Рефераты по литературе

Своєрідність фантастичного у казкових новелах Е.Т.А. Гофмана («Крихітка Цахес», «Золотий горнець», «Піщана людини»)

03 Декабря 2013, доклад

Народився Ернст Теодор Амадей Гофманн 24 січня 1776 р. у столиці Східної Пруссії — Кенігсберзі. Шлюб батьків був дивним. Батько — Крістоф Людвіґ Гофман (1736–1797) — служив адвокатом при прусському верховному суді в Кенігсберзі. Біографи зазначають, що він був людиною настрою, не цурався муз, але був схильний до пиятики. Матір — Ловіза Альбертина Дерфер (1747–1796) — була жінкою надзвичайно побожною, відлюдькуватою, зі схильністю до пієтизму. Подружнє життя цих цілковито різних людей супроводжувалося частими сімейними скандалами, які призвели врешті-решт до того, що через декілька років після народження сина вони розірвали шлюб. Ернст Теодор Амадей разом з матір'ю переїхав у будинок Дерферів, де й проминули його дитячі та юнацькі роки. Матеріалів, котрі свідчили би про те, як жилося хлопчикові у бабусиному будинку, збереглося обмаль. Відомо, що ні матір, ні дядько — Отто Вільгельм Дерфер — не дуже піклувалася про виховання хлопця

Свободолюбивая лирика Пушкина

12 Мая 2015, доклад

В первый период своего творчества — период окончания лицея и про¬живания в Петербурге- до 1820 года- понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.
В 1817 году он пишет оду «Вольность», которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.

Своеобразие и роль пейзажа в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

17 Декабря 2012, курсовая работа

Цель данной работы такова:
1. Рассмотреть своеобразие и роль пейзажа в романе «Мастер и Маргарита».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обратиться к понятию «пейзаж» в его теоретическом толковании;
2. Рассмотреть пейзаж «Московских глав» романа Булгакова «Мастер и Маргарита»;

Своеобразие жанра рассказа в творчестве Довлатова цикл «Чемодан»

30 Мая 2014, курсовая работа

Город как тип сознания – тема бесконечная. Сознание, породившее город, - это никогда не одно сознание, а бесконечное множество сознаний, находящихся в сложных иерархических отношениях. Даже в таком случае как Петербург, где город первоначально возник как реализация воли одного человека, где индивидуальным владельцам были “спущены сверху” планы частных домов, то физическое пространство, которое реально возникло в начале восемнадцатого века, отражает сложное взаимодействие представлений о городе самого Петра, француза Леблона, итальянца Трезини, насильно перевезенных из Москвы жителей и всех безымянных строителей.

Своеобразие лирики Ахматовой

10 Января 2014, сочинение

Мастерство Ахматовой было признано почти сразу же после выхода первого ее поэтического сборника «Вечер» и второго «Четки». В стихотворениях этих ранних сборников видна худож. манера Ахматовой. Главное отличие А.А. Ахматовой от других поэтесс в том, что она показала трагический путь женщины-поэта. Ахматова писала о событиях происходящих вокруг нее, ради народа и для народа ( «Реквием», революция, Родина).

Своеобразие проблематики и поэтики романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

25 Декабря 2012, реферат

Виктор Мари Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне в семье офицера. Большое влияние на Виктора оказала мать, которая придерживалась монархистских взглядов. В 1811 г. Гюго поступил в дворянскую семинарию в Мадриде, однако через два года отец был вынужден вернуться в Париж в связи с военными событиями. После развода родителей Виктор остался с матерью, продолжил учебу в Париже, сначала в частном пансионе, затем в колледже Святого Людовика. В 1821 г. Гюго опубликовал свою повесть «Бюг-Жаргаль», а в 1922 г. вышел его первый поэтический сборник «Оды и разные стихотворения», написанный под влиянием романтического поэта Ф. Р. Шатобриана.

Своеобразие сюжета и композиции новеллы Ги де Мопассана

12 Мая 2012, реферат

Литературная деятельность Мопассана развивалась в 80-е годы XIX века. Это был период утверждения господства умеренных буржуазных республиканцев-оппортунистов и начавшегося разложения созданного ими политического режима. Ещё служа в канцелярии, он много думал об общественных вопросах. 10 декабря 1877 г. он писал Флоберу, объясняя своё молчание: "Уже давно, дорогой учитель, собирался вам написать, но мне помешала это сделать политика. Политика мешает мне работать, выходить, думать, писать...". Со скрытой иронией рисовал он в сборнике "Воскресные прогулки парижского буржуа" типичного обывателя, разглагольствующего о политике и пытающегося декларировать какие-то "принципы".

Своеобразие темы любви в лирике А.А.Ахматовой

07 Декабря 2012, доклад

Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность, предельная откровенность в сочетании со строгой гармонией, лаконичной емкостью поэтического языка любовных стихотворений Ахматовой позволили ее современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических сборников.

Сегментные и суперсегментные единицы

25 Февраля 2015, реферат

Фраза может члениться на фонетические синтагмы. Фонетическая синтагма также характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением, но паузы между синтагмами не обязательны, и они короче межфразовых пауз. Например, фраза Было ветрено,/сыро/и скверно состоит из трех синтагм

Семантика второго лица в поэзии И. Бродского

30 Апреля 2013, доклад

Филологи обращают внимание на то, что в поэзии Иосифа Бродского второе лицо занимает особое место. 2-е лицо может использоваться канонически для обозначения партнера в диалоге: внутреннем (внутритекстовом) и или «затекстовым». В стихах, представляющих собой диалоги, разговоры, появление второго лица понятно и естественно:
Вам случалось тонуть, лейтенант?" "Никогда. Но акула меня кусала".

Семантика игры в романе Ф.М.Достоевского "Бесы"

18 Мая 2015, курсовая работа

Автор пытается исследовать, каким образом употребление автором слова (игра) может отразиться на сюжете всего произведения. А так же попытаюсь выяснить, что объединяет такие понятия, как "игра", "скандал", "катастрофа".

Семантика имен собственных и их роль в романе в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

09 Января 2013, методичка

Литературные имена собственные представляют собой интереснейший объект изучения как с лингвистической, так и с литературоведческой точки зрения. Литература в этом плане является источником, богатым всеми разрядами онимической лексики: фиктонимами, культонимами, идеонимами, антропонимами, топонимами, зоонимами. теонимами и т.д. Имена собственные сопровождают нас всю жизнь, представить лексический запас языка без онимической лексики невозможно, так как она составляет важную часть, “сердцевину” любого языка. Поэтому имена собственные вызывали и вызывают интерес к себе языковедов.

Семантика міфологічного сюжету в трагедії Софокла «Цар Едіп»

25 Ноября 2014, реферат

Подвійність, дуалістичність притаманна цьому світові в усьому. Ніч змінюється днем, все живе народжується та помирає, кохання існує поруч з ненавистю. Спільне існування речей, протилежних одна одній, було помічене людиною ще дуже давно – на цьому, власне, і почала будуватися релігія, що стала підґрунтям, основою для розвитку такого різнопланового та яскравого явища, притаманного лише людському суспільству, як культура. Звісно ж, усвідомлення та розкриття таких протилежностей було притаманне і міфологічному мисленню античної людини. За К. Леві-Стросом, «…міфологічне мислення виходить з усвідомлення низки опозицій і спрямовується на їх поступове «осереднення» (зближення)».

Семантико-ассоциативная структура концепта «любовь»

07 Апреля 2012, курсовая работа

В данной работе понятие «концептосфера» будет рассматриваться в связи с изучением индивидуального писательского стиля и особенностей художественного мировоззрения, что представляется вполне правомочным на основании выводов сделанных Д.С.Лихачевым, что «понятие концептосферы особенно важно тем, что оно помогает понять, почему язык является не только способом общения, но и неким концентратом культуры. Культуры нации и её воплощения в различных слоях, вплоть до отдельной личности». Разумеется, под такой личностью может подразумеваться и личность писателя, поэта. В подтверждение этому можно привести исследования Л.А.Грузберг, в которых было установлено, что материалом для постижения концепта служат прецедентные тексты, Художественные дефиниции, концепции, выработанные в том или ином произведении словесного творчества (Грузберг, 2002).

Семантическое поле запаха в поэме М. Цветаевой "Крысолов"

28 Ноября 2012, курсовая работа

В последнее десятилетие количество лингвистических работ, обращающихся к теме чувственного восприятия, возросло ( М.В. Одинцова 2008, Ю.Н. Молодкина 2009, Л.Б. Крюкова 2004, Е.В. Свинцицкая 2004, К.Ю. Дроздовский 2009, Н.С. Павлова 2006, С.А. Моисеева 2005). Описание картины мира складывается из отдельных ее составляющих, основываясь на зрительных образах, слухе, осязании и обонянии.

Сентиментализм Н.М. Карамзина (1766-1826)

24 Марта 2013, лекция

В конце XVIII века в недрах русского просветительства рождается новая философия. Рационалисты, полагавшие разум главным двигателем прогресса, пытались изменить мир через внедрение просвещенных понятий, но при этом забыли про конкретного человека, его живые чувства. Возникла мысль, что просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы. Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу — в воспитании чувств. На этой почве зарождается литература сентиментализма, для которой главное — внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями, близким дружеским обществом или природой.

Сентиментализм и романтизм

08 Февраля 2014, творческая работа

В русской литературе это направление не получило широкого распространения.
В начале XIX в. наибольшее влияние приобретает сентиментализм  . Его возникновение связано с духовным ростом личности, с осознанием ею собственного достоинства и стремлением к духовному раскрепощению. Сентиментализм был ответом на общественную потребность демократизации литературы.

Серафимович: "Железный поток"

28 Января 2013, доклад

Характерной особенностью сюжета эпопеи является то, что основу его составляет судьба масс в целом, а не судьбы отдельных героев. Нарастание действия достигается описанием трудностей, препятствий, преодолеваемых Таманской армией. Повторением сцен, ситуаций (напр. сцена митинга в начале и конце похода — гл. II и гл. XI, сцена похорон убитых бойцов — гл. XXXII и гл. XXXIII) Серафимович подчеркивает идейный рост массы. Обрамляющий все повествование пейзаж с доминирующим образом «шумящей реки» также оттеняет идейный смысл произведения. Ту же функцию выполняет и соответствующий подбор метафор, эпитетов, связанных с основным образом «железного потока» (напр., с одной стороны, — «толпа течет бесконечным потоком», «человеческое море», «льется человеческий поток», «выливались воинские массы» и т. д. и т. д.; с другой стороны, — «железные лица», «железное кольцо восставших», «железные шеренги», «железный охват» и т. д.).

Сергей Григорьевич Чавайн

09 Декабря 2013, доклад

Сергей Григорьевич Чавайн (настоящая его фамилия Григорьев), один из основоположников литературы народа мари, родился 6 октября 1888 года в деревне Малые Карамасы Себеусадской волости Царевококшайского уезда Казанской губернии (ныне эта деревня входит в состав Моркинского района Республики Марий Эл.). Отец его – Григорий Михайлов – был крестьянином-бедняком, отдавшим всю свою жизнь труду землепашца и смолокура. Мать будущего поэта – Татьяна Анисимовна – была одаренной сказительницей, знавшей множество песен и сказок. С детских лет Сергей приобщился к ее удивительному сказочному миру, переняв от нее дар песнетворцa и сказителя.

Сергей Александрович Есе́нин

03 Января 2013, биография

Родился в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец — Александр Никитич Есенин (1873—1931), мать — Татьяна Фёдоровна Титова (1875—1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе (ныне музей С. А. Есенина) в Спас-Клепиках. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом — в типографии И. Д. Сытина. В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Сергей Александрович Есенин

09 Марта 2013, биография

Есенин - Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников ("Радуница", 1916; "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924), поэме "Черный человек" (1925). В поэме "Баллада о двадцати шести" (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская" (1925), поэме "Анна Снегина" (1925) Есенин стремился постигнуть "коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическая поэма "Пугачев" (1921).

Сергей Александрович Есенин

10 Марта 2014, реферат

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Т.к. мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подталкнула его к написанию первых стихотворений.

Сергей Есенин и его поэзия

19 Ноября 2013, реферат

Человек живет на Земле. Его жизнь, хозяйство и культура, все материальные и духовные богатства тесно связаны с окружающей природой. В свою очередь, среда обитания человека заметно изменяется в результате его деятельности. В этом взаимодействии нас прежде всего интересуют природные условия для развития хозяйства.
Природные условия — это совокупность свойств окружающей нас природы, которые так или иначе существенно влияют на жизнь человека. Имеются в виду естественные условия здоровья, труда и отдыха населения, которыми характеризуется природная среда на определенной территории. Это чрезвычайно многогранные явления.

Сергей Николаевич Булгаков

09 Мая 2014, биография

Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944) пришел к христианской вере и богословским занятиям после занятий правоведением и политической экономией. Он вырос в семье священника г. Ливны Орловский губернии, в гимназии пережил сильный духовный кризис и вплоть до 30-летнего возраста оставался неверующим. «Я сдал позиции веры, не защищая их»,– писал он много лет спустя в «Автобиографических заметках». Будучи студентом юридического факультета Московского университета и несколько позже, в связи с интересом к политической экономии, он увлекается марксизмом. Темой магистерской диссертации стало применение выводов марксизма к области земледельческого хозяйствования. Стажировался в Берлине, Париже и Лондоне.

Серебряный век в живописи и поэзии

16 Сентября 2012, реферат

Рубеж XIX – XX столетий ознаменовался расцветом искусств. Не случайно за этой эпохой утвердилось название Серебряного века – новой волны духовного возрождения в России. Серебряный век — период расцвета русской культуры в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, художников, различных течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику.

Серебряный век в поэзии в начале XX века

28 Октября 2015, контрольная работа

Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. «Серебряный век» протекал с 1880 до 1920 годов.

Серебряный век в русской литературе

27 Ноября 2012, реферат

Русская литература, как и любая другая, в своем развитии прошла несколько этапов: древнерусская литература, литература в период 15- 16 веков, «золотой век» и т.д. Каждый период имеет свои определенные черты и особенности, но одной, наверное, из самых ярких страниц русской литературы является «серебряный век», воспитавший целое поколение великих людей, которые оставили незабываемый след в русской истории.

Серебряный век русской культуры

02 Декабря 2015, реферат

Серебряный век – период перелома в сфере фундаментальных жизненных смыслов, время новых духовных ориентиров, новых форм самореализации творческой личности.
Серебряный век продолжает привлекать внимание современных ученых, как отечественных, так и зарубежных. Основным стремлением исследователей на данном этапе изучения эпохи Серебряного века является анализ природы этого феномена, предпринимаются попытки целостного восприятия периода и определения характерных черт культуры рубежа XIX – XX вв.

Серебряный век русской литературы

26 Февраля 2013, реферат

Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский.

Серебряный век. Сергей Александрович Есенин

05 Июня 2013, реферат

Стихи С. А. Есенина можно читать с любого возраста и каждый читатель, будь то даже маленький шестилетний мальчик или взрослый, сознательный мужчина, поймёт, в чём вся суть, в чём вся изюминка произведения, потому что смысл его стихов не спрятан где-то на дне, а совершенно наоборот – вся истина лежит сверху, нужно только поймать и не отпускать её до конца произведения. Приятно то, что такой поэт есть в школьной программе, как начальной школы, так и старшей, потому что его стихи формируют у студентов и учеников миропонимание, стихи пропитаны любовью к Родине, а сейчас это как никогда важно для нашей страны.