Экспрессивные субстантивы как компонент художественной речи рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Слово в художественном тексте – это особый мир. Художественное слово - зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенного восприятия окружающего мира. Важную роль в художественном произведении играет слово. Человек живет в мире высказываний, в мире слов. Правильной, красивой, выразительной речи мы учимся у классиков художественной литературы. Таким учителем для многих стал талантливейший русский писатель Антон Павлович Чехов.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................. ..3
Глава 1 .Понятие экспрессивности и экспрессивных средств художественной речи….................................................................................................................6
Глава 2. Экспрессивные существительные и прилагательные как компонент художественной речи рассказа А. П. Чехова "Злоумышленник"……………10
2.1.Экспрессивные существительные и прилагательные, экспрессивность которых выражена на уровне лексического значения………………………….11
2.2. Экспрессивные существительные и прилагательные, экспрессивность которых выражена посредством суффиксов субъективной оценки…………...13
Заключение........................................................................................................... ...15
Список использованных источников.............................................................. ...16

Файлы: 1 файл

курсовая работа по русскому языку.docx

— 35.89 Кб (Скачать файл)

  Для того, чтобы подтвердить вышеизложенное, приведем несколько примеров из рассказа.

  Само название рассказа «Злоумышленник» говорит нам об авторской оценке произведения. Злоумышленник – человек, который совершил преступление с заранне обдуманным намерением(2, с. 201). Лексическое значение  выражает иронически-неодобрительное отношение автора к предметному содержанию слова, что помогает создать первоначальное представление о персонаже.

  Также представление о персонаже помогает создать лексическое значение прилагательного тощий (значение  - исхудалый, худощавый человек (2, с. 699). Лексема используется в тексте как выразитель презрительно-пренебрежительного оттенка значения:

  «Перед   судебным   следователем  стоит  маленький,  чрезвычайно   тощий мужичонка в пестрядинной  рубахе  и латаных портах»(3, с. 75).

   В лексическом  значении слова нависшие (от нависнуть – склониться, опуститься над чем либо (2, с. 319) проявляется негативная оценка внешности персонажа.

  Такую же экспрессивную функцию в тексте выполняет прилагательные угрюмой  (значение - мрачный, неприветливый безотрадный (2, с. 716),   паучья (значение - принадлежащая пауку(2, с. 426), употребленное в переносном значении и обозначающее очень сильную степень выраженности суровости:

  «Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют  выражение  угрюмой  суровости»(2, с. 75).

 

  «На  голове целая шапка давно  уже  не чесаных, путаных волос, что  придает ему еще  большую,  паучью суровость»(2, с. 75).

 

В значении  существительного дурак (значение - очень глупый человек, глупец (2, с. 156) проявляется неодобрительно-пренебрежительное отношение персонажа к другому. Судья так называет подсудимого мужика:

  «Дураком каким прикидывается!  Точно вчера родился или с неба  упал»(2, с. 77). 

Такую же эмоциональную окраску  имеет существительное идиот(человек, который страдает врожденным слабоумием, идиотизмом; глупый человек, тупица, дурак( 3, с. 205):

  «Послушай, братец, не прикидывайся  ты  мне идиотом, а говори толком.

Нечего тут  про грузила врать!»(2, с. 76).

 

  Прилагательное темные (семантика - необразованный, несведущий (3, с. 688). Имеет экспрессивный оттенок значения жалости и неодобрения. Лексема служит в тексте для создания самохарактеристики  персонажа:

  «Конечно, вы лучше знаете... Мы люди темные... нешто мы понимаем?»(2, с. 78).

  В работе рассмотрена лишь малая часть подобных слов. В рассказе их гораздо больше.

  2.2 Экспрессивные существительные и прилагательные, экспрессивность которых выражена посредством суффиксов субъективной оценки

Экспрессивной функцией лексем, образованных с помощью суффиксов  субъективной оценки(маленький, мужичонка, мальчишка, братец), является эмоциональная оценка предмета речи. Коннотативный компонент эмоциональной оценки здесь выражен при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

  Рассмотрим такой  случай передачи экспрессивности  на конкретных примерах из  произведения. Приведем строки из  рассказа. В которых дается описание подсудимого мужика:

     «Перед   судебным   следователем  стоит  маленький,  чрезвычайно   тощий мужичонка в пестрядинной  рубахе  и латаных  портах»(2, с. 75).

   Употребленное здесь  экспрессивное слово маленький ( 1)небольшой по размерам, по количеству; 2)незначительный, ничтожный; 3) то же, что малолетний(3, с. 288) имеет в своем составе суффикс субъективной оценки  –еньк-, который, благодаря контексту, выражает одновременно такие чувства ласки и жалости автора к мужику.

  Лексема мужичонка (от мужик – крестьянин, по противопоставлению с горожанином (3, с. 313). Благодаря суффиксу субъективной оценки –онк- выражается чувство пренебрежения к персонажу.

  В данном случае  суффиксы субъективной оценки  –еньк- и –онк- усиливают выразительность характеристики персонажа рассказа.

 Такую же экспрессивную  функцию в существительном мальчишка (от мальчик – ребенок мужского пола, подросток(3,с. 289) выполняет  суффикс субъективной оценки –ишк-. Он  придает данной лексеме эмоциональную окраску, выражающую пренебрежение к предмету речи:

  «У нас и господа  так ловят. Самый последний  мальчишка  не станет  тебе  без грузила ловить»(2, с. 76).

  Особую эмоциональность выражает лексема братец (от брат – фамильярное или дружеское обращение к лицу мужского пола (3, с. 52). Суффикс субъективной оценки –ец слову одновременно ласкательно-иронический оттенок значения(здесь судья таким образом обращается к подсудимому):

  «Послушай, братец, не прикидывайся  ты  мне идиотом, а говори толком.

Нечего тут  про грузила врать!»(2, с. 76).

 

  В работе представлены  не все экспрессивные слова  с суффиксами субъективной оценки. Но данные примеры используются  в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник»  для создания образов персонажей  и передают всю глубину психологического  мышления автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   На основе анализа  приведённых в курсовой работе  примеров можно сделать следующие  выводы.

   Экспрессивные имена  существительные и прилагательные  составляют неотъемлемый компонент  художественной речи рассказа  А. П. Чехова «Злоумышленник»,  служат важным средством –  яркой характеристикой героев  рассказа, усилением  выразительности  художественной речи анализируемого  рассказа.

   Основу этих экспрессивов составляют имена существительные и прилагательные, экспрессивность которых выражается самим лексическим значением (злоумышленник, дурак, идиот, тощий, угрюмый, нависшие, паучья, темные) и с помощью суффиксов субъективной оценки (маленький, мужичонка, мальчишка, братец).

   Экспрессивная функция  этих лексем обусловлена особенностями  их семантической структуры, в  которой доминируют или актуализируются  коннотативные семы эмоциональной  оценки, выраженные самим лексическим  значением или  посредством  суффиксов субъективной оценки, благодаря чему автором выражаются  различные эмоции и оценки  персонажей в характеристике  героев рассказа.

   С помощью лексического значения и суффиксов субъективной оценки в этих лексемах передается отрицательная оценка персонажей, иронически-неодобрительное отношение (злоумышленник), презрительно-пренебрежительное отношение (тощий), ласкательно-жалостливое отношение (маленький), ласкательно-ироническое отношение (братец) и др.

   Благодаря  особенностям  семантической структуры данных  экспрессивных слов усиливается  выразительность художественной  речи А. П. Чехова в рассказе  «Злоумышленник».

Список использованных источников

    1. Ежеквартальный научно-литературный журнал «Русский язык и литература»//Выпуск3, - Мн, 1996, С.92 - 103
    2. Словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой – М.: Русский язык, 1987 г.
    3. Чехов А. П. «Дом с мезонином»/ Рассказы, - Мн.: Мастацкая літаратура, 2010 г.
    4. Тюпа В. И. «Художественность чеховского рассказа» - М.: Высшая школа, 1989 г.

Информация о работе Экспрессивные субстантивы как компонент художественной речи рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник»