Элементы мифореставрации в современной рок-поэтике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Русская рок-поэзия сравнительно недавно стала не только объектом внимания социологов, культурологов и музыковедов, но и предметом собственно литературоведческого исследования. Однако ситуация изменялась очень быстро. Если несколько лет назад можно было говорить лишь о разрозненных попытках отдельных исследователей поставить вопрос о возможности академического изучения поэзии русского рока и продемонстрировать это на конкретном материале, то сейчас по проблемам литературоведческого анализа рок-текстов пишутся научные статьи, защищаются диссертации, вышел в свет первый тематический сборник.

Файлы: 1 файл

ЛИТЕРАТУРА.DOC

— 721.00 Кб (Скачать файл)

Цель дипломной работы: исследовать проявления мифологического мышления (на уровне приёма мифореставрации) как структурообразующего элемента художественных произведений и поэтических тропов.

Объект исследования: психология художественного творчества; связь мифологического и художественного мышления, функционирование общих для двух типов мышления законов литературного творчества.

Предмет исследования: современная песенная лирика (рок-поэзия ХХ века).

Гипотеза: Формирование мифологических символов, образов и в целом художественной тропики на основе мифологического мышления в современной рок-поэзии ХХ века отражает создание нового мифопоэтического видения мира, которое сохраняет связь с древней теорией архетипов.

Из цели нашего исследования вытекают следующие задачи:

1. Выявить связи между понятиями  «литература» и «миф» и взаимосвязи  мифологического и литературного  творчества;

2. Дать определение мифореставрации  как одного из приёмов анализа художественного текста;

3. Проследить мифопоэтическую традицию  в песенной лирике и наметить механизмы перехода мифологем в художественную ткань произведения;

4. Определить генезис современной  рок-поэзии как вербального компонента;

5. Исследовать структурные особенности  стиха русской рок-поэзии в  контексте современной песенной  лирики;

6. Разработать методические рекомендации  к изучению рок-поэзии на уроках  литературы и во внеклассной  работе.

В работе использовались следующие методы исследования:

    • теоретический анализ проблемы на уровне изучения трудов ведущих специалистов в области музыковедения, литературоведения, мифологии, психологии и методики преподавания литературы;
    • анализ действующей программы по русской литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных школ;
    • анализ письменных работ (сочинений, отзывов), анкетирование и опрос старшеклассников СШ №3 г. Калинковичи;
    • сравнительно-типологический анализ художественного текста, стилистическое комментирование (в рамках описательного метода).

Результаты исследования были применены на практических занятиях по методике   преподавания    русской    литературы, в  период    педагогической

– 8 –

практики стали материалом факультатива «Рок-культура: вчера и сегодня», явились материалами докладов на студенческих научно-практических конференциях в г. Мозыре в 2001 – 2005 годах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– 9 –

ГЛАВА I. МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕСЕННОЙ ЛИРИКЕ

 

1. 1. ПОЭТИЧЕСКОЕ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

 

Мифологическое сознание характерно для всех людей, так как оно охватывает всё самое «универсальное общее» [81; с. 9]. Славянская    мифология – весьма богатое разностороннее явление, хотя в ней много элементов, мотивов и образов, которые объединяют её с историей других индоевропейских народов. Но это лишь свидетельство древности этноса.

Мифологизация в литературе – основа поэтизации. Каждая национальная литература подвергается процессу мифологизации. Но на протяжении всего периода существования она ищет всё новые и новые средства мифологизации, так как этого требует сама жизнь. Мифологизируя окружающую действительность, литература вместе с тем сохраняет прежние (ранние) мифологические модели, совершенствуя их [81; с. 10].

Исследование движения художественного творчества по линии употребления мифологических элементов – это исследование особенностей образной национальной системы на протяжении столетий. Это даёт возможность установить глобальные типичные черты национального миросозерцания и основы народной психологии в их натуральном, неискажённом виде [81; с. 9]. 

Развитие мифологического сознания неразрывно связано с развитием всего живого общими процессами, протекающими в человеческом мозге, творческими возможностями человека и его ощущениями. В современном естествознании формируется новый взгляд на мир – как на единство материи и сознания. Без сознания описание Мира уже выглядит принципиально неполным. Какая-то форма сознания возникла одновременно, а, возможно, и раньше материи. Информация об этом важном событии зафиксирована, как утверждают биофизики, во всех живых существах, а в человеке закреплена в его коллективном бессознательном. Различные пласты бессознательного были зафиксированы в мифах [81; с. 7].  

В человеке живут все царства природы. Человек – маленький космос, микрокосмос. Сегодня об этом говорит наука. Однако то же издавна утверждала и мифология. В каждом человеке идут процессы бесконечной смерти, бесконечного рождения всё новых клеток. Рождение – смерть – новое рождение – важнейшая проблема мифологии. В творческом процессе участвует как сознание, так и подсознание. Подсознание отражает внешние условия, в которых происходит эволюционный процесс. Сознание же снимает информацию окружающей человека реальности [81; с. 8]. 

Язык – окончательный результат всех процессов, которые происходят и в сознании, и в подсознании человека. Он зависит от условий существования человека, даже конкретных природных ландшафтов земли, одновременно закрепляя на  протяжении   своего развития бытийный опыт   тех   или  иных

– 10 –

человеческих групп. Границы определённого языка – это границы определённого мира. В то же время язык – система, которая развивается внутри себя. В ней действуют как минимум две тенденции: тенденция к экономии изобразительных средств и тенденция к наибольшей выразительности; они в своём взаимодействии привели к символичности. Символ – основа мифологии, так как все мифы символичны [83; с. 72]. 

Язык играл значительную роль в образовании мифа. Уже сам факт наименования таких понятий, как зима и лето, холод и жара, война и мир, добродетель и порок, давал составителю мифов возможность представлять себе эти идеи в виде наделённых свойствами личности существ. Язык действует не только в полном согласии с воображением, продукты которого он выражает, но он творит и сам по себе, так что рядом с мифическими идеями, в которых речь следовала за воображением, есть и такие, в которых речь шла впереди, а воображение следовало по проложенному ею пути. Оба эти действия слишком совпадают в своих результатах, чтобы можно было вполне отделить их, но тем не менее их следует различать, насколько это возможно [63; с. 68].

Встаёт вопрос: какой же миф был тогда первичным – материальный или словесный?

Английский мифолог-этнограф Э. Б. Тайлор с уверенностью утверждает, что «материальный миф первичен, а словесный миф является вторичным образованием» [63; с. 69].

Сегодня существуют десятки определений понятия «миф».

Так, известный русский философ-культуролог, автор статьи «Диалектика мифа» А. Ф. Лосев считает, что «миф – это развёрнутое магическое имя… Всякая живая личность есть так или иначе миф… Человек является мифом не потому, что есть человек сам по себе, так сказать человеческая вещь, но потому, что он оформлен и понят как человек и как человеческая          личность» [39; с. 13]. 

Авторы «Всемирной энциклопедии: Религия» предлагают следующее определение: «Миф – это собирательное понятие, обозначающее символическое повествование в религии, в отличие от символического поведения (культ, ритуал) и символических мест или предметов (храмов,    икон) [11; с. 58].

На наш взгляд, наиболее точное определение предложил филолог И. Шайтанов: «Миф – первое творение коллективного человеческого разума, задумавшегося об окружающем мире и пытающегося объяснить его» [80; с. 5].

Сегодня под мифом понимают комплекс совершенно различных понятий – от древнего предания до откровенного вымысла. Очевидно, что первобытный человек видел в мифе нечто совершенно другое, и этот миф был для него чем-то иным. На самом же деле миф есть определённая форма сознания, мировосприятия, призванная объяснить все тайны и феномены действительности. Реальный мир воспринимается человеком как осознанно (логически), так и бессознательно (мифологически). Примитивный человек мыслит и осваивает природу не абстрактно-логически, а только через свои

– 11 –

ощущения. Миф является выражением коллективного бессознательного, и в раскрытии его значения миф следует рассматривать как таковой, а не выискивать в нём скрытые символы [67; с. 5].

Иными словами, под мифом понимается восприятие реальности, пропущенной через подсознание человека. Это означает, что миф выполняет в воображении человека объективную реальность в тех сферах, где она ещё не была познана. Поэтому миф фантастичен ровно настолько, насколько он нам непонятен, и реалистичен настолько, насколько был очевиден и ясен его творцу. Соотношение реальности и фантастики в мифе имеет важнейшее значение. Оно связано с характером воспроизведения действительности человеком [67; с. 5 – 6].

«Миф – отражение символичного по своей сути способа мышления. Для него характерно: 1)  личное отношение к природе, восприятие её как живого существа, способного думать и чувствовать; 2) эгоцентризм, который проявляется в социоантропоморфизме – переносе на мир черт человека и характеристик общества; 3) отсутствие представления об однородном просторе и времени, мир делится на видимый и невидимый; 4) особенность языка, в котором слова соотносятся быстрее по горизонтали, в виде ассоциативной цепочки, чем по вертикали – с восхождением к абстрактным понятиям;              5) логика движений в образах, которая строится согласно контрасту и использованию смысла абсолютных крайностей», - пишет Т.Шамякина[81;с. 9].    

Связь мифа и реального мира понимается однозначно большинством современных исследователей. Часть их считает, что для разрешения загадки мифа следует изучать обстановку, образ жизни и привычки примитивных людей. На самом деле «мифологический» человек живёт одновременно в трёх мирах: 1) духовном; 2) конкретном; 3) социальном. Все три мира в мифологическом сознании неразделимы. Миф становится средством поддержания социального, космического и экзистенционального порядка. Характер отношения к реальности определил и тройственную функцию мифа: 1) объяснение мира (этиологизм), 2) преодоление страха перед Непознанным, Небытием или Вечностью, 3) исполнение, реализация чаяний народа-мифотворца. Благодаря этим функциям мифу удаётся стабилизировать душевное состояние людей. В этом качестве мифология есть проекция психической жизни человека или племени вовне. Преодоление тайных страхов проявляет себя и в страховой оценке событий или изображении различных ужасов и монстров. Реализация чаяний – в победе сил добра и утопии. Эти грёзы о желанном, это конструирование новых отношений, систем и институтов свидетельствует о попытке преодоления старых комплексов, институтов или традиций ради новых, либо иллюзорных,  но замещающих в сознании недостатки Бытия [67; с. 6 – 7].

Если миф есть действительность, пропущенная через мифологическое сознание (бессознательное) и, следовательно, отрешённая от явленного мира и принадлежащая миру сущностному, то для мифотворца он не есть выдумка, аллегория или  наука, но сама реальность в её высшем проявлении, сама жизнь,

– 12 –

само Бытие. Миф не есть гипотеза о мире, но сам этоте, воспринимаемое мифотворцем, преобразуется благодаря деятельности мифологического сознания в особую мифологическую реальность. При этом миф становится набором элементов и структур мифологического сознания, являющихся регулирующим фактором при формировании сюжета. Принципиально важно учесть, что элементы и структуры мифосознания являются общими для всех, врожденными и наследуемыми, не связанными с личным опытом. Установка на полную доверенность событий в мифе связана с таким явлением как мифологическая настроенность. Она подразумевает, что мифологические события случаются только с теми людьми, которые настроены на мифологическое восприятие мира или интерпретацию происходящего. Миф не отделяется от повседневности, а является её составляющей. Система мифологической культуры заключается в подчинении человека не реальному факту, а тому, что, по мнению традиционного человека, должно произойти,      т. е. – представлению. Имитация в реальной жизни мифологических ситуаций, повторение парадигматических действий способствует переносу человека в мифологическую эпоху. Действие мифологической традиции заключается в представлении, что никакое событие или ситуация не являются новыми, а имеют свой прототип в мифе. В соответствии с этим прототипом человеку и надлежит действовать. Итак, любое действие успешно лишь потому, что оно было совершено или установлено в древние мифологические времена первопредком или духом-покровителем. Миф выступает не как догмат, а как парадигма [67; с. 6 – 8]. 

Мифология прошла в своём развитии через определённые этапы – тотемизм, антропоморфизм, анимизм, магию. Всё это образовало (вместе с ритуалом) довольно масштабный, по-своему логичный и стройный комплекс. В нём в образной форме закрепились многочисленные связи между природой и культурой, жизнью и смертью, мужским началом и женским, между миром материальным и миром тонких энергий. Миф совмещал в себе две     реальности [82; c. 10]. 

Белорусский филолог и культуролог Т. И. Шамякина выделяет следующие основные особенности мифологии как важного элемента человеческой культуры:

1. Мифология отражает взаимоотношения человека и природы.

2. Мифы в конкретно-образной  форме объясняют явления жизни. По сути это – своеобразная философская поэзия.

Информация о работе Элементы мифореставрации в современной рок-поэтике