эпоха, его национальная, социальная и профессиональная принадлежность и т.д., а также склад. характер, темперамент, речевые привычки, вкусы, то есть она индивидуализирована.

В конечном счёте, речевой  портрет становится выразителем  всей портретной характеристики персонажа.

«Каждая языковая личность в общении наделена коммуникативными, социальными и психологическими ролями, совокупность которых и создаёт  речевой портрет личности, определяет варианты речевого поведения, воплощающиеся  в бесконечном разнообразии высказываний и текстов» [по Кочетовой, 1999:44].

С одной стороны, каждый человек  – это личность с присущими  ей индивидуальными чертами характера, определённым эмоциональным настроем, со своим отношением к окружающему  миру. С другой стороны, он выступает  как представитель определённого  социального, национального, профессионального  и т.п. слоя. Всё это находит  своё отражение в манере говорения  каждого индивида.

Об индивидуальности каждой конкретной языковой личности можно  судить по её лексикону: собственная  оценка своей личности, пословицы  и поговорки, различные устойчивые сочетания, заимствования, использование  словообразовательного потенциала слова, выбор семантических партнёров  для слов, обладающих в литературном языке ограниченной сочетаемостью. При тщательном описании языковой личности необходимо уделить внимание и особенностям речевого поведения человека, на формирование которых значительное влияние оказывает  жизненный опыт и система нравственных ценностей исследуемого объекта [Юзифович В.А. 2011:137].

Портрет героя отражает несобственно-прямая речь, прямая речь и косвенная речь. Доминирующим художественным средством  изображения внешности и внутренних переживаний персонажей выступает  внутренняя речь, представленная в  форме монологической и несобственно-прямой речи. Таким образом, речевой портрет персонажа создаётся посредством прямой, косвенной и несобственно-прямой речи и их смешанными формами. В художественном произведении выделяют обыкновенно две речевые сферы: сферу речи автора и сферу речи персонажей. Речь персонажа, в свою очередь, подразделяется на:

  1. Внешнюю, или прямую;
  2. Внутреннюю (речь или монолог).

При анализе речевого портрета художественного героя учитывают  рассуждения автора или других персонажей о манере говорения данного героя.

Прямая речь – один из способов передачи чужой речи; речь героя, которая воспроизводится  дословно. Прямая речь вводится в текст  авторскими словами, комментирующими  ситуацию (кто говорит, как говорит, кому говорит).

Г.Я. Солганик утверждает, что  «прямая речь – это яркая стилистическая краска, важнейшее средство создания характера персонажа (характерологическое  средство)».

Под прямой речью в художественном произведении понимается передача письменных или устных слов одного из персонажей в их буквальном виде, с сохранением  всех языковых особенностей его речи, а также эмоциональных оттенков выражения [Гончарова, Шишкина 2005:250].

Именно в прямой речи максимально  полно отражаются языковая специфика, особые типы речи персонажей. Таким  образом, «реплики персонажей» повествовательных  произведений дают широкую гамму  имитаций (включая внутреннюю речь) речевого поведения, влияющего на лингвостилистическую характеристику «речевых портретов».

Принципиально важно, что  функция прямой речи в тексте –  изображение. В данном случае прямая речь должна подтвердить авторскую  характеристику. Именно поэтому в  изображении речи упор сделан на изображение  интонации, так как растягивание при произношении согласных –  это хорошо понимаемый всеми знак угрозы. Количество речевых партий и их объём зависят от индивидуального  авторского стиля [по В.И. Конькову, 2004:119].

Прямая речь, выполняя функцию  дословной передачи чужого высказывания, может вместе с тем не только своим  содержанием, но и способом выражения  мысли и чувств служить средством характеристики говорящего лица, средством создания художественного образа.

Информация о работе Речевой портрет главных героев на примере романа Теодора Фонтане «Эффи Брист»