Экспрессивные субстантивы как компонент художественной речи рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Слово в художественном тексте – это особый мир. Художественное слово - зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенного восприятия окружающего мира. Важную роль в художественном произведении играет слово. Человек живет в мире высказываний, в мире слов. Правильной, красивой, выразительной речи мы учимся у классиков художественной литературы. Таким учителем для многих стал талантливейший русский писатель Антон Павлович Чехов.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................. ..3
Глава 1 .Понятие экспрессивности и экспрессивных средств художественной речи….................................................................................................................6
Глава 2. Экспрессивные существительные и прилагательные как компонент художественной речи рассказа А. П. Чехова "Злоумышленник"……………10
2.1.Экспрессивные существительные и прилагательные, экспрессивность которых выражена на уровне лексического значения………………………….11
2.2. Экспрессивные существительные и прилагательные, экспрессивность которых выражена посредством суффиксов субъективной оценки…………...13
Заключение........................................................................................................... ...15
Список использованных источников.............................................................. ...16

Файлы: 1 файл

курсовая работа по русскому языку.docx

— 35.89 Кб (Скачать файл)

Белорусский государственный  университет

Филологический факультет

Кафедра русского языка

 

 

 

 

Экспрессивные субстантивы  как компонент художественной

речи рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник»

 

 

 

 

                                                                        Курсовая работа студентки

                                                                3 курса специальности

« Русская филология» дневной

                                                      формы обучения

                                                        Синявской Ирины

                                                  Александровны

 

Научный руководитель - профессор Н. М. Пипченко

 

 

 

Минск, 2011

Оглавление

 

Введение.................................................................................................................. ..3

 Глава 1 .Понятие экспрессивности и экспрессивных средств художественной речи….................................................................................................................6                                                                                                           

Глава 2. Экспрессивные существительные и прилагательные как компонент художественной речи рассказа А. П. Чехова "Злоумышленник"……………10

2.1.Экспрессивные существительные и прилагательные, экспрессивность которых выражена на уровне лексического значения………………………….11

 2.2. Экспрессивные существительные и прилагательные, экспрессивность которых выражена посредством суффиксов субъективной оценки…………...13

Заключение........................................................................................................... ...15

Список использованных источников.............................................................. ...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Слово в художественном тексте – это особый мир. Художественное слово - зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенного восприятия окружающего мира. Важную роль в художественном произведении играет слово. Человек живет в мире высказываний, в мире слов. Правильной, красивой, выразительной речи мы учимся у классиков художественной литературы. Таким учителем для многих стал талантливейший русский писатель Антон Павлович Чехов.

  А.П. Чехов является одним из тех, без кого немыслима русская литература. Его творчество основано на всем лучшем, что есть в русском языке, но обогащено тем своеобразным, что характеризует авторскую манеру писателя. Его творческое наследие составляют десятки остроумнынейших и оригинальнейших рассказов и повестей, а пьесы ставят на лучших подмостках мира. В своих произведениях А.П. Чехов создал множество неповторимых образов своих современников. Мы можем увидеть людей различных сословий: дворян, мещан, интеллигенцию, крестьян. Все образы поражают своей исключительностью и живостью. Легкий, понятный каждому язык Чехова, его тонкий психологизм и ироничная манера письма – все это приводит в ряды поклонников писателя все большее число читателей по всему миру.

  Рассказ «Злоумышленник»  внешне выглядит смешным. Его  главный герой — неграмотный мужичонка. Его судят за то, что он отвинтил гайку, “коей рельсы прикрепляются к шпалам”, чтобы из нее сделать грузило. Сам «злоумышленник» так и не понял своей вины, потому что не видел ничего противозаконного в своих действиях. Весь рассказ — это диалог между “судебным следователем” и “злоумышленником”. Чехов обобщает образ этого несчастного мужика, показывая его в контексте эпохи. 

  Множество исследователей  в области литературы и языка  создали труды, посвященные творчеству  Антона Павловича Чехова. Экспрессивная  лексика в качестве компонента художественной речи Чехова еще не становилась предметом отдельного исследования, о чем свидетельствует знакомство с работами В. А. Тюпы, Г. А. Бялого и других исследователей творчества писателя. 

  Поэтому основной целью этой курсовой работы является детальное описание лексических экспрессивов и их функций в создании выразительности художественной речи в рассказе «Злоумышленник».

    Для реализации этой цели ставится ряд конкретных задач:

  • определить особенности семантики экспрессивного слова, понятий экспрессивности и экспрессивных средств художественной речи;
  • классифицировать экспрессивы с учетом присущих им особенностей;
  • детально описать экспрессивы выделенных лексико-семантических групп как средства создания выразительности художественной речи рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.

Понятие экспрессивности и экспрессивных средств художественной речи.

 

Основная цель данной курсовой  работы обусловила необходимость рассмотрения ряда теоретических вопросов, связанных  с особенностями семантики экспрессивного слова, с понятиями экспрессивности  экспрессивных средств художественной речи. Сущность этих теоретических  проблем раскрыта в статье Н. М. Пипченко «Экспрессивные средства художественной речи» и заключается в следующем.

   Семантика экспрессивного слова отличается от семантической структуры нейтрального, неэкспрессивного слова и включает в себя два компонента: денотативный и коннотативный.

   Денотативный компонент (ДК) – отражает вещественное содержание семантики слова, его предметное отнесенность к конкретному денотату. Семантика слова хлестать включает всебя денотативный компонент - пить жидкость; экспрессивный компонент – в большом количестве, без меры; эмоциональность -  чувство неодобрения, порицания, презрения; отрицательную оценку.

Все компоненты семантики  слова (денотативный и коннотативный) существуют в слове как единая система, ен отделяясь друг от друга.

  Коннотативные компоненты (КК) – это “такие семантические признаки денотативного содержания слова, которые служат для выражения его экспрессивных , эмоциональных, оценочных, образных и стилистических оттенков значения”.

  В семантику экспрессивного слова обычно включаются такие ее компоненты, как экспресссивность, эмоциональность, оценочность, образность и стилистическая окраска.

 Экспрессивность как семантический признак слова часто соотносят с понятиями интенсивности/экстенсивности, которые указывают на степень проявления действия или признака. Интенсивность указывает на высокую степень проявления признака или действия.  Например, слово рвануть значит “ порывисто, резко тронуться с места, дернуть, стремительно начаться”; грязнуля – “неопрятный, нечистоплотный человек”. Экстенсивность говорит о низкой степени проявления признака или действия. Например: тащиться – идти, ехать медленно; меркнуть – тускнеть, постепенно утрачивать яркость, свет.

 Экспрессивность может быть выражена с помощью лексических повторов:синий-синий(очень синий); читал-читал(много читал); чуть-чуть; белым-бело; дурак-дураком; круть-верть; чудо-юдо; молода-молодешенька.

 Экспрессивность проявляется также благодаря фонетическим средствам: сильным произношением согласных и гласных звуков: По-о-олк, слуша-а-ай! (А. Куприн); звуподражаниям: бах, бум.

Экспрессивность слова достигается  также с помощью морфем, используемых в поэтической речи для усиления смыла слов. Например:

   Есть счастливцы и счастливицы,

   Петь не  могущие. Им –

   Слезы лить! Как сладко вылиться

   Горю –  ливнем проливным.

                                                               (М. Цветаева)

 Эмоциональность в семантике слова выражает эмоциональное отношение субъекта к денотативному компоненту слова. Это слова, отражающие положительные или отрицательные эмоции человека: неодобрение, осуждение, порицание, иронию, ласку и др.: жрать, ведьма, рявкать и т. д.

 Для выражения чувств  человека могут использоваться  слова с суффиксами субъективной  оценки для выражения различных  оттенков чувств: иронии, злобы,  пренебрежения. Например: рыбешка, глупенький, худющий, березонька.

 Эмоциональные междометия  передают различные чувства человека: восторг, испуг, удивление, гнев, радость: ах, ого, фу, увы, ай и др.: Ах ты, обжора! Ах, злодей!..(И. Крылов).

 Эмоционально-экспрессивные  частицы передают эмоциональную  характеристику лица, предмета, действия:ох и, ай да, то-то, что за и др.: Ну что за шейка, что за глазки!(И. Крылов).

 Эмоциональность может  также отсутствовать в значении  слова и проявляться на контекстуальном  уровне (море цветов). Но есть некоторые  глаголы, которые могут передавать  как положительные, так и отрицательные  эмоции. Это явление эмоциональной  энантиосемии: наяривать, шпарить.

 Оценочность в семантике слова выражает оценку предмета речи. Оценочнось тесно связана с эмоциональностью. Но некоторые ученые (И.А. Стернин, Э.А. Вайгла) отделяют оценочные(хороший, плохой, рассеянный) слова от эмоционально-оценочных(пъянка, трудяга).

Образность – способность языковой единицы выразить “обобщенный наглядно-чувственный образ предмета, названием которого является данное слово”. Но образность не всегда означает выразительность. Например, образные слова мухомор, подснежник с экспрессивной точки зрения нейтральные. Но образность в значенни слова усиливает его выразительность. В слове тунеядец, которое имеет значение “человек, живущий за чужой счет, чужим трудом”, денотативное содержание тускнеет, а коннотативное становится основным.

 М. И. Черемисина  и О.В. Загоровская выделяют  несколько разрядов слов, у которых  денотативный компонент не определяет  их содержания: “слова с мотивированной  образностью и яркой внутренней  формой, в семантике которых имеются  эмоциональный и оценочный компоненты  значения: крохобор, мироед, лизоблюд  и др.; семантические производные  номинативных лексем, куда входят  зооморфизмы (орел, лиса, змея, бегемот, осел)” и другие “проекции на человека” (артист, клоун, ангел, пень, заноза), метафорически-предметные образы(фары, баланда), глагольные метафоры, метафорические обозначения качеств и признаков.

 К этим разрядам  относится такие группы слов, которые не имеют первичной  номинативной базы. М.И. Черемисина  такие слова называет “изобразительными”. Это слова олух, хмырь, мымра, фифа и др. В структуре этих слов преобладают оценочно-эмоциональные значения.

Стилевое значение слова  обусловлено прикрепленностью слова  к определенной ситуации общения  и выражает отношение субъекта к  предмету речи. Стилистически окрашенные слова противостоят нейтральным  и употребляются или в торжественной  речи, или в разговорной: голова – глава – башка.

 Экспрессивное слово  обладает такой особенностью  как многомпонентность, поэтому  выделяют несколько разрядов  экспрессивов. О.В. Загоровская выделяет  несколько групп: 1)собственно экспрессивные (шпарить, мямлить, тащиться, тощий); 2) эмоционально-экспрессивные слова(плут, трепач, голубушка, соколик); 3)образно-экспрессивные слова (крохобор, мироед, хмырь, фифа); 4) экспрессивно-стилевые слова (лик, дерзание, муза).

 Значит, “экспрессивность  в широком смысле слова –  это выразительность речи, возникающая  на основе таких коннотативных  свойств слова как эмоциональность,  интенсивность/экстенсивность, оценочность,  образность, стилистическая окраска.  Все рассмотренные языковые средства, служащие усилению выразительности, изобразительности речи, увеличению воздействующей силы сказанного, относятся к экспрессивным средствам художественной речи”(1, с. 102).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Экспрессивные существительные  и прилагательные как компонент  художественной речи рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник»

 

  Экспрессивная лексика широко представлена в рассказах А. П. Чехова. Для рассмотрения подобных языковых единиц используется рассказ «Злоумышленник». В произведении писателя экспрессивная лексика служит для усиления выразительности и изобразительности речи, для увеличения значимости и воздействия сказанного.

   Например: маленький, тощий, нависшие, угрюмой, паучья, злоумышленник, мужичонка, идиот, дурак, мальчишка,  темные.

  У А. П, Чехова экспрессивные языковые единицы чаще всего выполняют функцию выразителя отрицательной оценки героя или явления действительности (тощий, глупая, темные, мужичонка, идиот, дурак).

  В исследуемом произведении  экспрессивность языковых единиц  выражается: 1) в самом лексическом  значении слова; 2)в лексемах, созданных  с помощью суффиксов субъективной  оценки;

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Экспрессивные существительные и прилагательные, экспрессивность которых выражена на уровне лексического значения

 

  Экспрессивная функция данных лексем (злоумышленник, дурак, идиот, тощий, угрюмый, нависшие, паучья, темные)  представлена особенностями семантической структуры, в которой основным является коннотативный компонент, выраженный лексическим значением слова.

Информация о работе Экспрессивные субстантивы как компонент художественной речи рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник»